Мастер-класс «Дебаты как активный метод обучения»

Т.А. Бурдина,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Дубровская СОШ»,
Оханский район,
педагог-исследователь
МАСТЕР-КЛАСС

Тема: «Дебаты как АМО (активный метод обучения) на уроке литературы»
Цель: продемонстрировать педагогам возможности АМО «Дебаты» на уроке как средства развития личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД.

ХОД МАСТЕР-КЛАССА

Этап
Деятельность учителя
Деятельность участников М.-К.
Время
Предполагаемый результат

1
Приветствие (АМО: «Поздороваемся локтями»)
Участники встают в круг и «здороваются», прикасаясь друг к другу локтями, руки при этом на голове, локти в стороны. То же самое – но руки на поясе, локти в стороны;
То же самое – но руки на коленях, локти в стороны.
1 мин.
Участники раскрепощены, готовы к участию в м.-к.

2
Краткая лекция учителя об активных методах обучения как основном средстве обеспечения метапредметного подхода к организации урока; дебаты как АМО
Слушают, наблюдают презентацию
2 мин
Все участники имеют представление о дебатах как АМО

3
Раздача методических материалов (подготовка кейса, критерии оценки дебатов)
Знакомятся с материалами, задают вопросы
1 мин.
Участники готовы к началу дебатов

4
Дебаты как элемент урока литературы. Учитель предлагает для дебатов две противоположные точки зрения по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»:1) «Татьяна Ларина поступает правильно, когда пишет письмо Евгению Онегину»
2) «Татьяна Ларина поступает неправильно, когда пишет Евгению Онегину письмо с признанием в любви»
Учитель выбирает судейскую команду
Распределяют роли в команде: 1-ый выступающий, 2-ой выступающий, 3-ий выступающий, 4-ый выступающий, готовят кейс.
Собственно дебаты. Участники начинают дебаты согласно представленным правилам. (См. Приложение 1)



Судьи внимательно следят за ходом дебатов, оценивают дебатёров.


5 мин.


9 мин.


5.
Рефлексия по дебатам:
- Что показалось трудным?
- Что ощутили во время выступления?
Приём СИНКВЕЙН:

Отвечают на вопросы.
Составляют СИНКВЕЙН:

ДЕБАТЫ
Интересные, трудные
Будоражат, ведут, напрягают
В споре рождается истина
Новая форма развития УУД

1 мин.


6.
Отзывы о Мастер-классе
Заполняют форму рефлексии
1 мин.



Приложение 1.

Утверждение тезиса
Отрицание тезиса
Время

Докладчик № 1
Представляет утверждающую команду. Обосновывает актуальность темы, дает определение терминам и понятиям входящим в тему, представляет точку зрения утверждающей команды. Обосновывает аспект рассмотрения данной темы и предъявляет три-четыре аргумента, которые будет доказывать команда в течение игры. По возможности может перейти к доказательству выдвинутых аргументов. Заканчивает формулированием четкой общей линией команды утверждения. У этого докладчика не очень сложная, но очень важная задача. поскольку он представляет те аспекты и аргументы проблему, по которым будут вестись потом дебаты. Если какие-то аргументы представлены не будут, то потом вернуться к ним будет уже нельзя
Докладчик №1
Представляет отрицающую команду. Предъявляет тезис отрицания, принимает или не принимает предложенные командой утверждения опре-деления и аспекты проблемы. Если не принимает их то доказывает, что представленный аспект проблемы не раскрывает ее полностью, а определения недостаточно точны. Представляет независимый объективный анализ ситуации.
Представляет контраргументы и свои аргументы по отрицанию тезиса. Заканчивает четкой формулировкой общей линии отрицающей команды.
3 мин

Докладчик №2
Восстанавливает точку зрения утверждающей стороны. Он может коротко высказаться, по поводу аргументов оппозиции, но это не является его главной задачей. Второй оратор должен представить дополнительные доказательства к аргументам первого оратора, а также предъявить еще 2-3 новых аргумента, связанные с предыдущими. Задача сложнее, чем у первого докладчика, т. к. он должен привести контраргументы и при этом не утерять линии спора.
Докладчик №2
Задача схожая с задачей второго докладчика из команды утверждения: он представляет контраргументы против тезиса утверждения, развивает отрицающую позицию.
2 мин

Докладчик №3
Самая сложная роль в дебатах, т.к. она требует постоянного внимания к аргументам оппозиции и их быстрого анализа. НОВЫХ АРГУМЕНТОВ НЕ ПРИВОДИТ, а только пытается показать несостоятельность позиции отрицания. Не предъявляет новых аргументов вообще. Он должен обратить внимание на все аргументы оппозиции и, по мере возможностей, опровергнуть их или указать на их недостатки, отсутствие связи с темой дебатов. А также укрепить точку зрения утверждения тезиса, доказывая заявленные первыми двумя докладчиками аргументы.
Докладчик №3
Задача аналогичная третьему докладчику из утверждающей стороны.
НЕ ПРИВОДИТ НОВЫХ АРГУМЕНТОВ, критикует позицию утверждения тезиса, показывая ее не состоятельность, и еще раз приводит поддержки в пользу аргументов своей команды.
2 мин.

Докладчик №4
Подводит итоги дебатов. Вопросы этому докладчику не задаются. Имеет определенное преимущество в том, что именно он начинает делать выводы и может более четко выделить нужные векторы дискуссии. Окончательно аргументирует позицию защиты, выявляет точки соприкосновения с противоположным взглядом. Делает выводы из обсуждения проблемы с точки зрения защиты тезиса.
Докладчик №4
Завершает дебаты и в этом имеет определенное преимущество перед предшествующим докладчиком, который уже не сможет привести контраргументы. Вопросы этому докладчику также не задаются, поэтому этот докладчик подводит окончательные итоги дебатам.
2 мин.


15