Из опыта работы по развитию методологической культуры учащихся


Сведения об авторах

Ф.И.О.(полностью)
Афонина Раиса Федоровна
Богданова Светлана Анатольевна

Место работы, занимаемая должность
МОУ «Красногорская СОШ», учитель химии
МОУ «Красногорская СОШ», учитель физики

Число, месяц, год рождения
07.02.1951
01.03.1973




Из опыта работы по развитию
методологической культуры учащихся
Опыт формировался в сельской общеобразовательной школе, где в гетерогенных классах учатся дети одарённые, обычные и нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении. Не всех детей можно обучать одинаково легко в едином классном коллективе. В гетерогенных классах детям с высоким уровнем обучаемости достаточно указать дорогу «к вершинам знаний, как ценности для человека, детям со средним уровнем обучаемости нужно помочь преодолеть возникшие «на дороге познания» препятствия, а с интеллектуально-пассивными детьми, для которых характерен мотив избегания неудач, связанный с защитным поведением и тревожностью, учителю необходимо пойти рядом, постепенно пробуждая «задремавший» в глубине их души интерес, иначе они попадают в категорию слабо успевающих или неуспевающих, начиная с адаптационного периода в 5-ом классе. Возникает проблема, как помочь таким ученикам в условиях возникновения противоречия между ориентацией современного содержания образования на развитие творческих способностей учащихся и несогласованностью в подходах к изучению школьных учебных дисциплин, обусловленной относительной изолированностью развития методик преподавания этих предметов. Эта проблема решается через синергетический подход в преподавании естественнонаучных дисциплин и мониторинга уровня развития учебно-интеллектуальных умений (УИ).
В основе опыта лежит теория поэтапного формирования
умственной деятельности П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной, которая позволяет учителю решить дидактическую задачу:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Смысл цепочки: развитие интеллектуальных умений от репродуктивного уровня до творческого.
Сущность опыта. Создание психолого-педагогических условий,
позволяющих работать с каждым учеником в отдельности с учетом его индивидуальных познавательных возможностей, потребностей, интересов в едином классном коллективе.
Ведущая идея опыта. Включение учащихся в активную работу по
усвоению общих методов познания, способствуя развитию у них методологических знаний через содержание учебных дисциплин.
Интеграция знаний по естественнонаучным дисциплинам - это форма научного познания. Наиболее эффективный путь интеграции знаний лежит на уровне изучения общих для развития наук методов познания. Обучение методам познания в 5-ом классе идёт на основе алгоритмизации в несколько этапов.
Этапы обучения методам познания:
Диагностика исходного уровня сформированности базовых УИ умений учащихся.
Обучение школьника методам познания на основе правил-ориентиров.
Тренировка в использовании методов познания.
Мониторинг уровня развития УИ умений на предметном содержании.
На примере урока изучения нового материала рассмотрим, как
можно сделать объектом усвоения общие методы познания - анализ, классификацию и сравнение.
Урок проводится в базовом курсе « Природоведение -5 кл» по учебнику В.М.Пакуловой «Природа. Неживая и живая» после изучения темы «Разнообразие веществ и их свойства» и обеспечивает психологическую готовность пятиклассников к обучению физики в 7-ом классе и химии в 8-ом классе. На данном уроке идет тренировка и закрепление формируемых методов познания.
Урок разработан в форме исследования с использованием проблемного подхода на основе личностно-ориентированного обучения.
Данный урок позволяет:
Развивать внутреннюю мотивацию (хочу знать, уметь).
Обеспечивать коллективно-распределительную деятельность (парная).
Создавать психологические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.
Создавать обстановку для естественного самовыражения ученика через выполнение лабораторных исследований под руководством учителей.
Тема. Природные явления.
Тип урока. Урок усвоения новых знаний.
Методы: частично-поисковый.
Форма организации познавательной деятельности учащихся: парная.
Дидактические цели:
Создание условий для самостоятельного изучения нового материала под руководством учителя.
Обеспечение психологической готовности пятиклассников к обучению физики в 7-ом классе и химии в 8-ом классе.
Цели по содержанию:
Развивающая: развитие и совершенствование общеучебных умений учащихся на основе алгоритмизации «наблюдаю, разбираю, собираю, сравниваю», то есть познание через опыт и эксперимент:
учебно-организационные умения (соблюдать правила гигиены труда, вникать в смысл задания, строить таблицы);
учебно-интеллектуальные умения (анализировать, сравнивать, классифицировать, исследовать);
учебно-информационные умения (работать с инструкцией, планом-ориентиром);
учебно-коммуникативные умения (слушать, владеть устной и письменной речью, сотрудничать).
Образовательная:
формирование способов получения и применения знаний о природных явлениях в конкретных практических ситуациях через методы познания;
развитие практических навыков физического и химического экспериментов.
Воспитательная:
формирование навыков поведения учащихся в коллективном и индивидуальном учебном труде;
воспитание экологической культуры: бережное отношение к здоровью, как ценности для человека, через соблюдение правил техники безопасности при проведении исследовательских работ.
Оборудование:
Стеклянная трубка, спиртовка, спички, парафин, тигель, тигельные щипцы, медная пластинка, лучинка, лист белой бумаги, мел, соляная кислота.
Инструкции по выполнению исследовательской работы «Природные явления»
План-ориентир «Методы познания».
Персональный компьютер с мультипроектором.
План урока
1.Ориентировочно-мотивационный этап (1-2 мин)
Задача. Мотивация учащихся к активной деятельности.
Методы и приёмы. Словесный (по источнику знаний); информация учителя.
2.Операционально-исполнительный этап (36-37 мин)
Задача. Усвоение и закрепление новых знаний.
Методы и приёмы. Беседа (по степени взаимодействия учителя и учащихся); частично-поисковый, исследовательский (по характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе): парная работа, физический эксперимент, химический эксперимент, записи на доске и в тетрадях.

Рефлексивно-оценивающий этап (1-3 мин).
Задача. Осознание своей деятельности
Методы и приёмы. Аналитический (по принципу расщепления или соединения знаний): анализ, самооценка, запись д./з. в дневнике.
Содержание урока
На столах учащихся лежат:
Инструкция №1Определение целей учения на занятии.
Инструкция № 2Подведение итогов.
ИНСТРУКЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «Природные явления»
ПЛАН-ОРИЕНТИР «Методы познания»
Ориентировочно - мотивационный этап:
Задача: вызвать встречные усилия учеников к сотрудничеству друг с другом и учителем
Учитель природоведения приветствует учащихся, определяет их готовность к уроку, представляет учителя физики. Сообщает тему урока.
Учащиеся. Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, записывают тему урока, работая с инструкцией №1 (см. приложение 2), ставят собственно значимые цели учения на занятии.
Операционально-исполнительный этап:
Актуализация знаний:
Учитель природоведения задаёт вопрос с целью актуализации знаний:
«Вспомним, что мы узнали о строении веществ и как узнали?»
Учащиеся. Отвечают на вопрос (формулируют постулаты МКТ и метод их создания). Учитель физики фиксирует правильные варианты ответов учащихся на экране в виде элементов опорной схемы через мультипроектор с использованием программной среды Power Point (см. приложение 1).
Усвоение и закрепление новых знаний:
Учитель физики, показывая репродукции (зимний вечер, гроза, радуга, молния), задает вопросы с целью создания проблемной ситуации:
«Что вы видите?»
Учащиеся. Высказывают свои мнения.
Используя §1 « Сравнение» и § 2 «Анализ» плана– ориентира «Методы познания», ответьте на вопрос:
«Можно ли назвать изображенное на репродукциях, одним словом?»
Учащиеся. Высказывают своё мнение на основе анализа и сравнения (это явления природы).
4. «Что такое природные явления?»
Учащиеся. Делают вывод (любые изменения в природе с телами и веществами, происходящие вокруг нас).
Учитель природоведения предлагает поближе познакомиться с природными явлениями через выполнение исследовательской работы « Природные явления» и проводит инструктаж по технике безопасности через мультипроектор с использованием программной среды Power Point . Учащиеся слушают объяснение учителя.
Учитель физики демонстрирует на экране через мультипроектор с использованием программной среды Power Point слайды, сделанные в режиме «Индекс» цифровым фотоаппаратом, отражающие все последовательные этапы проведения исследования. Учащиеся наблюдают образцы проведения исследовательской работы. Учитель предлагает приступить к выполнению исследовательской работы, внимательно изучив инструкцию по выполнению работы по данной теме. Учащиеся работают с инструкцией (см. приложение 3), планируют свою деятельность в ходе парной работы, выполняют исследовательскую работу под руководством учителя
Учителя наблюдают за деятельностью учащихся, по необходимости проводят консультации. Учитель природоведения предлагает подвести итоги исследовательской работы, вместе с учащимися заслушивает выступления ребят, корректирует ответы. Учитель физики фиксирует на экране ответы учеников, составляя схему через мультипроектор с использованием программной среды Power Point (см. приложение 5). Учитель физики предлагает самостоятельно сформулировать определения физических и химических явлений. Дети формулируют определения, высказывают своё мнение. Учитель физики выслушивает ответы учащихся, корректирует и вносит их в схему (см. приложение 5) на экране через мультипроектор с использованием программной среды Power Point . Ученики слушают, заносят записи в тетради. Учитель природоведения предлагает привести примеры физических и химических явлений из окружающей нас действительности.
Учащиеся высказывают свое мнение и дополняют схему. Учитель выслушивает ответы учащихся, фиксируя их на экране в схеме (см. приложение 5) через мультипроектор с использованием программной среды Power Point .
III . Рефлексивно – оценочный этап.
Задача. Осознать значимость своей деятельности с трёх позиций: «Я», «МЫ», «ДЕЛО».
Учитель предлагает проверить достижение целей урока (см. приложение 2) и выполнить дома задания 34 (репродуктивный уровень) или 35 (продуктивный уровень) прочитав § 13 и создать мини-проект «Физические,
химические явления в организме человека» (творческий уровень). Учащиеся работают с инструкцией № 2 (см. приложение 2), записывают д/з в дневники.










Положительные стороны данной методики:
её можно рекомендовать как эффективный метод обучения в гетерогенных классах, где учатся дети с разным уровнем обучаемости;
дифференцированно строить процесс обучения;
планом - ориентиром «Методы познания» учащиеся могут пользоваться разное время, но у всех обязательно наступает момент реминисценции – явление, когда воспроизведение заученного со временем не только не ухудшается, а улучшается. Реминисценция связана с внутренней работой по осмыслению заученного материала и овладению им. Ориентировочная основа по данной теме становится ненужной;
позволяет вовлечь учащихся в активную работу по усвоению общих методов познания, способствуя тем самым развитию у них методологической культуры.


ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Инструкция №1
Определение целей учения на занятии.

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я ХОЧУ.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ

Узнать...
Уточнить
Понять...
Выяснить




УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ
Научиться :
ставить вопросы
составлять
изображать
находить
объяснять
анализировать
обобщать
Что ещё? (дополнить)
Запишите поставленные цели в тетрадь.

Инструкция № 2
Подведение итогов.

1. Чем был, значим учебный материал для каждого из вас?
2. Как Вы думаете, где в жизни могут пригодиться знания, которые Вы получили по этой теме?

СОВЕТ №1
Начните Ваш ответ словами:
Мне удалось

я


узнать
понять
применять
составлять
объяснять
находить
изображать
обобщать
другое...

СОВЕТ № 2

Соотнесите результаты Вашей работы с поставленными целями.

ДЕЛО


Вопросы в помощь:
Достигли ли Вы поставленных целей?
Если да, то, что способствовало этому?





МЫ

Если нет, то, что мешало?
Какого рода трудности Вы испытываете?
(слаба теоретическая база, неумение применять теорию на практике, несогласованная работа групп, другое)






































ПРИЛОЖЕНИЕ №3
ИНСТРУКЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «Природные явления»

Оборудование: стеклянная трубка, спиртовка, спички, парафин, тигель, тигельные щипцы, медная пластинка, лучинка, лист белой бумаги, стаканчик, мел, соляная кислота, асбестированная сетка

Ход выполнения работы:
Возьмите за один конец стеклянную трубку, внесите её в пламя спиртовки, держа горизонтально, вращая её. Когда стекло сильно накалится, попытайтесь трубку согнуть. Изменилось ли стекло? Получилось ли новое вещество при нагревании стеклянной трубки?
Положите кусочек парафина в тигель, возьмите его тигельными щипцами. Внесите тигель с парафином в верхнюю часть пламени спиртовки. Что произойдет с кусочком парафина при нагревании? После расплавления парафина поставьте тигель на асбестированную сетку и погасите спиртовку. Когда тигель охладится, рассмотрите парафин. Получилось ли новое вещество?
Используя §1 « Сравнение» плана– ориентира «Методы познания», ответьте на вопрос «Чем сходны наблюдавшиеся вами явления при проведении этих двух опытов?»
Накалите в пламени спиртовки медную пластинку, держа её щипцами. Через некоторое время выньте пластину из пламени и счистите с неё лучинкой образовавшийся чёрный налёт на лист белой бумаги. Повторите нагревание и снова счистите образовавшийся налет. Образовалось ли новое вещество при накаливании меди?
В небольшой стаканчик положите осторожно, чтобы не разбить дно, 3-5 кусочков мела величиной с горошину, прилейте к мелу столько соляной кислоты, чтобы ею покрылись кусочки (опыт выполняйте в резиновых перчатках). Что наблюдаете? Зажгите спичку и внесите её в стаканчик. Что наблюдаете? Образовалось ли новое вещество? Какое это вещество?
Используя §1 « Сравнение» плана– ориентира «Методы познания», ответьте на вопрос «Чем сходны наблюдавшиеся вами явления при проведении этих двух опытов?»
7. Используя §2 «Анализ » и § 3 «Классификация» плана– ориентира «Методы познания», заполните таблицу, распределив по соответствующим колонкам слова из данной исследовательской работы: стеклянная трубка, парафин, нагревание стеклянной трубки, тигель, сгибание трубки, плавление парафина, медная пластинка, черный налет, мел, соляная кислота, стаканчик, горение.
Тело
Вещество
Явление









Используя §1 « Сравнение» плана– ориентира «Методы познания», ответьте на вопрос «Чем сходны наблюдавшиеся вами явления при проведении опытов 1, 2 и опытов 4,5 ?»






ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПЛАН-ОРИЕНТИР «Методы познания»
§1 Сравнение
Сравнение – установление черт сходства и различия.
Определить цель сравнения.
Выделить признаки, по которым можно произвести сравнение.
Найти сходство или различия между сравниваемыми явлениями (объектами).
Сделать вывод.

§2 Анализ
Анализ – это мысленное разделение целого на составные части.

Разделить мысленно целое на составные части.
Части целого расположить в определенной последовательности.
Дать характеристику составным частям целого.

§3 Классификация

Классификация – это распределение объектов, явлений на группы в зависимости от их общих признаков.

Определить цель классификации.
Выделить существенные признаки объектов, явлений.
Сравнить признаки различных объектов, явлений
Выбрать по данным признакам основание для классификации
Разделить объекты или явления по выбранному основанию.


























ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ФИЗИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ



13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415









Из опыта работы по развитию методологической культуры учащихся
Р.Ф. Афонина, С.А. Богданова, МОУ «Красногорская СОШ»

13PAGE 15


13PAGE 14115



Элементарные умения

Элементарные навыки

Сложные умения

природные явления

ФИЗИЧЕСКИЕ

ХИМИЧЕСКИЕ

Явления не сопровождаются образованием новых веществ. Оно проявляется в изменении агрегатного состояния вещества или формы тела

Явления (химические реакции) заключаются в превращении веществ, в результате которого образуются новые вещества.

Замерзание воды, засахаривание варенья

Горение, образование ржавчины.

ПРИМЕРЫ



15