Урок по литературному чтению СЕРГЕЙ ТИМОФЕЕВИЧ АКСАКОВ. «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК»


Урок 37Сергей тимофеевич аксаков.«аленький цветочек»
Цели: продолжить знакомство учащихся с авторскими сказками; начать работу над сказкой С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»; учить детей добру и состраданию; развивать мышление, речь учеников.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Учащиеся выразительно читают отрывки, которые наиболее заинтересовали их, а также подготовленные пословицы и поговорки, показывают свои рисунки.
Физкультминутка
III. Изучение нового материала.
– Сказку, которую мы начнем читать сегодня, – «Аленький цветочек», – написал Сергей Тимофеевич Аксаков.
– Но вначале прочтите внимательно слова, которые написаны под названием сказки. (Сказка ключницы Пелагеи.)
– Что это значит? (Что сказку С. Т. Аксаков услышал от ключницы Пелагем, а потом записал ее.)
– Кто такая ключница? Понятно ли вам это слово?
Ключница (ключник) (устар.) – слуга (обычно в помещичьем доме), в ведении которого находились продовольственные запасы и ключи от мест их хранения.
Учитель читает сказку до слов: «Поехал он в путь. Во дороженьку» (с. 198, часть 1-я).
– Как вы думаете, сумеет ли купец выполнить просьбы своих дочерей? Легко ли ему будет это сделать? Почему?
Учитель продолжает чтение сказки до слов: «…а снял с своей руки золотой перстень и подал его честному купцу» (с. 202, часть 1-я).
– Как характеризуют купца его мысли, действия?
– Почему «зверь лесной, чудо морское» не взял с него «записи заручной»?
Учитель продолжает чтение сказки до слов «…и не стало ее в ту же минуточку со всеми ее пожитками» (с. 206, часть 1-я).
– Что хотите сказать о каждой из дочерей?
– Почему слова младшей, любимой, дочери не могли утешить отца?
IV. Итог урока.
– Какие чувства пробудил в вас урок?
– Что он изменил в вас?
 Домашнее задание: перечитать еще раз часть сказки, прочитанную в классе (с. 195–206, часть 1-я), подготовить выразительное чтение наиболее понравившегося отрывка.Урок 38Сергей тимофеевич аксаков.«аленький цветочек»(продолжение)
Цели: продолжить работу над сказкой С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»; пробуждать в детях чувство справедливости, сострадания, добра, учить сопереживать; работать над развитием мышления, речи.
Ход урока
I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания.
– Дома у вас, ребята, была возможность еще раз перенестись в XIX век, побывать в богатом купеческом доме и удивительном дворце «зверя лесного, чуда морского» вместе с героями сказки С. Т. Аксакова «Аленький цветочек».
– Какой же эпизод сказки вас тронул больше всего, заставил волноваться, переживать за героев или, наоборот, радоваться за них?Учащиеся читают отрывок, который им понравился больше всего.
Физкультминутка
III. Изучение нового материала.
– Итак, младшая, самая любимая дочь купеческая надела перстень на правый мизинец и...
Учитель читает сказку со слов: «Очутилась она во дворце зверя лесного…» (с. 206, часть 1-я) до слов: «Так и стала жить да поживать молодая дочь купеческая, красавица писаная…».
– Как встретил девушку «зверь лесной, чудо морское»?
– Что вас удивило?
– А что удивило купеческую дочь?Учитель продолжает чтение сказки до слов: «И прошло тому немало времени» (с. 210, часть 1-я).– Какие новые качества купеческой дочери раскрылись перед вами?
– Каков «зверь лесной, чудо морское»?Учитель продолжает чтение сказки до слов: «…Где же ты, мой добрый господин, мой верный друг?…» (с. 213, часть 1-я).
– Каковы сестры?
– А каков купец?
– Что хотите сказать о младшей дочери? Учитель дочитывает сказку до конца.– Что хотите сказать?
– Благодаря чему королевич принял свой прежний облик?
– Какие слова в сказке вы считаете самыми главными?IV. Итог урока.
– Понравился ли вам урок? Чем?
– Что особенно запомнилось, поразило? Домашнее задание: перечитать еще раз отрывок из сказкиС. Т. Аксакова «Аленький цветочек», прочитанный в классе (с. 206–216, часть 1-я); подготовить пересказ наиболее понравившегося отрывка из сказки, сделать к нему рисунок.