Выступление на тему Классное самоуправление как один из способов развития личности

Классное самоуправление как один из способов развития личности учащихся.

Класс – это маленькая страна, которая будет процветать, если каждый ее житель научится нести ответственность за общее дело. Я хочу поделиться своими наработками по поводу форм работы с ученическим коллективом, позволяющими детям развивать свои способности, решать непростые жизненные задачи, овладевать навыками делового общения, строить страну своей мечты.
Цель каждого классного руководителя – создать коллектив, дружный класс, где ребята чувствуют себя спокойно, уверенно, идут в школу с хорошим настроением. А это важный фактор, помогающий сохранить здоровье школьника, повысить результаты успеваемости, осознать подросткам собственную значимость. Классный руководитель должен помочь ученикам понять, насколько необходимо научиться работать в коллективе.
Последнее время ведется немало споров о работе органов ученического самоуправления. Его развитие – дело сложное, требующее работы в течение долгого времени. Самоуправление дает возможность подросткам осознать себя в различных социальных ролях, накопить опыт общения, научиться преодолевать трудности, почувствовать ответственность перед товарищами по общему делу. И сегодня я хочу представить опыт работы в этом направлении.
На первом этапе «сплачивания» мы проводили беседы, классные часы под названием «Я и мы. Наши поручения.», где я объясняла, что такое коллектив, как строится работа любого коллектива, и как будет выглядеть орган самоуправления в нашем классе.
В 8 классе обучается 22 человека, из них 12 девочек и 10 мальчиков. Классный руководитель на данном этапе развития самоуправления выполняет роль консультанта и старшего наставника, обучая воспитанников выполнять свои обязанности и использовать права.













Модель самоуправления.

Организационная структура ученического самоуправления в нашем классе:


Совместными усилиями было выработано положение (устав).
Общее положение. Цель.
Самоуправление в классном коллективе – это действия детей, осуществляемые самостоятельно и совместно с классным руководителем по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально-ценных задач.
Цель самоуправленческой деятельности – содействие развитию ребенка, организация эффективного функционирования учебной группы, формирование у учащихся готовности и способности выполнять систему социальных ролей человека.
Принципы самоуправления:
- обдумай задание и оцени его реальность;
- определи этапы и сроки его выполнения;
- отвергая, предлагай;
- сделав, проанализируй;
- помни: вместе мы сила.
Вместе сформулировали законы, по которым живет классный коллектив, представив их в виде пословиц:
Где хотенье, там и уменье.
После дела за советом не ходят.
Доброе дело само себя хвалит.
Что в другом не любишь, того и сам не делай.
Чужим умом богат не будешь.
Грамоте учиться всегда пригодиться.

Через самоуправление решаются задачи:
- развитие, сплочение и координация ученического коллектива;
- жизненное самоуправление;
- формирование культуры деловых отношений;
- умение решать проблемы;
- самораскрытие и самореализация личности;
- принцип равноправия и совместной деятельности;
- общественно значимые мотивы участия в управленческой деятельности;
- умение планировать трудовую деятельность; рационально использовать рабочее время;
- повышение требовательности к себе и одноклассникам;
- воспитание нетерпимого отношения к нарушителям трудовой дисциплины;
- раскрытие школьников как мыслителей, способных прогнозировать свою жизнь;
- формирование готовности участвовать в различных проектах.

Развитие самоуправления в классе
- позволяет выработать личную ответственность;
- обеспечивает защиту от негативных явлений (наркомании, безнадзорности);
- позволяет выявить свои возможности и реализовать их;
- способствует выявлению лидеров;
- повышает уровень воспитанности ребят.
Собрание является высшим органом классного самоуправления и обеспечивает каждому ученику право участия в подготовке, обсуждении и принятии решений по наиболее важным вопросам жизнедеятельности класса.
Совет коллектива класса – главный исполнительный орган, избираемый на классном собрании на год. Его члены, как правило, руководят работой микрогрупп, создаваемых для организации в классе познавательной, художественно – творческой, спортивно – туристической, трудовой, образовательной видов деятельности.
Наряду с постоянными в классе действуют и временные органы самоуправления (временные творческие группы, совет дела и т.п.). их создание определяется конкретной задачей, стоящей перед коллективом; решение о создании таких групп принимается на классном собрании. Эти временные творческие группы обязательно отчитываются перед коллективом о выполнении поставленных задач, а осуществив решение организаторской задачи, они прекращают свое существование.
Неотъемлемым элементом системы самоуправления является выполнение учащимися постоянных и временных поручений. Они помогают ученикам стать субъектами жизнедеятельности, происходящей в классе и школе.
А воспитательный потенциал поручения возрастает, если оно соответствует следующим требованиям:
1. социально – ценностная направленность поручения;
2. личностная значимость для ребенка выполняемой им работы;
3. наличие реальных и конкретных прав и обязанностей у исполнителя поручения;
4.развивающий характер содержания и способов выполнения поручений, «цепочки» их последовательности – от простого к сложному, от желаемого к обязательному.
Опыт показывает, что не все ребята проявляют интерес к работе в органах самоуправления. Но активисты втягивают этих ребят в свои дела, предложив поучаствовать в организуемых ими мероприятиях. Не найдя себе дело по душе в одной группе, учащиеся пробуют свои возможности в другой.
Таким образом, классное самоуправление не только позволяет включить всех учащихся в коллективную деятельность, оно дает возможность каждому ученику занять позицию организатора одной, наиболее интересной для него деятельности и одновременно участвовать в разнообразной групповой работе, организуемой его товарищами.
Классный руководитель, конечно же, не остается в стороне. Я участвую в обсуждении тех или иных дел на правах старшего товарища, использую для обсуждения свои предложения, задаю наводящие, уточняющие вопросы, предлагаю обосновать выдвинутые идеи и суждения или их критику, обобщить высказанные предложения. Я направляю обсуждение ребят, а при необходимости вношу новые организационные приемы, чтобы учесть индивидуальные особенности и способности каждого.
Важно поддерживать в коллективе доброжелательную обстановку, чтобы суждения ребят были открытыми и отражали их реальную позицию, их интересы и убеждения. При такой обстановке слабые и неуверенные в себе школьники будут чувствовать себя комфортно и смогут проявить себя. Открытая и доброжелательная атмосфера группового обсуждения поможет каждому быть активным участником самоуправления, сделает значимыми все суждения ребят, поможет создать творческий настрой на совместную деятельность, через открытое выражение своего мнения, проявляя интерес и доверие к инициативе ребят, избегая жесткой критики.
Очень часто обсуждение намечаемых дел в классе и даже их выполнение мы проводим в микрогруппах (2 – 4 человека) с дальнейшим представлением мнения группы. Разбивка класса на небольшие группы позволяет достичь большего взаимодействия между участниками. В противном случае один или несколько наиболее уверенных в себе учеников могут оказывать давление на остальных. А разговор или какое либо общее дело в малой группе позволяют участникам более откровенно поделиться своими мыслями в атмосфере поддержки и понимания.
В качестве примера расскажу о том, как в нашем восьмом классе был принят герб, флаг и гимн коллектива. Ребята разбились самостоятельно на группы (по 2 – 3 человека). Создание проектов классной символики шло целую неделю. По истечении данного времени мы собрались на обсуждение. Каждая группа представляла и защищала свою работу, ребята задавали вопросы, уточняли что-либо непонятное. В результате в окончательном варианте герб класса включил элементы двух разных проектов, а ни один вариант флага после выступления групп ребятам не понравился. В ходе обсуждения было принято решение: проект флага доработать тут же на классном собрании, что и было сделано. Потом заслушали три текста гимна. Один был принят как туристическая песня класса (мы много ходим в походы, участвуем в школьных и районных турслетах, где занимаем призовые места), другой понравился всем и с радостью был взят в качестве классного гимна, третий текст ребята отклонили и решили его доработать, когда будут «свежие» идеи и мысли. В обиде никто не остался, все были довольны своей работой и работой своих одноклассников.
Примерно так же протекал процесс по сбору краеведческого материала. Решили рассказать всем об улицах нашего села. Опять разбились на микрогруппы, в каждой выбрали писаря и два выходных дня полностью посвятили этой работе. Ходили по улицам, считали жилые дома, дачи, выделяли новые и красивые постройки, шаги «переводили» в метры и высчитывали длину улиц; узнали, откуда пошли их названия, сколько жителей в нашем населенном пункте, сколько детей и т.д. затем на классном часе ребята поменялись местами в микрогруппах. И уже заработали наши постоянные: информационная м.г., художественно – творческая м.г., м.г. образования и т.д. Одни работали с литературой о селе: искали интересующие их даты, факты; другие фотографировали нужные объекты, третьи начали оформлять материал в компьютерном варианте; четвертые – чертили схему улиц. А те, кто мало был задействован в этой работе, потом представляли и защищали собранный материал на конкурсе краеведов, который был организован в рамках 9 зимнего турслета.
После каждого проведенного мероприятия или участия в чем-либо мы обязательно собираемся и обсуждаем наши успехи и неудачи. Почему? Отчего? А как сделать в следующий раз лучше? Это групповое обсуждение по кругу. Оно позволяет высказать свое мнение по общему для всех вопросу, а не подавлять эти мысли в себе, учатся слушать других; застенчивые и тихие ученики имеют возможность быть услышанными наравне со всеми, у них появляется опыт проявления себя в классе. Ребята сравнивают свои мнения с точкой зрения других, и это помогает в формировании собственной позиции, учащиеся лучше узнают друг друга, появляется чувство взаимопонимания и близости, формируется позиция «мы».
При составлении плана воспитательной работы в первую очередь учитываю желания ребят, а это опять «разговор по кругу». Каким должно быть коллективное планирование? Это и увлечение радостной перспективой, увлечение добрым делом, творчеством, борьбой с трудностями, чем-то необычным или веселым. Далее идет обсуждение вопросов, которые помогают детям в планировании, возбуждают их творческую мысль:
- что сделаем? (какие коллективные творческие дела)
-для кого? (для своего класса, для школы, для родного села и т.д.)
-когда сделаем?
-кто участвует?
-как организовать подготовку?
-кому доверить руководство делом? (совету класса, творческой группе, инициативной группе и т.д.)
При этом я не диктую, не навязываю, а размышляю вместе с ребятами, отвечаю на все вопросы.
Существуют у нас и такие приемы организации коллективного планирования:
-творческий конкурс между микрогруппами;
- «анкета мнений и предложений»;
-копилка интересных предложений;
-разведка интересных полезных дел;
-«трибуна мнений».
Много новых дел и традиций существует в классе только с предложения учащихся.
Так весной 2006 года было взято шефство над старым памятником героям гражданской войны в небольшом леске близ Арамашево. Ребята по собственной инициативе побелили обелиск, подкрасили, вычистили от травы и мха положенные на землю плиты, между железными столбиками натянули алую ленту, подмели все вокруг. А по окончании работы возложили цветы. Чистоту около памятника поддерживали до тех пор, пока не выпал снег.


Все, о чем я сообщила, касается форм и методов работы классного руководителя. Но, дело, конечно, не в том, какие формы воспитания использует классный руководитель: индивидуальные, групповые, коллективные, а в том, как это скажется на развитии личности. Класс хорош, если в нем хорошо каждому ребенку. Воспитание эффективно там, где есть заинтересованность взрослого в детях. Отношения «Ученик и учитель» - это не однонаправленное действие, а взаимодействие, содружество.
Для реализации цели – развития личности – нужен хороший коллектив. Когда он создан, он превращается в средство воспитания личности. И я стремлюсь, чтобы у нас был замечательный коллектив. А чтобы жизнь в классе не угасла, учитель должен быть всегда с детьми и чуть-чуть впереди.








15