АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 6 ЛЕТ» Срок обучения 1 год


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«УСТЬ-ОРДЫНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»





АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА



ПО ПРЕДМЕТУ

«РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 6 ЛЕТ»
Срок обучения 1 год



Составитель: преподаватель
МОУ ДОД «Усть-Ордынская
детская музыкальная школа»
Николаева Юлия Вячеславовна



п. Усть-Ордынский
2014г.

СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка
Учебно-тематический план
Содержание изучаемого курса
Методическое обеспечение
Список литературы
Приложение






















Пояснительная записка

Образовательная область программы
Данная программа направлена на художественно-эстетическое развитие детей 4-6 летнего возраста через приобщение их к изобразительной деятельности. Предлагаемый курс разработан и апробирован в учреждениях дополнительного образования детей.
Актуальность программы
Современные дети много времени проводят за компьютером или перед телевизором - для них это одно из основных средств познания мира. Информация, которую ребенок получает из этих источников, обычно предлагается в готовом, легком для восприятия виде. Поэтому у сегодняшнего ребенка заметно сокращаются возможности для эмоционального восприятия окружающего мира, снижаются способности к анализу получаемой информации, развивается привычка к пассивному ее усвоению. При этом виртуальная реальность, окружающая ребенка, не только существенно отличается от настоящей действительности, но и нередко носит агрессивный и опасный для детской психики характер.
В результате, «компьютерно грамотный» ребенок очень часто оказывается неразвитой в культурном отношении, «эмоционально глухой» и творчески пассивной личностью.
В свете сказанного, данная программа представляется нам весьма актуальной и необходимой. Ее создание как раз обусловлено потребностью компенсировать недостаток эмоциональной, творчески активной и продуктивной деятельности у наших детей.
Данная программа будет востребована также и потому, что она занимает промежуточное положение между программами обучения изобразительной деятельности в общеобразовательных школах и учебными программами специализированных художественных школ. Как и общеобразовательные программы, данный курс доступен для каждого желающего ребенка и не требует наличия у него хорошо развитых художественных способностей (как в специализированной школе). Вместе с тем, курс предлагает достаточно широкий круг видов изобразительной деятельности, что во многом отличает его от общеобразовательных программ и сближает с программами художественных школ.
Цель программы
Цель программы состоит в формировании интереса к изобразительной деятельности и развитии творческих и художественных способностей у ребенка через приобщение его к изобразительной деятельности. Обеспечение интеллектуального, нравственного, волевого развития ребенка дошкольного возраста. Формирование мотивационной готовности к поступлению в школу.
Задачи программы:
научить детей основам работы с цветом, формой и композицией,
сформировать у ребенка навыки рисования по памяти, по представлению, с натуры,
познакомить детей с различными художественными приемами и материалами,
создать условия для творческого самовыражения ребенка и формирования у него позитивной самооценки,
приобщить детей к национальному и мировому художественному наследию.
Возраст занимающихся.
Программа предназначена для детей4-6 лет.

Срок реализации
Программа рассчитана на 1год обучения
Особенности программы
Данная программа имеет ряд особенностей.
Bо-первых предлагаемый курс делает основной упор на восприятии и передаче детьми цвета. Внимание к цвету детей дошкольного младшего школьного возраста доминирует над композицией, формой объектов и другими аспектами изображения. На этой особенности детского цветовосприятия и основывается программа. Дети способны не только к восприятию цвета, но и к осознанному использованию его при создании эмоционально значимых для них образов. Благодаря цвету даже самые несовершенные детские
работы преображаются, и ребенок испытывает радость и чувство удовлетворения от своего труда, что повышает его самооценку.
Во-вторых, особенность программы состоит в том, что она направлена на поддержание постоянного интереса ребенка к художественной деятельности. Все задания даются в игровой форме - доступной и интересной детям. Кроме того, каждое занятие построено так, чтобы по его окончании ребенок обязательно получал законченный результат - продукт художественного труда, выполненный собственными силами. Этот подход также позволяет повышать самооценку ребенка и мотивировать к дальнейшему обучению изобразительной деятельности.
Такая система « повторяя – усложняем» позволяет объединить в одной группе детей одного возраста независимо от их подготовленности и года обучения. В этом случае неподготовленные дети, могут легко приобретать художественные навыки, а те дети, которым эти навыки уже знакомы, получают возможность применить их на более высоком уровне. Но не следует забывать , что такое совмещение возможно с детьми первого и второго года обучения и второго и третьего, также на такое перемещение могут повлияеть личные успехи отдельного ребенка.
Условия реализации программы:
Для реализации программы необходимы:
светлый и просторный класс,
стулья и столы (или мольберты), соответствующие росту детей,
доска,
кнопки (магниты),
стул и стол для педагога,
методические пособия,
художественные материалы: бумага А4, пастель, восковые мелки, цветная бумага, клей, ножницы, карандаш, ластик.

Здоровье сберегающий аспект

В настоящее время со всей остротой перед нами встала задача по обеспечению безопасности учащихся во время учебного процесса, и это касается не только сохранения жизнеспособности ребенка, но и охраны здоровья ребенка и будущего поколения в целом.
Образовательный процесс в художественной школе прямой опасности физическому здоровью не несет, но имеет скрытую форму вредного воздействия на молодой, неокрепший, развивающийся организм: в силу малоподвижности процесса обучения детям могут угрожать такие грозные заболевания, как скалиоз, близорукость, гиподинамия и др. Для минимизации возникновения того или иного заболевания педагогу необходимо выполнить следующие условия при проведении уроков:
Помещение должно быть чистым и убранным, перед началом урока следует его проветрить.
Создать условия для того, чтобы освещение (искусственное или естественное) было достаточным. Освещение должно быть с левой стороны.
Необходимо правильно посадить ученика соответственно его физическим данным, подобрать правильную высоту стула и парты. Учебная доска должна быть на уровне глаз.
Высота телевизора должна быть на уровне глаз сидящего ученика.
Методические рекомендации

Образовательная программа направлена на изучение основ художественной культуры и дает возможность детям дошкольного младшего школьного возраста, независимо от степени их одаренности, достичь достаточного уровня художественной подготовки и сформировать устойчивый интерес к изобразительной деятельности.
Несомненно что изобразительное творчество оказывает благотворное влияние на развитие различных типов мышления и памяти ребенка, его наблюдательности, воображения, зрительно-моторной координации, глазомера, ручной умелости, эстетического восприятия и художественного вкуса, волевых и многих других качеств, создает богатые возможности для формирования у детей комплекса способностей, необходимых для успешной работы и творчества в разных областях человеческой деятельности.

Следующей особенностью является использование на занятиях широкого спектра художественных материалов и видов изобразительной деятельности, что позволяет добиться наибольшего результата наименьшими средствами, что для юных художников, делающих первые шаги на пути к вершинам профессионального мастерства, имеет первостепенное значение.
Также в программе учитывается особенности цвето- восприятия детей дошкольного и младшего возраста и на основании этого базовым разделом в программе является именно рисование – живопись, где цвет играет главную роль. Остальные разделы являются дополнением и играют разгрузочную роль для смены деятельности детей, что является также необходимым в этом возрасте.

Организационно-методическое обеспечение программы

Дети набираются в группу без учета художественных способностей. Обучающиеся делятся на группы по возрасту.
Оптимальная наполняемость группы для занятий от 10 до 15 человек, так как преподавателю необходимо более индивидуально работать с каждым воспитанником. Допустимы незначительные изменения количественного состава группы в сторону увеличения, но не более трех человек.
При реализации программы допускается некоторое изменение пропорций учебного времени, отводимого на те или иные темы, в зависимости от успеваемости членов коллектива.
В педагогике изобразительного искусства существуют различные подходы. Авторская позиция определяется тем, что для развития творческих способностей детям необходимо приобрести специальные знания, овладеть определенными навыками и умениями, освоить рациональные способы изобразительной деятельности, выработанные предшествующими поколениями, которыми они сами, без помощи взрослых, овладеть не могут, то есть необходимо целенаправленное художественное обучение детей по специально разработанной программе, позволяющей развить творческий потенциал каждого ребенка до оптимальных параметров.

На занятиях педагог дает детям необходимые технические навыки и умения, которые ребенок должен переработать и переосмыслить, чтобы затем продемонстрировать продукт собственного творчества (здесь сбалансированы компоненты творчества и обучения).
Программа содержит следующие задачи:
научить детей основам работы с цветом, формой и композицией,
сформировать у ребенка навыки рисования по памяти, по представлению, с натуры,
познакомить детей с различными художественными приемами и материалами,
создать условия для творческого самовыражения ребенка и формирования у него позитивной самооценки,
приобщить детей к национальному и мировому художественному наследию.

Достигнутые результаты по программе и их оценка
Для определения уровня усвоения программы применяются два вида контроля:
внутренний ( в виде аттестации)
внешний (участие в выставках, конкурсах и фестивалях).
1. Внутренняя аттестация учащихся.
Критериям, выявляющим уровень усвоения программы:
правильность композиции и формы
богатство цветового решения и изобразительных приемов
верность реалистического рисунка
оригинальность исполнения
Не следует забывать , что каждая работа в целом представляет собой ценность в развитии ребенка, зачастую не совпадающую с художественной ценностью, объективной и абсолютной.

Уровни усвоения программы

Работа была выполнена с помощью педагога,
Работа полностью соответствует предложенному оригиналу,
Смешивание красок мало,
Работа не совсем аккуратная работа.

По окончании обучения ребенок должен:
знать названия основных цветов,
применять элементарные правила смешения цветов в палитре,
различать теплую и холодную гамму цветов,
уметь правильно держать карандаш и кисть,
передавать простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов,


3. Содержание изучаемого курса

Программа включает следующие разделы:
Рисование
Аппликация
Лепка

Вводное занятие.
Ознакомление с содержанием программы; цели и задачи на учебный год. Режим занятий. Необходимое оборудование. Правила техники безопасности.

Раздел «Рисование»
В разделе рисование дети знакомятся с такими понятиями как основные и составные цвета, холодный и теплый цветовой строй. Они учатся работать с палитрой, создавать цветовые контрасты и оттенки цвета, искать и определять названия цветов и оттенков (серо-голубой, желто-зеленый, оттенки для передачи пасмурного неба , темной листвы у деревьев или стеблей у цветов и т.д.), добиваться постепенных переходов от темного к светлому тону. Дети узнают, как передавать цветом время суток, времена года, явления природы, овладевают также некоторыми техническими навыками, как свободно рисовать концом кисти тонкие линии в разных направлениях и с разными поворотами. Учатся покрывать цветом большие плоскости, использовать легкий нажим на карандаш, осваивают технику рисования акварелью, цветными восковыми мелками и гуашью. Педагог учит детей отмечать изменяемость цвета предметов и явлений и передавать это в рисунках. Дети знакомятся с различными жанрами изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, портрет)
В данном раздел предполагаются следующие темы:


Декоративное рисование
На занятиях по рисованию, на декоративно-прикладную тематику дети знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.
Основная задача декоративного рисования первого года - научить маленьких детей рисовать различные линии кистью. Это укрепляет мелкую мускулатуру кисти рук, делает ее подвижной и гибкой. На занятиях декоративно-прикладным творчеством дошкольники учится аккуратности и точности исполнения изображения. Педагог знакомит детей с понятиями контраста и сочетаемости цветов, а также с правилами симметричного расположения элементов в узоре.
Творческие задания
Такие задания необходимы для развития самостоятельности и творческой активности детей при рисовании , в выборе объекта изображения, раскрытия темы, эмоциональности, оригинальности композиции и техники.

Раздел « аппликация»

Данный раздел являются дополнением к основному курсу рисования и играют разгрузочную роль для смены деятельности детей дошкольного возраста. Занятия по аппликации носят закрепляющий характер и тематика изображений повторяется из раздела рисование: рисование по представлению работа с бумагой в плоскости (обрывная аппликация)
объемная аппликация
работа с бумагой
работа с другими материалами
Задания обучения.
В ходе занятий по аппликации детям легче запоминать пространственно-ориентационные представления (внизу, вверху, в середине, справа, слева), а также характеристики размеров (высокий, низкий, узкий, широкий, короткий, длинный). Дети знакомятся со свойствами бумаги и простейшими способами работы с ней (вырезание по прямой, смятие, обрывание). В обучеии широко используется прием обрывной аппликации. Этот прием (в отличие от использования обрезков
бумаги) сохраняет в материале тепло человеческих рук, а неровные края придают изделию особую выразительность и мягкость. По теме объемная аппликация детьми выполняются различные поделки к праздникам: Новый год, 8 марта, 23 февраля и др.

Раздел « лепка»

Этот раздел программы не дифференцирован по годам, так как лепке отводится не так много учебных часов, а на третьем году обучения данный раздел отсутствует так как эти часы отданы на раздел рисование. Основная задача занятий лепкой - разнообразить виды деятельности детей и способствовать развитию мелкой моторики руки необходимой в первую очередь для дошкольников. Лепка из пластилина простых элементов развивает мышечную силу, а добавление в лепку деталей из зерен - мелкую моторику руки,
В дошкольный период у детей не только происходит укрепление мелких и крупных мышц рук, но и повышается зрительный контроль за действиями пальцев. Поэтому движения во время лепки становятся более точными и сложными.

Календарно-тематический план

1
Лепка. Выполнение композиции по шаблону «Сапожок для мамы» из простых элементов: шарик, колбаска, жгутик, сплющенный шарик.
1

2
Аппликация. Выполнение аппликации из простых геометрических фигур «Цыпленок на поляне».
1

3
Рисование. Фрукты «Желтый банан и зеленое яблоко». Цветные карандаши.
1

4
Лепка. Пластшшнография. Налеп пластилина на картон «Солнце в тучках».
1

5
Аппликация. «Заюшкин огород (капуста и морковка)».
1

6
Лепка. Пластилинография. «Рыбки» по уже заготовленному контуру из простых геометрических фигур.
1

7
Рисование. «Одуванчики мои». Восковые мелки.
1

8
Аппликация. «Теремок» по шаблонам: квадрат, треугольник, круг.
1

9
Лепка. «Овощи с огорода» (огурец, помидор). Лепка предметов круглой и овальной формы.
1

10
Рисование. «Дождь и радуга». Акварель, кисти.
1

11
Аппликация. «Летят осенние листья».
1

12
Лепка. Пластилинография. «Украшаем сундучок» .
1

13
Рисование. «Украсим блюдце яркими узорами» роспись блюдца из картона. Акварель, кисти.
1

14
Аппликация. «Вкусные ягодки на тарелке».По шаблонам.
1

15
Лепка. «Печенье для подружки». Лепка «печенья» в виде геометрических фигур.
1

16
Рисование. «Новогодний праздник» смешанная техника. Акварель, восковые мелки.
1

17
Аппликация. «Украсим варежки», Шаблон варежек.
1

18
Лепка. Пластилинография «Матрешка». Шаблон матрешки, узоры -самостоятельно вылепить.
1

19
Рисование. «Новогодние игрушки». Восковые мелки.
1

20
Аппликация, « Елочка и снеговик» из простых геометрических фигур с прорисовыванием деталей восковыми мелками.
1

21
Лепка. «Трусливый заяц и хитрая лиса». Лепка на образность.
1

22
Рисование. «Волшебные снежинки». Акварель, жесткая кисть.
1

23
Аппликация. «Совушка на дереве».
1

24
Лепка. «Птичка с птенцами». Лепка по памяти.
1

25
Рисование. Набрызг «Звездное небо». Акварель, жесткая кисть. Краска разбрызгивается на бумагу.
1

26
Аппликация. «Букет цветов для бабушки».
1

27
Лепка. «Кувшин на подносе». Лепка с натуры.
1

28
Рисование. «Сказочная птица». Восковые мелки.
1

29
Аппликация. «Ягодная поляна» с прорисовыванием деталей.
1

30
Лепка. «Угощение для гостей» (кружка, блюдце, фрукты)
1

31
Рисование. «Дерево». Поэтапное рисование дерева. Цветные карандаши.
1

32
Аппликация. «Чудо -дерево». Разноцветные, фантастические формы листьев.
1

33
Лепка. «Клоун в цирке». Стилизованная фигурка.
1

34
Рисование. «Цветущие сады». Акварель, кисти.
1


Всего за год
34часа




























Список использованной литературы:
Антонова Т.В., Алиева Т.И. Истоки. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.  М.: ТЦ Сфера, 2011.
Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование. Конспекты занятий/. М.: ТЦ «Сфера», 2005.
Кихтева Е.Ю. Рисуют малыши: Игровые занятия с детьми 1-3 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Колдина Д.Н. Рисование с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика-Синтез, 2005
Конощук С.И. Фантазии круглый год: Пособие для пед. коллективов детских садов, студентов, родителей.- М: Обруч, СПб.: Образовательные проекты, 2011.
Корнилова С.Н., Галанов А.С. Уроки изобразительного искусства для детей 5-9 лет.- М.: Рольф, 2000.
Корчаловская Н.В., Посевина Г.Д. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. Методическое пособие. М, 2003.
Кузин В.С. Преемственность в изобразительной деятельности дошкольников и младших школьников: Пособие для воспитателей д,садов и учителей начальных классов – М.; Просвещение 1974
Лыкова И.А.  Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки». – М.: «Карапуз-дидактика», 2007.
Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в       тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре - самолете и в машине времени. Занятия в ИЗОстудии. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2008.
Неменская Л.А. Искусство и ты: учебник для 1 класса начальной школы / под ред. Б.М. Неменского -3-е изд. М., 2002.
Неменский Б.М.. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания – М.; Просвещение, 1981
Рутковская А. Рисование в начальной школе. СПб., 2001
«Сборник примерных образовательных программ по дополнительному образованию». Выпуск 40, М,2004г.Швайко Г.С. Занятия изобразительной деятельностью в детском саду.
Столяренко Л.Д.»Основы психологии»Ростов на Дону,2000г.
Тихомирова О.Ю., Лебедева Г.А. Пластилиновая картина: Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.- М.: Мозаика-синтез, 2011.
Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно – прикладного искусства. Учебное пособие для 1 класса. М.,1996.
Яковлева Т.Н. Пластилиновая живопись. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
Рекомендуемая литература для родителей:
Курбатова Н.В. Учимся рисовать. М., 2002.
Геронимус Т.М. «150 уроков труда в 1-4 классах» М., Издательство АСТ, 2000г.
Проект «Энциклопедия малыша» Серия «Сказки о художниках» М., Изд. Белый город, 2004г.
Рекомендуемая литература для детей:
Катханова Ю.Ф., Васильев А.И. «Изобразительное искусство: рабочая тетрадь: 1 класс в 2 частях – М., Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС , 2000г.
Ким Солга «Учимся рисовать» М., Издательский дом «Гамма», 1998г.
Кэтти Сэвидж-Хаббард, Роуз Спейшер « Приключения в мире живописи» М., Издательский дом «Гамма», 1998г.
Стенли Молцмен «Рисуем пейзаж/ перевод с англ. А.Ф. Зиновьев. – 2 –е изд. Минск , ООО Попурри, 2003г.
Эймис Л. Дж. « Рисуем 50 животных» / пер. с англ. 4-е изд. Минск , ООО Попурри, 2003г.








13PAGE 15







Заголовок 615