Презентация к выступлению на районном семинаре учителей начальных классов на тему:«Развитие логического мышления на уроках математики в начальной школе в условиях реализации ФГОС»


Развитие логического мышления на уроках математики в начальной школе в условиях реализации ФГОСПодготовила учитель начальных классовМБОУ «Натальинская СШ»Шишкина Галина Николаевна
Новые цели начального образования По новым образовательным стандартам в начальной школе ребёнка должны научить не только читать, считать и писать. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идёт: во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих умения учиться: навыках решения творческих задач и навыка поиска, анализа и интерпретации информации; во-вторых, речь идёт о формировании у детей мотивации к обучению, саморазвитию, самопознанию.26.04.20162http://aida.ucoz.ru

К логическим универсальным действиям относятся: В соответствии стандартам второго поколения познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы. анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство;выдвижение гипотез и их обоснование.26.04.2016http://aida.ucoz.ru3 26.04.2016http://aida.ucoz.ru4Логическое мышлениеСравнениеКонкретизацияАбстракцияОбобщениеАнализСинтез причины, способствующие необходимости развития логического мышления у детей младшего школьного возраста во-первых, появились новые учебники, требующие от учителя активной мыслительной деятельности для усвоения их содержания, во-вторых, учащиеся начальных классов принимают активное участие в различного уровня интеллектуальных конкурсах, в основе которых необходимо не только знание предмета, но и умение нестандартно мыслить, значит необходимо усилить логическую подготовку учеников младших классов; в-третьих, изменения парадигмы образования, связанные с достижением нового образовательного стандарта: всестороннее развитие личности обеспечивается единством нравственного, умственного, эстетического и физического воспитания. Умственное воспитание выступает как формирование у детей интеллектуальных умений, в состав которых входят логические приёмы мышления.26.04.2016http://aida.ucoz.ru5 Основные задачи логического развития у детейвоспитать умение самостоятельно применять доступные способы познания (сравнение, измерение, классификацию и др.) с целью освоения зависимостей между предметами, числами;строить простые высказывания о сущности выполненного действия;находить нужный способ выполнения задания, ведущий к результату наиболее экономным путем;активно включаться в коллективную игру, предлагать нестандартные способы решения игровых задач;свободно разговаривать со взрослыми по поводу игр, творческих задач и способов их решения.26.04.2016http://aida.ucoz.ru6 26.04.2016http://aida.ucoz.ru7Эффективные средства развития логического мышленияДидактические игрыИнтеллектуальные разминкиЛогически-поисковые заданияТестыУпражнения занимательного характера6. Дополнительные сведения Сравнение В ходе обучения приему дети должны овладеть следующими умениями: а) выделение признаков;б) установление общих признаков;в) выделение основания для сравнения;г) сопоставление по данному основанию.26.04.2016http://aida.ucoz.ru8 Анализ и синтезАнализ – это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств. Синтез – это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. Используется в основном при решении задач.26.04.2016http://aida.ucoz.ru9 Обобщение Умения необходимые для овладения этого приёма: Относить конкретный объект к заданному взрослым классу и, наоборот, конкретизировать общее понятие через единичные (действие отнесения). Группировать объекты на основе самостоятельно найденных общих признаков и обозначать образованную группу словом (действия обобщения и обозначения).26.04.2016http://aida.ucoz.ru10 Классификация Это мысленное распределение предметов на классы в соответствии с наиболее существенными признаками.26.04.2016http://aida.ucoz.ru11 ЗакономерностьДля успешного решения подобных задач необходимо развивать у детей умение обобщать признаки одного ряда и сопоставлять эти признаки с обобщенными признаками объектов второго ряда. В процессе выполнения этих операций и осуществляется поиск решения задачи. Важно обратить внимание на развитие у ребенка умения обосновывать свое решение, доказывать правильность или ошибочность этого решения, выдвигать и проверять собственные предположения (гипотезы).26.04.2016http://aida.ucoz.ru12 Нестандартные логические задачи26.04.2016http://aida.ucoz.ru13ВИДЫ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧЗадачи на поиск недостающей фигуры в рядуОбратные и взаимообратные задачиЗадачи, связанные с переправойЗадачи, связанные с рассмотрением конечных множествЗадачина установление закономерностейЗадачи с недостающими и лишними данными



Задания, направленные на развитие логического мышления:26.04.2016http://aida.ucoz.ru14Задачи на смекалкуЗадачи-шуткиЧисловые фигурыЗадачи с геометрическим содержаниемЛогические упражнения со словамиМатематические игрыКроссворды и ребусы 26.04.2016http://aida.ucoz.ru15Эту картинку нужно разделить тремя прямыми линиями так, чтобы каждый гусь оказался на отдельной площадке.


Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего?26.04.2016http://aida.ucoz.ru16ПРОВЕРКА

Запишите в строчку только первую букву ответа.26.04.2016http://aida.ucoz.ru17Полевой цветок народный, для гадания пригодный. Домашний бассейн для рыб. Куколка-неваляшка, по-другому…Зимой и летом одним цветом. У Буратино длинный …..Все мы ночью видим…. Инструмент дровосека. Синий полевой цветок, имя мальчика. Доктор птичек и зверей, лечит маленьких детей. РАВЕНСТВА




Задачи со спичками26.04.2016http://aida.ucoz.ru18Роль задач – активизировать умственную деятельность, уметь планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребёнка, развивает ум, позволяет расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, в новой обстановке. Проблемная ситуация26.04.2016http://aida.ucoz.ru19На доске Маша Витя13-7+5=11 13-7+5=1 Кто прав? Почему? Заключение26.04.2016http://aida.ucoz.ru20 В качестве одного из основополагающих принципов новой концепции в "математике для всех" на первый план выдвинута идея приоритета развивающей функции обучения математике. В соответствии с этим принципом центром методической системы обучения математике в условиях ФГОС НОО становится не изучение основ математической науки как таковой, а познание окружающего человека мира средствами математики и, как следствие, к динамичной адаптации человека к этому миру, к социализации личности. Систематическое использование на уроках математики и внеурочных занятиях специальных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.