Конспект урока окружающего мира по теме: Пернатые изобретатели (3 класс)

Тема: Пернатые изобретатели.

Цель: познакомить учащихся с птицами и их приспособлениями к полетам, типами питания.
Оборудование: мультимедийная презентация, плакат «Первая птица», перья птиц, рисунки детей с изображением птиц.


Ход урока:

1. Орг. момент.
2. Проверка домашнего задания.

- С какой группой животных вы познакомились на прошлом уроке?

- Кто относится к пресмыкающимся?

-Что общего между этими животными?

- Расскажите, что узнали о каждой группе пресмыкающихся.























- Какова температура пресмыкающихся?
- Чем отличается холоднокровность от хладнокровия?







- Ответьте на вопросы из рубрики «Знаете ли вы?»


2. Актуализация знаний.
- Какая одежда лучше греет? Почему?
- Шерсть и мех задерживают теплый воздух около тела и не пропускают холодный воздух.
- Почему парашютист падает? (он тяжелее воздуха)
- Почему парашют позволяет человеку замедлить падение? (парашют использует сопротивление воздуха)
- Почему авторы называют птиц «пернатыми изобретателями»?

3. Постановка проблемного вопроса.
- Какие «изобретения» помогают птицам летать?










4. Открытие новых знаний.
- Прочитайте диалог героев на стр. 32.

- Каким должно быть тело птицы, что бы оно могло летать?
(Высказывания детей)

Прочитайте текст на стр. 32.


Главное изобретение птиц – перья. Рассмотрите перо (показ перьев учителем). Из чего состоят перья? (из неживого вещества)
- Что происходит с перьями 1 – 2 раза в год?
- Для чего птицам оперение?
- Все ли перья одинаковые?










Оперение птиц состоит из разных перьев. Пуховое перо - с брюха, маховое – из крыла, рулевое – из хвоста, покровное – с груди.
Вывод: оперение птиц состоит из разных перьев. Перья покрывают все тело птиц и нужны им не только для полетов. Они защищают тело птиц от потери влаги и помогают поддерживать температуру тела +40
·
- Можно ли птиц отнести к холоднокровным животным?
Птицы – теплокровные животные, они поддерживают постоянную температуру тела, но для этого им нужно много энергии. Энергия нужна и для полетов. Поэтому птицы много едят и быстро переваривают пищу. Часть энергии они запасают в виде подкожного жира.


- А от кого произошли современные птицы?








- Птицы подразделяются на наземные, околоводные, древесные и хищные.
(Демонстрация слайдов, одновременно заслушиваются сообщения детей о птицах)

Рассказ учителя: (дополнительные сведения)
Я расскажу вам о «карликах» и о «гигантах» среди птиц.





Гигант среди современных птиц – АФРИКАНСКИЙ СТРАУС. В высоту он достигает 2,5 – 2,8 метра и весит около 80 кг. Яйцо страуса весит 1,5 кг, столько же, сколько весят три десятка куриных яиц. Страусы хорошо живут и размножаются в неволе. В те времена, когда была мода на страусовые перья, их разводили на специальных фермах.

Почему фламинго розовые? ФЛАМИНГО питается мелкими ракообразными, а в них содержится значительное количество каротина – оранжево-розового пигмента, того же, что и в моркови. Именно благодаря питанию оперение птицы имеет этот необычный цвет. Чтобы его сохранить, в зоопарках, где содержат фламинго, в их рацион регулярно включают порции креветок.
Огромны птицы АЛЬБАТРОСЫ. Размах крыльев обыкновенного альбатроса превышает 3,5 метра. Родина альбатросов – океаны южного полушария, и на суше они только высиживают свое единственное яйцо и выкармливают птенца. Питаются альбатросы рыбой и другими морскими животными.
Крупная птица ЛЕБЕДЬ-ШИПУН. У него размах крыльев 2,5 метра. Лебеди хорошо приручаются, и во многих прудах и озерах мы можем увидеть величественных птиц, ставших домашними.
ПИНГВИНЫ не могут летать: их задние конечности с перепонками, а передние превращены в ласты, которые используются при плавании. По земле эти птицы ходят медленно, переваливаясь с боку на бок.
Оперение иное, чем у других птиц. Пуховых перьев нет. Под кожей всегда накапливается жир толщиной 3 см. Самый крупный пингвин императорский до120 см. гнезда устраивает зимой на льду. В течение двух месяцев самец держит яйцо на лапах. За это время он не ест, теряет меньше половины веса.
Самая маленькая птичка в мире – КОЛИБРИ – шмель. Она и в самом деле чуть больше шмеля. Вес ее всего 1,6 – 1,8 грамма, а яичко величиной с горошину. Эти птички питаются нектаром.
В нашей стране самая маленькая птичка – КОРОЛЕК. Вес его не превышает 5 – 5,5 грамма. Гнездиться королек преимущественно в сосновых борах. Гнездышко у него маленькое, как половина мяча для игры в настольный теннис, а яйца величиной с фасоль.

Хищные птицы имеют мощный крючковатый, загнутый книзу клюв. Пальцы на ногах длинные, крепкие с загнутыми острыми когтями, которые служат для схватывания и убивания добычи, а клюв – для ее расчленения.
Все хищные птицы полезны для человека: они поедают большое количество грызунов, наносящих вред сельскому хозяйству.

- Чем птицы отличаются от пресмыкающихся?
Прочитайте текст учебника на стр. 34

- Птенцы у разных птиц рождаются разными, и родители заботятся о них по-разному.




5. Первичное закрепление.
- Что происходит в жизни птиц с приходом зимы? ( Становится меньше пищи , и часть птиц улетают в теплые страны.)
- На какие две группы делят птиц? (перелетные и оседлые)









- Почему некоторые из них остаются, что они едят?
Выполните задание 4 (стр.35), отметьте буквой «П» перелетных птиц, буквой «О» - оседлых.

- Чей клюв лучше?
Клювами птицы обзавелись постепенно, сначала с зубами , а потом беззубыми. У современных птиц зубов нет, но клювы у них по форме и величине разные.
- От чего зависит форма и величина клюва?
Задание 9 (стр.36)

Дубонос – древесная птица, питается ягодами. Разгрызает косточки.
Утка питается мелкими рачками, водными растениями.
Козодой питается насекомыми, ловит ночных бабочек.
Бекас – наземная птица. Его клюв приспособлен искать червей в сырой почве.
Орлан – хищная птица, клюв у него приспособлен разрывать крупную добычу.
Пеликан питается рыбой. Клюв приспособлен носить рыбу.
Цапля ест лягушек.
Блиц-опрос











6. Итог урока.
Возврат на слайд 9 к проблемному вопросу.
- В чем сходство и различие размножения птиц и пресмыкающихся?
Мир птиц так многообразен, птицы отличаются размерами, окраской перьев, формой клюва и лап, типом питания. Каждый вид прекрасно приспособлен к своей среде обитания.

7. Рефлексия.

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №48







Урок окружающего мира
в 3 «А» классе
по теме:


(использование мультимедийной презентации)





Составил
учитель начальных классов
МОУ гимназии № 48
Скитяева Ю.А.









г. Тольятти
2008 год





15