Формирование коммуникативных речевых навыков у младших школьников


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Калининская средняя общеобразовательная школа»
Кунгурского района Пермского края
Формирование коммуникативных речевых навыков у младших школьников
Подготовила
учитель начальных классов
Муравьева Л. А.
Село Калинино
2017
Развитие коммуникативных речевых умений при формировании УУД у младших школьников
Лишь немногие умеют говорить грамотно, поэтому во многих ситуациях людям сложно понять друг друга. Проблема развития связной устной речи обучающихся приобретает в современной методике начального обучения все большую актуальность. Во-первых, это обусловлено тем, что только коммуникативная развитая связная речь ребенка позволяет ему свободно общаться с окружающими людьми, тем самым «включая» его в активный процесс коммуникации. От того, насколько точно, четко, лаконично и целесообразно в соответствии с конкретной речевой ситуацией ребенок умеет выражать свои мысли, зависит эффективность процесса общения.
Во-вторых, это продиктовано увеличением роли устного слова в культурной жизни страны, так как наиболее ценимым в наше время стало умение говорить без подготовки, спонтанно. По свидетельствам видных отечественных, механизм порождения спонтанной речи не проще, а в значительной мере сложнее порождения письменной речи. Умение же строить спонтанно связные речевые произведения есть «проявление речевой способности высшего порядка» (К. Ф. Седов). Поэтому, детей необходимо учить строить связные устные высказывания в целях повышения их коммуникативных способностей.
Основной целью всего обучения русскому языку в начальной школе является формирование у учащихся умения свободно и связно выражать свои мысли в устной форме в соответствии с ситуацией общения.
Слово «коммуникация» означает передачу информации от говорящего к слушающему. Чтобы собеседник правильно воспринимал речь и понимал ее, необходимо определить, какими свойствами должны обладать реплики говорящего. Теоретические и экспериментальные научные исследования в области методики преподавания родного языка свидетельствуют о том, что достижение этой цели невозможно без целенаправленного и последовательного формирования и развития умений, связанных с овладением структурой устных высказываний различных типов и стилей речи, и усвоения основных понятий в области развития коммуникативной связной устной речи. К основным методам обучения детей связной речи исследователи относят: обучение пересказу, рассказыванию (о реальных событиях, по картинам и др.) и устному сочинению по воображению. Обучению детей рассказыванию (пересказ, рассказ-описание и др.) предшествует подготовительная работа. Цель этой работы - достижение уровня речевого и языкового развития, необходимого для составления разных видов развернутых высказываний. Подготовительная работа включает: формирование лексического и грамматического базиса связной речи, развитие и закрепление навыков построения предложений разной структуры.
Система упражнений в связной устной речи будет основываться на выделенных семи коммуникативно-речевых умениях. То есть все упражнения распределяются на семь групп в соответствии с теми основными умениями, которые необходимо сформировать у младших школьников.
1.Упражнения, направленные на формирование умении ориентироваться в ситуации общения.
Определить цель и задачи данного высказывания.
Определить адресата высказывания.
Определить ситуацию создания высказывания.
Сопоставить задачи данного высказывания и его содержание на предмет их соответствия.
Выбрать наиболее подходящий тип и стиль предстоящего высказывания в соответствии с его задачами и адресатом.
Отобрать наиболее уместный языковой материал для создания высказывания в целях оптимального решения его задач.
2.Упражнения, направленные на формирование умения раскрывать тему и основную мысль высказывания.
Определить тему высказывания.
-Определить границы темы высказывания.
Отобрать фактический материал, соответствующий теме высказывания.
Расположить отобранные факты в порядке их значимости для автора высказывания.
-Сравнить несколько высказываний и определить, какие из них па одну тему.
Сравнить несколько предложенных тем и выбрать одну, наиболее подходящую данному высказыванию.
Составить собственное высказывание на данную тему.
Сформулировать, исходя из мотивов общения, собственную тему и составить по ней высказывание.
Озаглавить высказывание в соответствии с темой.
Сформулировать основную мысль высказывания.
Озаглавить высказывание в соответствии с основной мыслью.
Определить содержание текста по заголовку.
Сравнить несколько предложенных заголовков высказывания и выбрать из них наиболее подходящий.
Сравнить несколько озаглавленных высказываний и определить, какие из заголовков отражают тему, а какие - основную мысль.
Найти и удалить из высказывания предложения, не соответствующие теме высказывания.
Составить высказывание, раскрывающее предложенную основную мысль.
Отредактировать устное высказывание с позиций применения основных выразительных средств (интонация, основной тон, громкость, темп, логическое ударение, паузы).
-Сопоставить близкие по содержанию темы высказываний.
3. Упражнения, направленные на формирование умения отбирать и систематизировать материал к устному высказыванию.
Составить тематический словарь к будущему высказыванию.
Выбрать из предложенной группы слов и выражений наиболее подходящие для раскрытия темы предстоящего высказывания.
Разделить предложенный тематический набор слов и выражений на группы в зависимости от типа предстоящего высказывания.
Проанализировать тематический словарь будущего высказывания с позиции его стилистического оформления и удалить «лишние» (неуместные) слова.
-Составить наброски плана предстоящего высказывания.
Сгруппировать собранный материал в соответствии с планом высказывания.
Определить, в каком из предложенных отрывков высказывания дан материал для описания предмета, действующих лиц, времени и места события.
Найти в отобранном материале для высказывания слова и предложения, которые помогут раскрыть основную мысль, избежать повторения слов.
4. Упражнения, направленные на формирование умения строить высказывание в определённой композиционной форме в зависимости от типа и стиля речи.
Определить тип высказывания по заголовку.
Задать вопрос к тексту и определить его тип.
Сравнить три высказывания и определить тип каждого.
Назвать отличительные особенности каждого типа высказывания.
Определить цель данного повествования, описания или рассуждения.
Выделить структурно-смысловые части повествования, описания или рассуждения.
Расставить в нужной последовательности «перепутанные» части высказываний разных типов.
- Восстановить деформированные высказывания (если высказывание состоит из разных структурных частей, взятых из описания, рассуждения или повествования).
Составить высказывание данного типа по структурной схеме.
Составить сказку по опорным словам и предложенной схеме.
Составить высказывание по предложенному началу (или концу).
Найти сравнительный оборот в описании и заменить его синонимичным, используя слова: как, словно, как будто.
Вставить в рассуждение слова, выражающие уважительное отношение к собеседнику.
Определить стилистическую окраску данного типа высказывания.
Определить по стилистическому оформлению высказывания его автора и адресата.
-Указать сферу использования данного высказывания.
Выделить структурно-смысловые части высказывания данного стиля.
5. Упражнения, направленные на формирование умения выражать свои мысли правильно с точки зрения норм литературного языка.
Подобрать слова, наиболее подходящие по смыслу, для построения предложений.
Составить словосочетания по вопросам.
Выделить словосочетания определённой структуры из предложений.
Составить предложение:
Проанализировать предложенное высказывание с позиции нормы правильного литературного произношения слов.
Связать несколько данных предложений между собой, слегка изменив их грамматическое строение.
Отредактировать высказывание, в котором активно присутствуют так называемые «лишние» слова.
6. Упражнения, направленные на формирование умения лексически разнообразить устное высказывание.
Выбрать из ряда предложенных слов наиболее подходящие для использования в данном высказывании в соответствии с его целями, задачами и ситуацией общения.Заменить, добиваясь точности словоупотребления, указанные слова в высказывании синонимами.
Выбрать из синонимического ряда слов наиболее уместные в данном контексте.
Составить тематическую группу слов к предстоящему высказыванию.
Составить лексико-семантическую группу слов (слова- предметы, слова-признаки, слова-действия) к предстоящему высказыванию.
Создать собственное высказывание типа рассуждения, используя многозначные слова.
7. Упражнения, направленные на формирование умения контролировать собственную речь в процессе высказывания.
Исправить речевые недочёты предложенного высказывания.
Оценить созданное высказывание с позиций удобства его восприятия слушателями.
Отредактировать предложенное высказывание, используя основные приёмы выразительности устной речи: интонацию, паузы, логическое ударение, громкость, мимику и т. д.
Хорошая речь не может быть без соответствующих знаний, умений и навыков. Это все приходит как результат труда. Коммуникативная направленность речи отрабатывается через серию упражнений по формированию умений структурировать фразу, тексты, освоение способов внутритекстовой связи. Вот почему необходимо включать данные задания в структуру занятий.
Список использованной литературы
Е. В. Архипова, «Основы методики развития речи учащихся », М., Вербум - М, 2010
И. В. Фомина, И. В Щербакова «Русский язык .Развитие устной речи. Инновационные подходы», Волгоград, 2010