Рабочая программа по курсу Экология Алтайского края, 7 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ведущая цель современного экологического образования - научить людей жить в условиях новой модели развития мирового сообщества, основанной на экологическом мировоззрении, которое должно прийти на смену господствующему в настоящее время потребительскому мировоззрению.

Изучение прикладной экологии Алтайского края в 7 классе общеобразовательной школы направлено на достижение следующих целей:
- расширение миропонимания на основе современной экологической картины мира (понимания многообразия ценностей природы (материальной, эмоциональной, эстетической и др.) и невосполнимости жизни; понимания экологических взаимодействий, обеспечивающих целостность живых систем; понимания причин экологических проблем как несоответствия природных и социальных законов; понимание проявления экологического кризиса как кризиса культуры; понимания экологической культуры как элемента общей культуры человека; понимания концепции устойчивого развития человечества как эволюции природы и общества; понимания необходимости оптимизации взаимоотношений общества и природы как социальной проблемы);
- воспитание экологической ответственности за состояние окружающей среды, своего здоровья и здоровья других людей;
- обеспечение условий, способствующих формированию экологического мировоззрения на основе изучения истории возникновения и современного состояния экологических проблем в системе «общество - природа».

Задачи обучения:
- формирование представления о закономерностях взаимоотношений общества и природы и их разнообразии на региональном и локальном уровнях;
- формирование представлений о живой природе Алтайского края и влиянии на неё человека;
- развитие экологического мышления и формирования экологической культуры;
- формирование активной гражданской позиции;
- развитие познавательных и творческих способностей учащихся.
В процессе изучения вопросов регионального компонента содержания образования по предметам: «Окружающий мир», биология, экология, география, и др. формируется образ живой природы Алтайского края, к которой нужно бережно относиться. Это позволит обеспечить новый, более высокий уровень экологической и социальной образованности и воспитанности учащихся.

Обучение учащихся основывается на основных принципах:
- опоры на знания из повседневной жизни, на знания, полученные при изучении географии, истории, обществоведения;
- расширения учебного материала в соответствии с уровнем подготовки учащихся и их познавательными возрастными возможностями;
- деятельностного подхода;
- доступности восприятия учебного материала;
- формирования представления об экологии как о науке, являющейся частью общечеловеческой культуры.
Изучение курса прикладной экологии Алтайского края в 7 классе в МОУ «Логовская сош» осуществляется в тесной взаимосвязи с курсами биологии, географии России, географии Алтайского края (школьный компонент). Четыре этих курса образуют комплекс, позволяющий полностью реализовать идею контекстного обучения.

Учебно-методический комплект:
1. Экология. 7-9 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений / Зверев А.Т. Отв. ред. Королев Ю.Б. – М.: Издательство Оникс, 2007.
2. Рассыпнов В.А. Природа Алтая: Экологический очерк. – 2-е изд. доп. – Барнаул: изд-во БГПУ, 2002.
3. Практикум по естествознанию и основам экологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. заведений / Р.А.Петросова, В.П.Голов, М.А.Никонова, П.М.Скворцов. – М.: Издательство «Академия», 2000.
4. Сосновский И.П. Редкие и исчезающие животные: По страницам Красной книги СССР. - М.: Металлургия, 1987.


Дополнительные источники:
1. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Экология / Авт.- сост. А.Е.Чижевский. Худож. В.В.Николаев, А.В.Кардашук, Е.В.Гальдяева. Под общ. ред. О.Г.Хинн – М: Издательство АСТ-ЛТД, Олимп, 1997.
2. Экология России. Хрестоматия. / сост. В.Н.Кузнецов. – М.: АО “МДС”, 1996.
3. Второв П.П., Дроздов Н.Н. Рассказы о биосфере: Книга для внеклассного чтения, 8-10 классы, 2-е изд. М.: Просвещение, 1981.
4. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Ролевые игры по экологии. Пособие для учитилей. – М.: Устойчивый мир, 2000.
5. Спиридонов Г.М., Спиридонова Г.А. По горам и долинам Алтая. – Горно-Алтайск: Горно-Алтайское отделение Алтайского книжного издательства, 1980.
6. Кучин А.П. Птицы Алтая. – Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1982.
7. Костенков П.П. Экологическое воспитание школьников: Учебно-методическое пособие. – Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1990.
8. По тстраницам Красной книги Алтайского края. Автор-составитель: Землянова О.В. – Барнаул: АКДЭЦ, 2006.
9. Ирисов Э.А. Алтайский государственный заповедник. – Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1979.
10. Рекорды и рекодсмены природы / Составитель Л.И.Патрушева. - Барнаул: АКДЭЦ, 2002.
11. Дерево Земли, на которой я живу: Региональный компонент к программе Т.В.Шпотовой для педагогов Алтая / Сост. Н.А.Понамарева, И.И.Капустина / Научн. ред. д.б.н., проф. В.А.Рассыпнов. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002.
12. Дом: самые знакомые животные – звери: Региональный компонент к программе Т.В.Шпотовой для педагогов Алтая / Сост. Н.А.Погудина, Л.И.Патрушева, Т.Н.Петрова / Под ред. д.б.н., проф. В.А.Рассыпнова – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2001.
13. Рабочая тетрадь участника научно-методической экспедиции по изучению экосистем края. - Барнаул: АКДЭЦ, 2007.
14. СD. 1С: Школа: Экология. Учебное электронное издание. - М.: Московский Государственный институт электроники и математики, 2004.
15. Бигон М., Харпер Дж., Тунсенд К. Экология. Особи, популяции, сообщества: В 2-х т. Т. 1: Пер. с англ. – М.: Мир, 1989.
16. Бигон М., Харпер Дж., Тунсенд К. Экология. Особи, популяции, сообщества: В 2-х т. Т. 2: Пер. с англ. – М.: Мир, 1989.
17. Энциклопедия для детей. Т. 19. Экология. / Глав. ред. В.А.Володин. – М.: Аванта, 2001.

Количество часов по учебному плану: 35
Оценочных практических работ: 5

Действующим учебным планом школы на изучение биоэкологии Алтайского края в 7 классе отводится 1 час в неделю (школьный компонент) для усиления практической направленности и связи с природой.

Форма обучения – классно-урочная, экскурсии, уроки на природе.
Формы итогового контроля: оценочные практические работы, тесты.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
Тема/тип урока
Практическая
работа
Дата проведения
§ учебника
Демонстрации
Содержание
Контроль

I четверть

ВВЕДЕНИЕ (3 часа)
Знать: эволюционное развитие экологии, предмет экологии, место экологии среди других наук, цели и задачи экологии, структуру экологических наука, предмет биоэкологии. Уметь: называть связи биоэкологи с экологией человека и социальной экологией, причины и следствия разрушения природы человеком. Иметь представление о значении экологии для человека

1/1
Экология и ее место среди других наук. Цели и задачи экологии, её структура / урок новых знаний.
-
1 нед.
1,2
Схема «Дерево наук».
Экология. История возникновения науки. Предмет экологии. Место экологии среди других наук. Цели и задачи экологии, её структура. Что изучает биоэкология (экология растений, экология животных). Связь биоэкологи с экологией человека и социальной экологией.
Фронтальный опрос по материалам §1,2

2/2
Значение экологии для человека / комбинированный урок.
-
2 нед.
3
Схема «Дерево экологических наук».
Причины и следствия разрушения природы человеком. Загрязнение атмосферы. Загрязнение поверхностных и подземных вод. Интенсивное ведение сельского хозяйства. Уничтожение лесов. Радиоактивное загрязнение. Значение экологии для человека.
Фронтальный опрос по материалам §3. Тест.

3/3
Практическая работа №1 / урок- практикум
Благоустройство школьной территории.
3 нед.
-
-
Осенние работы в школьном дендрарии, пришкольном участке, цветниках.
Оценка качества выполнения задания.

Тема 1: ЭКОЛОГИЯ ОРГАНИЗМОВ (6 часов)
Иметь представление: о зависимость жизни от окружающей природной среды; влиянии жизнедеятельности организмов на окружающую природную среду; соответствие между организмами и средой их обитания; многообразии живых организмов на Земле; о передаче наследственных факторов; о роли мутаций в развитии состава животного мира. Знать: предмет аут-экологии, понятия «наследственность», «изменчивость», «мутация», «естественный отбор», «адаптация», «сезонная миграция», «экологическая миграция», «экотип»; факторы, формирующие экосистемы (абиотические, биотические, антропогенные, техногенные). Уметь: приводить примеры приспособления организмов к среде обитания; примеры приспособления человека к среде обитания; примеры причин появления мутаций; примеры естественного отбора; примеры изменчивости природной среды в зависимости от погоды и климата, по сезонам года; примеры изменения природной среды под воздействием стихийных бедствий; примеры экологических катастроф по вине человека; примеры приспособлений организмов к сезонным изменениям в природе, к смене дня и ночи, к смене погоды, к смене климатической зоны и высотного пояса; примеры животных и растений, имеющих разные экотипы; примеры экотипов человека; примеры защитных приспособлений животных и растений.

4/1
Взаимоотношение организмов с окружающей природной средой / урок новых знаний.
-
4 нед.
4
Таблица «Характерные представители разных сред обитания»
Аут-экология. Зависимость жизни от окружающей природной среды. Влияние жизнедеятельности организмов на окружающую природную среду. Соответствие между организмами и средой их обитания. Примеры приспособления организмов к среде обитания. Примеры приспособления человека к среде обитания.
Фронтальный опрос по материалам §4.

5/2
Наследственность и изменчивость. Естественный отбор / комбинированный урок.
-
5 нед.
5-6
Таблица «Время появления и жизни наиболее известных в настоящее время групп животных». Таблица «Исчезнувшие животные».
Многообразие живых организмов на Земле. Наследственность. Передача наследственных факторов. Изменчивость. Мутации. Причины появления мутаций. Роль мутаций в развитии состава животного мира. Естественный отбор. Примеры естественного отбора.
Фронтальный опрос по материалам §5-6.

6/3
Экологические факторы / комбинированный урок.
-
6 нед.
7
Карта «Географические зоны Земли». Схема «Высотная поясность».
Факторы, формирующие экосистемы Абиотические факторы (космические, планетарные, климатические, почвенные). Биотические факторы. Антропогенные факторы. Техногенные факторы.
Фронтальный опрос по материалам §7.

7/4
Климат – главный фактор изменчивости природной среды / комбинированный урок.
-
7 нед.
8
Климатическая карта мира.
Изменчивость природной среды в зависимости от погоды и климата, по сезонам года. Изменение природной среды под воздействием стихийных бедствий. Климат – главный фактор изменчивости природной среды Экологические катастрофы по вине человека.
Фронтальный опрос по материалам §8.

8/5
Реакция организмов на изменение условий жизни / комбинированный урок.
-
8 нед.
9
Презентация «Защитные приспособления животных растений».
Примеры приспособлений организмов к сезонным изменениям в природе, к смене дня и ночи, к смене погоды, к смене климатической зоны и высотного пояса. Понятие адаптации. Сезонная миграция Экологическая миграция. Приспособление животных и растений к различным условиям существования. Понятие экотипа. Примеры животных и растений, имеющих разные экотипы. Экотипы человека. Борьба за выживание. Защитные приспособления животных и растений. Скорость адаптации у различных живых организмов.
Фронтальный опрос по материалам §9.

9/6
Обобщающий урок по теме «Экология организмов» / урок применения знаний.
-
9 нед.
4-9
-
См. содержание 4/1-8/5.
Фронтальный опрос по материалам §4-9. Тест.

II четверть

Тема 2. ЭКОЛОГИЯ ПОПУЛЯЦИЙ (4 часа).
*°Иметь представление о природных механизмах разделения популяций. Знать: понятие «популяция»; характеристики популяций: численность, плотность; лимитирующие факторы роста и плотности популяций. Уметь: приводить примеры изменения численности и плотности популяций, оптимальности соотношения полов в популяции по вине человека; подсчитывать теоретический рост численности различных популяций.

10/1
Понятие о популяциях и их свойства / урок новых знаний.
-
10 нед.
10
-
Объединение животных в группы (семьи, стаи, колонии, стада) для повышения выживаемости. Понятие популяции. Разделение популяций. Пространственная структура популяций. Характеристики популяций: численность, плотность. Динамика изменения численности и плотности популяции. Рождаемость. Смертность. Емкость среды обитания. Соотношение полов в популяции. Изменение оптимальности соотношения полов в популяции по вине человека.
Фронтальный опрос по материалам §10

11/2
Лимитирующие факторы роста популяций / комбинированный урок.
Подсчет роста теоретической численности и биомассы популяции за год.
11 нед.
11
-
Теоретический рост численности различных популяций. Лимитирующие факторы роста популяций: абиотические, биотические, антропогенные. Климатический фактор. Достаточность мест проживания. Наличие пищи. Влияние конкуренции на численность популяции. Взаимоотношения хищников и жертв. Способность популяции к самовосстановлению. Оптимальная плотность популяции. Популяционный взрыв. Косвенное и прямое воздействие на численность популяции человека.
Фронтальный опрос по материалам §11

12/3
Механизмы регуляции плотности популяций / комбинированный урок.
-
12 нед.
12
-
Механизмы регуляции плотности популяций. Понятие шоковой болезни.
Фронтальный опрос по материалам §12

13/4
Обобщающий урок по теме «Экология популяций» / урок применения знаний.
-
13 нед.
10-12
-
См. содержание 10/1-12/3
Фронтальный опрос по материалам §10-12. Тест.

Тема 3. ЭКОЛОГИЯ БИОЦЕНОЗОВ. ЭКОСИСТЕМЫ (12 часов)
Иметь представление: о неразрывном единстве биотопа и биоценоза; о биологическом круговороте веществ. Знать: понятие биоценоза, компоненты биоценоза (фитоценоз, зооценоз, микоценоз, микробиоценоз); структуры биоценоза (ярусность, мозаичность); периодичность изменения биоценоза; исторические причины разнообразия биоценозов; климатические причины разнообразия биоценозов; биотические причины разнообразия биоценозов; понятие биотопа; понятие сукцессии; понятия биогеоценоза и экосистемы; виды экосистем (микроэкосистемы, мезоэкосистемы, макроэкосистемы); понятие биома; деление экосистем на наземные, пресноводные, морские; деление экосистем на естественные и искусственные (антропогенные); понятие техногенной экосистемы; понятие пищевой (трофической) цепи; типы пищевых цепей (пастбищная, детритная); три категории организмов пищевых цепей: продуценты (автотрофы), консументы (гетеротрофы), редуценты; понятие деструктор; понятие пищевая (трофическая) сеть; понятие трофический уровень; понятия пирамида численности, пирамида биомасс, пирамида энергии; понятие фотосинтез; понятия продуктивность, продукция первичная и вторичная, экологическая ниша; правило конкурентного исключения; понятие интродукции; понятие эволюционной адаптации. Уметь: проводить описание биоценоза (видовой состав, численность и плотность популяций, соотношение видов, доминанты, разнообразие видов, растения – эдификаторы); приводить примеры микроэкосистем, мезоэкосистем, макроэкосистем; приводить примеры разумных и неудачных искусственных интродукций; приводить примеры эволюционной адаптации.

14/1
Биоценоз, его основные компоненты / урок новых знаний.
Описание фитоценоза, зооценоза своей местности.
14 нед.
13
Плакат «Биоценоз пруда».
Понятие биоценоза. Компоненты биоценоза. Фитоценоз. Зооценоз. Микоценоз. Микробиоценоз.
Фронтальный опрос по материалам §13.

15/2
Свойства биоценозов / комбинированный урок.
-
15 нед.
14
Плакат «Птицы летнего леса»
Описание биоценоза: видовой состав, численность и плотность популяций, соотношение видов, доминанты, разнообразие видов, растения – эдификаторы, структура биоценоза (ярусность, мозаичность), периодичность изменения биоценоза.
Фронтальный опрос по материалам §14

16/3
Разнообразие биоценозов / комбинированный урок.
-
16 нед.
15
-
Исторические причины разнообразия биоценозов. Климатические причины разнообразия биоценозов. Биотические причины разнообразия биоценозов.
Фронтальный опрос по материалам §15

III четверть

17/4
Развитие биоценозов / комбинированный урок.
-
17 нед.
16
-
Биотоп. Неразрывное единство биотопа и биоценоза. Сукцессии: первичные, вторичные.
Фронтальный опрос по материалам §16

18/5
Понятие биогеоценоза и экосистемы / комбинированный урок.
-
18 нед.
17
-
Понятие биогеоценоза и экосистемы.
Фронтальный опрос по материалам §17

19/6
Виды экосистем. Экосистемы села. Практическая работа №2 / комбинированный урок.
Изучение и описание экосистемы Первомайского района
19 нед.
18
Рабочая тетрадь участника научно-методической экспедиции по изучению экосистем края
Микроэкосистемы. Примеры микроэкосистем. Мезоэкосистемы. Примеры мезоэкосистем. Макроэкосистемы. Примеры макроэкосистем. Биомы. Биосфера как глобальная экосистема планеты. Деление экосистем на наземные, пресноводные, морские. Деление экосистем на естественные и искусственные (антропогенные). Техногенные экосистемы.
Фронтальный опрос по материалам §18. Оценка качества выполнения практической работы.

20/7
Перемещение веществ в экосистемах. Практическая работа №3 / комбинированный урок.
Изучение трофических связей и составление пищевых сетей в экосистеме Первомайского района.
20 нед.
19
Плакат «Пищевая цепь»
Пищевая (трофическая) цепь. Типы пищевых цепей: пастбищная, детритная. Три категории организмов пищевых цепей: продуценты (автотрофы), консументы (гетеротрофы), редуценты. Деструкторы. Биологический круговорот веществ. Пищевая (трофическая) сеть. Трофические уровни.
Фронтальный опрос по материалам §19. Оценка качества выполнения практической работы.

21/8
Экологические пирамиды / комбинированный урок.
-
21 нед.
20
Плакат «Экологическая пирамида»
Изменение численности организмов при переходе от одного трофического уровня к другому. Пирамида численности. Пирамида биомасс. Пирамида энергии.
Фронтальный опрос по материалам §20

22/9
Перенос энергии и продуктивность экосистем / комбинированный урок.
-
22 нед.
21
Плакат «Потоки энергии в экосистемах»
Солнце – основной источник энергии на Земле. Фотосинтез. Экологическая эффективность экосистемы. Продуктивность. Продукция первичная и вторичная.
Фронтальный опрос по материалам §21

23/10
Экологическая ниша / комбинированный урок.
-
23 нед.
22
-
Экологическая ниша. Правило конкурентного исключения. Интродукция. Примеры разумных и неудачных искусственных интродукций.
Фронтальный опрос по материалам §22

24/11
Эволюционная адаптация / комбинированный урок.
-
24 нед.
23
Плакат «Эволюционная адаптация птиц»
Эволюционная адаптация. Примеры эволюционной адаптации.
Фронтальный опрос по материалам §23

25/12
Обобщающий урок по теме «Экология биоценозов. Экосистемы» Практическая работа №4 / урок применения знаний.
Изучение результатов влияния человека на природные экосистемы Первомайского района.
25 нед.
13-23
-
См. содержание 14/1-25/11.
Фронтальный опрос по материалам §13-23. Тест. Оценка качества выполнения практической работы.

IV четверть

Тема 4. УЧЕНИЕ О БИОСФЕРЕ (3 часа).

26/1
Что такое биосфера. Биогеохимические циклы / урок новых знаний.
-
26 нед.
24-25
-
Биосфера. Важнейшие эволюционные события истории биосферы. Биогеохимические циклы. Круговорот кислорода, углерода, азота, фосфора.
Фронтальный опрос по материалам §24-25

27/2
Основные законы биосферы. Поток энергии и продуктивность на уровне биосферы / комбинированный урок.
-
27 нед.
26-27
-
Основные законы биосферы. Закон целостности. Закон функционирования. Закон развития. Влияние хозяйственной деятельности на законы биосферы. Пути разумного преобразования хозяйственной деятельности. Поток энергии и продуктивность на уровне биосферы. Четыре группы районов с различной продуктивностью.
Фронтальный опрос по материалам §26-27

28/3
Обобщающий урок по теме «Учение о биосфере» / урок применения знаний.
-
28 нед.
24-27
-
См. содержание 26/1-27/2.
Фронтальный опрос по материалам §24-27.

Тема 5. ОХРАНА ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ (6 часов).

29/1
Значение диких животных и растений для жизни человека / урок новых знаний.
-
29 нед.
28

Человек – часть природы. Значение диких животных и растений для жизни человека: биологическое, нравственное, экономическое, медицинское, эстетическое.
Фронтальный опрос по материалам §28

30/2
Причины исчезновения диких видов животных и растений / комбинированный урок.
-
30 нед.
29

Причины исчезновения диких видов животных и растений: разрушение природной среды обитания, загрязнение окружающей среды, фактор беспокойства, браконьерство, неразумная борьба с хищниками, коллекционирование, предвзятое отношение к некоторым животным. Примеры последствий исчезновения диких животных и растений.
Фронтальный опрос по материалам §29

31/3
Красная книга. Практическая работа №5 / комбинированный урок.
Изучение Красной книги Алтайского края и составление Красной книги Первомайского района
31 нед.
30

Редкие виды растений и животных. Растения и животные, находящиеся под угрозой исчезновения. Красная книга РФ. Красная книга Сибири. Красная книга Алтайского края.
Фронтальный опрос по материалам §30. Оценка качества выполнения практической работы.

32/4
Охрана мест обитания растений и животных / комбинированный урок.
-
32 нед.
31

Особо охраняемые природные территории. Заповедники. Заказники. Национальные природные парки. Охотничьи хозяйства. Особо охраняемые природные территории Алтайского края и Первомайского района.
Фронтальный опрос по материалам §31

33/5
Тигирецкий заповедник
-
33 нед.
-
Презентация «Тигирецкий заповедник»
Тигирецкий заповедник. Экосистемы заповедника. Животный и растительный мир заповедника.
-

34/6
Обобщающий урок по теме «Охрана животных растений»
-
34 нед.
28-31

См. содержание 29/1-32/4.
Фронтальный опрос по материалам §28-31.

35
Резерв







ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения курса биоэкологии Алтайского края учащиеся должны знать:
- основные результаты воздействия общества на природу и основные экологические последствия этого воздействия в Алтайском крае;
- современное экологическое состояние экосистем;
- закономерности и перспективы развития экосистем края;
- основные экологические проблемы края;
- основные природоохранные мероприятия;
- принципы рационального природопользования.
Учащиеся должны уметь:
- оценивать общее экологическое состояние экосистем края;
- проводить практическую работу по посадке деревьев, уборки территорий и т.д.;
- объяснять; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды региона;
- проводить самостоятельный поиск экологической информации;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Учащиеся должны приобрести навыки:
- ухода за культурными растениями;
- ухода за искусственным ландшафтом своего жилища;
- выполнения учебного экологического проекта;
- работы в коллективе.

Заголовок 115