Оборудование учебных мастерских: требования по размещению оборудования. Рабочее место мастера производственного обучения, требования к организации рабочего места мастера производственного обучения.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГПОУ ДОНЕЦКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого занятияТема: Оборудование учебных мастерских: требования по размещению оборудования. Рабочее место мастера производственного обучения, требования к организации рабочего места мастера производственного обучения.
ПМ. 01 ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА
МДК.01.01. МЕТОДИКА ПРОфессионального ОбУЧЕНИЯ
(по отраслям)
Донецк,2015
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГПОУ ДОНЕЦКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого занятияОБОРУДОВАНИЕ УЧЕБНЫХ МАСТЕРСКИХ: ТРЕБОВАНИЯ ПО РАЗМЕЩЕНИЮ ОБОРУДОВАНИЯ. РАБОЧЕЕ МЕСТО МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ, ТРЕБОВАНИЯ ПК ОРГАНИЗАЦИИ РАБОЧЕГО МЕСТА МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ.
ПМ. 01 ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА
МДК.01.01. МЕТОДИКА ПРОфессионального ОбУЧЕНИЯ
(по отраслям)
по специальности 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям)
по профилю подготовки 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы
Донецк,2015
Методическая разработка открытого занятия по ПМ 01. Организация учебно-производственного процесса МДК.01.01. Методика профессионального обучения (по отраслям) на тему :« Оборудование мастерских: требования по размещению оборудования. Рабочее место мастера производственного обучения, требования к организации рабочего места мастера производственного обучения» специальности 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям) по профилю подготовки 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы - Донецк: ДИПТ, 2016.
Подготовила: Хрущева Н.А. – специалист ІІ квалификационной категории Донецкого профессионально-педагогического колледжа.
В методической разработке представлена инновационная лекция с элементами информационно-коммуникационных технологий, а также организация интерактивной работы в малых группах.
Рецензент: Лисовицкий В.И. председатель цикловой комиссии «Профессиональное образование», специалист высшей категории, преподаватель –методист Донецкого профессионально-педагогического колледжа.
Рассмотрена и одобрена на заседании цикловой комиссии «Профессиональное образование» (протокол №__ от _________2015г.), председатель цикловой комиссии _______________________В.И.Лисовицкий
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………….5
План занятия……………………………………………………………..6
Содержание и ход занятия………………………………………..……..7
Литература…………………………………………………….…………16
Приложения ………………………………………………………….….17
ВВЕДЕНИЕ
Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса определяется научно-обоснованной системой конструирования каждого занятия, гарантирующего достижения запланированных результатов обучения, четкой последовательностью согласованных действий педагога и обучающихся на занятии, подчиненных целям и задачам конкретного занятия, т.е технологическим подходом к обучению. Для повышения качества образования применяют преподавание занятия с применением инновационных форм обучения - лекций, на которых широко используются слайды, раздаточный материал и мультимедийные технические средства обучения (персональный компьютер, плазменный монитор). Данные методические материалы способствуют лучшему восприятию и запоминанию информации, которая должна способствовать повышению качества подготовки МДК.01.01 «Методика профессионального обучения».
В данной методической разработке приведена методика проведения инновационной лекции с элементами информационно-коммуникационных технологий (мультимедийная презентация), с организацией интерактивной работы в малых группах.
Актуализация опорных знаний на данном занятии осуществляется с использованием письменного опроса в виде разноуровневых заданий Для закрепления изученного материала используется интерактивная работа в малых группах.
Данная методическая разработка может применяться преподавателями методики профессионального обучения для усвоения у обучающимися вопросов организации учебных мастерских и требований, предъявляемых к оборудованию мастерских и организации рабочего места мастера производственного обучения.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Группа: 1ПК -13 Дата 19.01.2016г № занятия 19
Тема занятия: МДК. 01.01 «Оборудование мастерских: требования по размещению оборудования. Рабочее место мастера производственного обучения, требования к организации рабочего места мастера производственного обучения».
Тип занятия: инновационная лекция с элементами информационно-коммуникационных технологий.
Вид занятия: лекция
Цели занятия:
Цели занятия: методическая: усовершенствовать методику проведения лекций за счёт использования в учебном процессе инновационной лекции с использованием информационно-коммуникационных технологий.
учебная: сформировать знания о порядке и требованиям организации учебных мастерских и размещению оборудования в них, организации и оснащения рабочего мастера производственного обучения и требований к его организации.
воспитательная: воспитание интереса к профессии мастера производственного обучения, формирование профессиональной мотивации у обучающихся при изучении темы.
развивающая: способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических задач, творческой активности, логического и аналитического мышления при изучении темы.
Межпредметные связи: обеспечивающие: ОП.01. Общая и профессиональная педагогика, ОП.02. Общая и профессиональная психология, ОП.03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена».
обеспечиваемые: междисциплинарные курсы МДК.02.01. Теоретические и методические основы педагогического сопровождения группы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности, МДК.03.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы мастера производственного обучения
Методы и формы проведения занятия: объяснение нового материала с помощью мультимедийной презентации, письменный опрос, работа в малых группах
Технические средства обучения: ПК, телевизор.
Методическое и дидактическое обеспечение: методическая разработка занятия, план занятия, раздаточный материал для опроса обучающихся.
СОДЕРЖАНИЕ И ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационная часть 1мин.
Приветствие обучающихся, проверка присутствия обучающихся, их внешнего вида, готовности к занятиям.
В группе по списку 9 обучаемых. Преподаватель отмечает отсутствующих в журнале учебных занятий.
53200305330705 мин.
05 мин.
Ознакомление обучающихся с темой, учебными целями, планом занятия и критериями оценивания учебных достижений обучаемых.

Преподаватель: «Тема нашего занятия: «Оборудование мастерских: требования по размещению оборудования. Рабочее место мастера производственного обучения, требования к организации рабочего места мастера производственного обучения» (слайд 1)

Учебная цель урока: сформировать знания о порядке и требованиям организации учебных мастерских и размещению оборудования в них, организации и оснащения рабочего мастера производственного обучения и требований к его организации.
После изучения данной темы Вы должны будете знать - порядок и требования по организации учебных мастерских и размещению оборудования в них, а также Вы ознакомитесь с определением и назначением рабочего мастера производственного обучения и требованиям к его организации. Работать на занятии мы будем по следующему плану:
Повторим изученный материал по теме: «Значение учебных мастерских, общие требования по организации учебных мастерских».
Далее будет проведена лекция «Оборудование мастерских: требования по размещению оборудования. Рабочее место мастера производственного обучения, требования к организации рабочего места мастера производственного обучения» с использованием мультимедийной презентации.
Закрепление знаний по данной теме, Вы будете работать в малых группах, Вам необходимо будет оценить эргономичность, эффективность и правильность спроектированных рабочих мест мастера производственного обучения.
В конце занятия подведём итог и оценим Вашу работу и Вы получите домашнее задание.
Актуализация опорных знаний обучаемых. 15 мин.
Теперь для выяснения уровня знаний по предыдущей теме мы проведем письменный опрос. Он включает в себя 6 тестовых заданий и 1 общий. Внимание! За каждый правильный ответ по тестам Вы получите по 0,5 балла. В тестах – вариант ответа может быть только один За правильный и полный ответ на 7 вопрос Вы получите 2 балла.
На ответы у Вас -10 минут.
Теперь Вы должны поменяться листком ответов с рядом сидящим и провести взаимооценку выполненной работы с аргументацией выставленной оценки -5мин.
81534065586Внимание! За каждый правильный ответ по заданиям Вы получите по 0,5 балла. В тестах – вариант ответа может быть только один. За правильный и полный ответ на 7 вопрос Вы получите 2 балла.
00Внимание! За каждый правильный ответ по заданиям Вы получите по 0,5 балла. В тестах – вариант ответа может быть только один. За правильный и полный ответ на 7 вопрос Вы получите 2 балла.

73723527396Правильные варианты ответов на тестовые вопросы
А
В
А
Б
А
В
00Правильные варианты ответов на тестовые вопросы
А
В
А
Б
А
В

-133078-164920Правильная организация учебных мастерских, участков, полигонов включает в себя:
- планировку мастерской;
- оснащение мастерской;
- соответствие мастерской учебно-воспитательным задачам формам и методам производственного обучения;
- создание благоприятных условий труда для мастера и обучающихся;
- достижение максимальной эффективности учебно-воспитательной работы при минимальных затратах времени мастера и обучающихся;
- дальнейшее улучшение подготовки квалифицированных рабочих.
Организация учебных мастерских и участков осуществляется в соответствии с типом учебного заведения, характером подготавливаемых профессий и особенностями производства.
Площади учебных мастерских и состав оборудования должны отвечать нормам технологического проектирования для соответствующих отраслей промышленности, а также строительным нормам и правилам.
При планировке исходят из следующих условий:
а) в поле зрения обучающегося находится его рабочее место, отчётливо видны наглядные и экранные пособия, классная доска, образцы инструментов, демонстрируемые с рабочего места мастера;
б) свет падает с левой стороны (за исключением мастерских, где обучающиеся работают на станках и машинах).
Тип и количество оборудования индивидуального и общего пользования определяют в соответствии с требованиями программ производственного обучения, а также в зависимости от характера выполняемых в мастерских учебно-производственных работ.
Количество основного оборудования индивидуального пользования устанавливается из расчёта работы обучающихся не более чем в две смены. Оборудование в учебных мастерских должно быть размещено так, чтобы мастер со своего рабочего места мог проводить коллективный инструктаж группы, должны быть обеспечены наиболее благоприятные и безопасные условия для работы обучающихся.
0Правильная организация учебных мастерских, участков, полигонов включает в себя:
- планировку мастерской;
- оснащение мастерской;
- соответствие мастерской учебно-воспитательным задачам формам и методам производственного обучения;
- создание благоприятных условий труда для мастера и обучающихся;
- достижение максимальной эффективности учебно-воспитательной работы при минимальных затратах времени мастера и обучающихся;
- дальнейшее улучшение подготовки квалифицированных рабочих.
Организация учебных мастерских и участков осуществляется в соответствии с типом учебного заведения, характером подготавливаемых профессий и особенностями производства.
Площади учебных мастерских и состав оборудования должны отвечать нормам технологического проектирования для соответствующих отраслей промышленности, а также строительным нормам и правилам.
При планировке исходят из следующих условий:
а) в поле зрения обучающегося находится его рабочее место, отчётливо видны наглядные и экранные пособия, классная доска, образцы инструментов, демонстрируемые с рабочего места мастера;
б) свет падает с левой стороны (за исключением мастерских, где обучающиеся работают на станках и машинах).
Тип и количество оборудования индивидуального и общего пользования определяют в соответствии с требованиями программ производственного обучения, а также в зависимости от характера выполняемых в мастерских учебно-производственных работ.
Количество основного оборудования индивидуального пользования устанавливается из расчёта работы обучающихся не более чем в две смены. Оборудование в учебных мастерских должно быть размещено так, чтобы мастер со своего рабочего места мог проводить коллективный инструктаж группы, должны быть обеспечены наиболее благоприятные и безопасные условия для работы обучающихся.

Изложение и изучение нового материала. 35 мин.
Тема занятия: «Оборудование мастерских: требования по размещению оборудования. Рабочее место мастера производственного обучения, требования к организации рабочего места мастера производственного обучения».

Мотивация изучения темы:
Преподаватель: «Изучив данную тему, Вы узнаете основные требования по размещению оборудования в учебных мастерских. Изучите определение и назначение рабочего места мастера производственного обучения, определите основные требования, которые необходимо учитывать при проектировании, изготовлении и использовании рабочего места мастера производственного обучения. Вы как будущие мастера производственного обучения сможете самостоятельно осуществлять правильную организацию мастерской, а от этого зависит работоспособность обучающихся а в последствии и нормы выработки, а от правильной организации рабочего места мастера производственного обучения напрямую зависит качество подготовки специалистов, организация и проведение уроков производственного обучения вообще.
План изучения нового материала
Преподаватель: «Тема и план нашей сегодняшней лекции» (демонстрируются на экране) (слайд 2)

Преподаватель: «Во время изучения нового материала Вам необходимо обратить внимание на требования по организации мастерских и рабочего места мастера производственного обучения, а так же на порядок размещения оборудования на рабочем месте мастера, назначение каждого элемента рабочего места мастера производственного обучения. Это Вам понадобится при закреплении материала новой темы в конце занятия. Откройте, пожалуйста, Ваши конспекты и запишите план».
Рассмотрим первый вопрос темы «Оборудование мастерских, требования по размещению оборудования».



152698720658100
Преподаватель: переходим ко второму вопросу «Рабочее место мастера производственного обучения», (слайд 8)
86296529654500
Преподаватель: «А теперь перейдём к третьему вопросу нашего плана» Требования к организации рабочего места мастера производственного обучения, (слайд 9)
-7525623114000

Преподаватель: «Организацию рабочего места мастера рассмотрим на следующих примерах» (слайды 10, 11, 12, 13)



Закрепление нового материал. 15 мин.
Для закрепления знаний преподаватель разбивает группу на малые группы и выдает раздаточный материал по теме урока.
Преподаватель «А сейчас для закрепления изученного материала по теме Вам необходимо определить правильность организации рабочего места мастера производственного обучения, требования к организации рабочего места мастера, описать достоинства и недостатки рабочего места, характерные ошибки при проектировании рабочего места и предложить пути устранения выявленных недостатков»
Итоги занятия. 7 мин.
Выводы по изучению данной темы преподавателем.
Замечания относительно усвоения обучающимися материала.
Преподаватель: «Наше занятие подходит к завершению. На этом занятии Вы изучили основные термины, определения, требования, типы и виды мастерских и рабочего места мастера производственного обучения. Рассмотрели различные образцы рабочих мест мастера производственного обучения, определили как правильно должно проектироваться, изготавливаться и организовываться рабочее место мастера производственного обучения.
Достигли ли мы поставленной цели?
(Преподаватель комментирует ответы обучаемых, объявляет оценки по итогам занятия и выставляет в журнал успеваемости).
Таким образом, задачи, которые мы поставили в начале занятия достигнуты. (Ожидаемые ответы: хорошо, не совсем хорошо, не все ещё имеют отличные знания).
Если у Вас ко мне вопросы по теме?
Вашим вниманием и работой на занятии я довольна».
Домашнее задание (преподаватель задает и объясняет домашнее задание). 2 мин.
Преподаватель: «А теперь запишите домашнее задание:
- подготовиться к практической работе на которой мы будем проектировать рабочее место мастера производственного обучения по специальности «Мастер по обработке цифровой информации», которое мы должны будем с Вами разработать и дать его характеристику» (преподаватель спрашивает, есть ли у обучаемых вопросы к домашнему заданию).
Преподаватель: «Занятие окончено. Благодарю за работу!»
Литература:
обязательная:
Коваленко Е.Э. Методика профессионального обучения. – Харьков, 2003.- 358с.
Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом. – М.: «Академия», 2008. - 288с
Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения: Учеб.пособие. – М.: ФОРУМИНФРА, 2007. – 336с.