Рабочая программа по курсу Экология Алтайского края, 6 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ведущая цель современного экологического образования - научить людей жить в условиях новой модели развития мирового сообщества, основанной на экологическом мировоззрении, которое должно прийти на смену господствующему в настоящее время потребительскому мировоззрению.

Изучение прикладной экологии Алтайского края в 6 классе общеобразовательной школы направлено на достижение следующих целей:
- расширение миропонимания на основе современной экологической картины мира (понимания многообразия ценностей природы (материальной, эмоциональной, эстетической и др.) и невосполнимости жизни; понимания экологических взаимодействий, обеспечивающих целостность живых систем; понимания причин экологических проблем как несоответствия природных и социальных законов; понимание проявления экологического кризиса как кризиса культуры; понимания экологической культуры как элемента общей культуры человека; понимания концепции устойчивого развития человечества как эволюции природы и общества; понимания необходимости оптимизации взаимоотношений общества и природы как социальной проблемы);
- воспитание экологической ответственности за состояние окружающей среды, своего здоровья и здоровья других людей;
- обеспечение условий, способствующих формированию экологического мировоззрения на основе изучения истории возникновения и современного состояния экологических проблем в системе «общество - природа».

Задачи обучения:
- формирование представления о закономерностях взаимоотношений общества и природы и их разнообразии на региональном и локальном уровнях;
- формирование представлений о живой природе Алтайского края и влиянии на неё человека;
- развитие экологического мышления и формирования экологической культуры;
- формирование активной гражданской позиции;
- развитие познавательных и творческих способностей учащихся.
В процессе изучения вопросов регионального компонента содержания образования по предметам: «Окружающий мир», биология, экология, география, и др. формируется образ живой природы Алтайского края, к которой нужно бережно относиться. Это позволит обеспечить новый, более высокий уровень экологической и социальной образованности и воспитанности учащихся.

Обучение учащихся основывается на основных принципах:
- опоры на знания из повседневной жизни, на знания, полученные при изучении географии, истории;
- расширения учебного материала в соответствии с уровнем подготовки учащихся и их познавательными возрастными возможностями;
- деятельностного подхода;
- доступности восприятия учебного материала;
- формирования представления об экологии как о науке, являющейся частью общечеловеческой культуры.
Изучение курса прикладной экологии Алтайского края в 6 классе в МОУ «Логовская сош» осуществляется в тесной взаимосвязи с курсами биологии, географии России, географии Алтайского края (школьный компонент). Четыре этих курса образуют комплекс, позволяющий полностью реализовать идею контекстного обучения.

Учебно-методический комплект:
1. Рассыпнов В.А. Природа Алтая: Экологический очерк. – 2-е изд. доп. – Барнаул: изд-во БГПУ, 2002.
2. Практикум по естествознанию и основам экологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. заведений / Р.А.Петросова, В.П.Голов, М.А.Никонова, П.М.Скворцов. – М.: Издательство «Академия», 2000.
3. По тстраницам Красной книги Алтайского края. Автор-составитель: Землянова О.В. – Барнаул: АКДЭЦ, 2006.

Дополнительные источники:
1. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Экология / Авт.- сост. А.Е.Чижевский. Худож. В.В.Николаев, А.В.Кардашук, Е.В.Гальдяева. Под общ. ред. О.Г.Хинн – М: Издательство АСТ-ЛТД, Олимп, 1997.
2. Экология России. Хрестоматия. / сост. В.Н.Кузнецов. – М.: АО “МДС”, 1996.
3. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Ролевые игры по экологии. Пособие для учитилей. – М.: Устойчивый мир, 2000.
4. Спиридонов Г.М., Спиридонова Г.А. По горам и долинам Алтая. – Горно-Алтайск: Горно-Алтайское отделение Алтайского книжного издательства, 1980.
5. Кучин А.П. Птицы Алтая. – Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1982.
6. Костенков П.П. Экологическое воспитание школьников: Учебно-методическое пособие. – Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1990.
7. Рекорды и рекодсмены природы / Составитель Л.И.Патрушева. - Барнаул: АКДЭЦ, 2002.
8. Дерево Земли, на которой я живу: Региональный компонент к программе Т.В.Шпотовой для педагогов Алтая / Сост. Н.А.Понамарева, И.И.Капустина / Научн. ред. д.б.н., проф. В.А.Рассыпнов. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002.
9. Дом: самые знакомые животные – звери: Региональный компонент к программе Т.В.Шпотовой для педагогов Алтая / Сост. Н.А.Погудина, Л.И.Патрушева, Т.Н.Петрова / Под ред. д.б.н., проф. В.А.Рассыпнова – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2001.
10. СD. 1С: Школа: Экология. Учебное электронное издание. - М.: Московский Государственный институт электроники и математики, 2004.
11. Электронная энциклопедия комнатных растений. ООО «Дрофа», 2008.
12. Бигон М., Харпер Дж., Тунсенд К. Экология. Особи, популяции, сообщества: В 2-х т. Т. 1: Пер. с англ. – М.: Мир, 1989.
13. Энциклопедия для детей. Т. 19. Экология. / Глав. ред. В.А.Володин. – М.: Аванта, 2001.

Количество часов по учебному плану: 35
Оценочных практических работ: 9

Действующим учебным планом школы на изучение экологии Алтайского края в 6 классе отводится 1 час в неделю (школьный компонент) для усиления практической направленности и связи с природой.

Формы обучения – классно-урочная, экскурсии, уроки на природе.
Формы итогового контроля: оценочные практические работы, тесты.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
Тема/тип урока
Практическая
работа
Дата проведения
Демонстрации
Содержание
Контроль

1/1
Введение. Что будем изучать. Значение природной среды и природных ресурсов для человека. / Урок новых знаний.
-
1 нед.
Н.Сладков «Дары леса».
Значение изучения исторического опыта взаимоотношения общества и природы. Среда обитания. Условия существования. Взаимные влияния. Взаимные связи. Экология растений. Растительные сообщества.
Фронтальный опрос по материалам введения. Тест.

2/1
Особенности взаимодействия растений и животных со средой / Комбинированный урок
Сравнение особенностей взаимодействия растений и животных со средой.
2 нед.
А.М.Былова, Н.И.Шорина (стр.2, 31-36).
Особенности взаимодействий растений и животных со средой: способ питания и обмен веществ; степень подвижности; длительность роста; количество органов и способы их образования; реакция на внешние воздействия; способы защиты.
Фронтальный опрос, выборочные оценки ответов

3/2
Воздух в жизни растений и животных / Комбинированный урок
-
3 нед.
А.М.Былова, Н.И.Шорина (стр. 21-22, 25, иллюстрации)
Значение кислорода, углекислого газа, азота в жизни растений. Влияние вредных примесей в атмосфере на жизнь растений. Ветер в жизни растений. Регулирование человеком воздушных потоков.
Фронтальный опрос, выборочные оценки ответов

4/3
Экскурсия: «Распространение плодов и семян» / Урок новых знаний.
Сбор семян различных растений. Определение способа их распространения. Составление таблицы.
4 нед.
А.М.Былова, Н.И.Шорина (стр. 22-23, иллюстрации) М.Григорьева «Ботаническая экскурсия» (с.34-38) Н. Сладков «Одуванчик» (с.162; разработка урока)
Способы распространения растений.
Отчет о способах распространения растений (таблица). Оценка коллекции семян

5/4
Свет и тепло в жизни растений и животных / Комбинированный урок
-
5 нед.
А.М.Былова, Н.И.Шорина (стр. 3-8, 9-13 иллюстрации)
«Растения – дети Солнца». Свет и фотосинтез. Влияние света на рост растений. Светолюбивые растения. Теневыносливые и тенелюбивые растения. Растения эфемероиды. Летнезеленые и вечнозеленые растения. Регулирование условий освещения растений. Температурные условия для прорастания семян, цветения растений, созревания плодов. Приспособление растений к высоким и низким температурам. Теплолюбивые растения. Морозоустойчивые растения. Улучшение температурных условий для растений.
Фронтальный опрос

6/5
Экскурсия: «Осенние изменения в жизни растений» / Урок новых знаний.
Наблюдения за осенними изменениями растений.
6 нед.
Разработка «В осеннем лесу», Н.Сладков (с. 170) М.Григорьева «Ботаническая экскурсия» (с.30-33). Начальные классы (подборка материалов)
Почему желтеют и краснеют листья, многолетние травянистые растения образуют зимующие почки, пробка, клубень, корневище, луковица, глубокий покой, вынужденный покой, как образуется лесная подстилка. Викторина «Узнай растение».
Оценка коллекций листьев разных растений или рисунков листьев.

7/6
Как наступает листопад / Комбинированный урок
-
7 нед.
Сказка: «Чудо листья», книжка
Как наступает листопад, зачем деревья сбрасывают листья. Хвоепад, осинопад, веткопад. Викторина.
Оценка ответов учащихся.

8/7
Практическая работа / Урок применения знаний
Подготовка комнатных растений к зиме
8 нед.
Электронная энциклопедия комнатных растений.
Посадка и уход за комнатными растениями в школе
Оценка выполнения заданий учителя.

9/8
Вода в жизни растений / Комбинированный урок
-
9 нед.
А.М.Былова, Н.И.Шорина (стр.14-20, иллюстрации)
Внутренний запас воды. Как поступает вода в растения. Расход воды растениями. Водные растения. Плавающие растения. Влаголюбивые растения. Луговые и лесные растения. Засухоустойчивые растения. Обеспечение растений водой.
Фронтальный опрос

10/9
Разнообразие жизненных форм растений в крае / Комбинированный урок
-
10 нед.
А.М.Былова, Н.И.Шорина (стр.48-49)
Классификация жизненных форм, растения- подушки, корнеотпрысковые растения, полукустарники, полукустарнички
Фронтальный опрос

11/10
Разнообразие деревьев края / Комбинированный урок
-
11 нед.
А.М.Былова, Н.И.Шорина (стр. 49, о деревьях, древо жизни)
Деревья лесной зоны, листопадные, вечнозеленые. Плакучие, пирамидальные, зонтиковидные кроны. Викторина
Оценка ответов учащихся

12/11
Дикорастущие растения края, села. Лекарственные и кормовые растения / Комбинированный урок
Подготовка сообщений о лекарственных растениях (по выбору)
12 нед.
Набор: «Травянистые растения», «Лекарственные растения»
Особенности травянистых растений. Дикорастущие растения края, села. Лекарственные и кормовые растения. Викторина «Лекарственные растения».
Оценка сообщений учащихся.

13/12
Ядовитые растения и их роль в природе / Комбинированный урок
Подготовка сообщений о ядовитых растениях (по выбору)
13 нед.
Иллюстрации. «Ботаническая экскурсия «Люби и изучай Горный Алтай»
Ядовитые растения и их роль в природе. Викторина «Как определить ядовитое растение?».
Оценка ответов и сообщений учащихся

14/13
Культурные и сорные растения края и села / Комбинированный урок
Список культурных растений села
14 нед.
Иллюстрации. «Ботаническая экскурсия»
Особенности культурных и сорных растений края и села.
Тест

15/14
Грибы: съедобные и несъедобные / Комбинированный урок
Распознавание грибов по иллюстрациям
15 нед.
Плакат: «Грибы Сибири». Иллюстрации. Н.Сладков-сказка
Грибы: съедобные и несъедобные. Особенности внешнего вида грибов. Викторина.
Оценка ответов учащихся.

16/15
Правила сбора грибов и их использования / Комбинированный урок
-
16 нед.
37-39
Правила сбора грибов и их использования
Оценка ответов учащихся.

17/16
Растительные сообщества Алтайского края / Комбинированный урок
Список растений по сообществам (гербарий)
17 нед.
50-55 , гербарий
Что называют растительным сообществом. Естественные растительные сообщества. Результаты взаимных влияний растений в сообществе. Видовой состав растительных сообществ. Количественные соотношения в растительном сообществе. Виды-строители сообщества. Строение растительных сообществ. Растительные сообщества луга, леса, болота, степи. Природные зоны Алтайского края.
Фронтальный опрос

18/17
Искусственные сообщества (поле, сад, огород) как примеры управляемых человеком растительных сообществ / Комбинированный урок
Список зерновых, технических культур края (гербарий)
18 нед.
50-55, гербарий
Искусственные растительные сообщества. Особенности растений разных сообществ
Коллекции семян или работа по гербарию

19/18
Плодово-ягодные, овощные, пряные и другие растения села и края / Комбинированный урок
-
19 нед.
Иллюстрации (набор)
Особенности внешнего вида и сред обитания.
Тест

20/4
Цветочные растения, их история и особенности выращивания в условиях умеренно-континентального климата / Комбинированный урок
-
20 нед.
Энциклопедия комнатных растений.
Цветочные растения, их история и особенности выращивания в условиях умеренно-континентального климата История происхождения комнатных растений (родина). Викторина «Откуда к нам пришли растения?»
Оценка ответов учащихся.

21/5
Использование цветочных растений / Комбинированный урок
-
21 нед.
Комнатные растения - иллюстрации с описанием правил ухода
Использование цветочных растений. Особенности комнатных растений
Тест

22/6
Практическая работа / Урок применения знаний
Классификация комнатных растений школы Изучение правил ухода за ними
22 нед.
Энциклопедия комнатных растений.
Классификация комнатных растений школы
Оценка выполнения практической работы.

23/1
Экскурсия: «Зимние изменения в природе»
Наблюдение за живыми организмами.
Подкормка птиц
23 нед.
Н.Сладков (стр. 77, 40,46, иллюстрации)
Приспособления живых организмов к зимним условиям. Широкая экологическая приспособленность, узкая
Оценка отчета.

24/1
Понятие об исторической экологии и антропогенном факторе / Комбинированный урок
-
24 нед.
Н.Сладков (стр. 55, 56, иллюстрации)
Понятие об исторической экологии и антропогенном факторе. Опустынивание.
Фронтальный опрос

25/2
Редкие и охраняемые растения Алтая и Сибири / Комбинированный урок
-
25 нед.
Презентация «Редкие и охраняемые растения Алтая»
Редкие и охраняемые растения Алтая и Сибири
Фронтальный опрос

26/3
Редкие и охраняемые растения села / Комбинированный урок
Составление списков и рисунков редких и охраняемых растений села с кратким описанием
26 нед.
Иллюстрации
Редкие и охраняемые растения села
Оценка выполнения практической работы.

27/4
Красная Книга Алтайского края / Комбинированный урок
-
27 нед.
Красная Книга Алтайского края.
Красная Книга Алтайского края
Фронтальный опрос

28/5
Меры охраны растительного мира в Алтайском крае. Контроль и наблюдение за состоянием растений и животных. / Комбинированный урок
-
28 нед.
Презентация «Особо охраняемые территории Алтайского края»
Меры охраны растительного мира в Алтайском крае. Контроль и наблюдение за состоянием растений и животных. Заповедник, заказник.
Фронтальный опрос

29/6
Памятники природы на Алтае и в Сибири / Комбинированный урок
Подготовка сообщений о памятниках природы (по выбору)
29 нед.
Презентация «Памятники природы Алтайского края»
Виды памятников природы Алтайского края.
Оценка сообщений.

30/7
Весенняя экскурсия в лес, на луг /Урок новых знаний.
Наблюдения за растениями, птицами, муравьями.
30 нед.
Н.Сладков (стр. 82,41-42)
Признаки пробуждения природы, первоцветы
Оценка отчетов о наблюдениях

31/8
Весенняя экскурсия к местному водоему
Наблюдения за растениями, птицами, у водоемов.
31 нед.
Подборка «У водоемов (нач. кл.)»
Наблюдения за растениями, птицами, у водоемов.
Оценка отчетов о наблюдениях

32/9
Практическая работа / Урок применения знаний
Посадка деревьев и кустарников
32 нед.
Правила посадки деревьев и кустарников.
Посадка деревьев и кустарников
Оценка выполнения практической работы.

33/10
Экологический слет Практическая работа / Урок применения знаний
-
33 нед.
Учебные задания для каждой станции
Путешествие по станциям
Оценка ответов учащихся.

34/11
Экологический слет Итоговое закрепление. Практическая работа / Урок применения знаний
-
34 нед.
Учебные задания для каждой станции
Путешествие по станциям
Оценка ответов учащихся.

35
Резерв







ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения курса экологии Алтайского края учащиеся должны знать:
- основные результаты воздействия человека на природу и основные экологические последствия этого воздействия в селе;
- современное экологическое состояние экосистем села;
- закономерности и перспективы развития экосистем края;
- основные экологические проблемы села и края;
- основные природоохранные мероприятия;
- принципы рационального природопользования.
Учащиеся должны уметь:
- оценивать общее экологическое состояние экосистем края;
- проводить практическую работу по посадке деревьев, уборки территорий и т.д.;
- объяснять; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды региона;
- проводить самостоятельный поиск экологической информации;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Учащиеся должны приобрести навыки:
- ухода за культурными растениями;
- ухода за искусственным ландшафтом своего жилища;
- выполнения учебного экологического проекта;
- работы в коллективе.

Заголовок 115