Методический материал на тему: «Методическое сопровождение инновационной деятельности учителей деятельности учителей иностранных языков»


«Методическое сопровождение инновационной деятельности учителей деятельности учителей иностранных языков»
Существуют различные подходы к определению понятия "инновация". Педагогическая наука, например, обращает внимание на различие между новшеством и изменением: изменение должно включать в себя улучшение согласно заранее поставленным целям.
Инновационный процесс - это формирование и развитие содержания и организации нового. Инновационные процессы необходимо сознательно проектировать, а затем вводить их в существующие структуры опыта, осуществляя тем самым шаг развития. Поэтому имеет смысл говорить о двух взаимосвязанных режимах работы системы образования - режиме функционирования и режиме развития.
Инновационные ориентации учителей в вопросе обновления содержания начального образования распределились следующим образом; 41,4 % считают, что новаторство и экспериментирование нужны всегда; 49,7 % учителей подчеркивают необходимость создания определенных условий для осуществления инновационной деятельности, и только 9 % педагогов не видят необходимости в каких-либо изменениях существующей системы обучения младших школьников. Более детальное изучение материала показало, что отношение педагогов к новаторству и экспериментам в значительной мере зависит от стажа. Самыми горячими сторонниками модернизации образования оказались самые опытные и знающие специалисты, а не молодежь, как можно было бы ожидать: среди педагогов со стажем свыше 25 лет более 60% за новации при любых обстоятельствах. Среди молодых и начинающих педагогов преобладают более осторожные мнения - около 60% учителей со стажем до 15 лет уверены, что эксперименты и новации возможны только при наличии хороших условий.1)
Данные социологического опроса показали, что учителя начальных классов отдают предпочтение традиционной (классической) системе обучения. Независимо от педагогического стажа 57,2 % учителей работают по традиционной программе; 24,8 % учителей используют учебно-методические комплекты (УМК) по программе "Школа 2100"; 15,2 % работают по системе Л.В. Занкова; 2,8 % - по системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова.1) Хотя вариативность программ представлена в учительской практике, но она не занимает достаточно устойчивого положения в системе начального образования. На наш взгляд, это обусловлено следующими причинами:
- собственный педагогический опыт формировался и накапливался в большей степени в рамках традиционной программы обучения, что позволяет учителю чувствовать себя успешным в своей профессии;
- базовое педагогическое образование учителей начальных классов ориентировано на освоение традиционных методик обучения;
_____
1) - Е.Д. Афанасьева, Л.Г. Борисова Инновационная культура педагогов, Имидж №5 Гуманитарное образование в школе: теория и практика, 2004, Новосибирск


- в практике начального образования разработаны и апробированы в основном методические рекомендации по освоению учащимися предметных
знаний;
- администраторы и методисты не уделяют должного внимания психолого-педагогической подготовке учителей начальных классов к работе в инновационном режиме;
- учителя начальных классов испытывают затруднения в выборе учебных программ, учебно-методических материалов, позволяющих решать образовательные задачи на основе обновленного содержания в обучении;
- вариативность привнесла в начальное образование неоправданную многопредметность, (обилие одночасовых предметов), что привело к перегрузке детей.
В условиях перехода на четырехлетнее образование значительная часть педагогических работников оказалась не готовой к осознанному выбору вариативной образовательной программы и ее адекватной реализации с учетом возможностей и потребностей детей. Укрепление вариативного и личностного аспектов образования требует значительных перемен в методах и формах организации обучения, выхода на новую теорию и методику обучения в начальной школе. Изменения, имеющие целью повышение эффективности образования, находят свое отражение в инновационных процессах.
Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. И это неслучайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентоспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской воспитанников.
Инновационная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение в практику деятельности объединений современных педагогических технологий, направленных на эффективное решение тех приоритетных задач, которые заявляет педагогический коллектив.
Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности ученика по сравнению с традиционной системой. Это становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность не известных практике дидактических и воспитательных программ, предполагающему снятие педагогического кризиса.
Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - основные цели инновационной деятельности. Инновационная
деятельность в образовании как социально значимой практике, направленной на нравственное самосовершенствование человека, важна тем, что способна обеспечивать преобразование всех существующих типов практик в обществе.
Инновационная технология предполагает организацию урока в форме самостоятельного проектирования учебного материала, который в дальнейшем структурируется и моделируется в определенной форме: графической, знаковой или символической. Эти процессы направлены на увлеченное овладение учащимися изучаемым материалом, развитие у них потребности в познавательной деятельности и уверенности в своих познавательных возможностях.
Инновации в образовании, на мой взгляд, это использование новых, повышающих эффективность способов, средств подачи информации, обучения самостоятельному поиску нужной информации, проверке ее адекватности, повышения интереса учащихся к новому материалу, контроля за усвоением информации.
В современной школе используется много различных методов обучения В последние годы стала популярной методика критического мышления, включая три этапа или стадии. Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия».
Первая стадия –«вызов». Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:
- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Вторая стадия – «осмысление». Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:
- получить новую информацию;
- осмыслить ее;
- соотнести с уже имеющимися знаниями.
Третья стадия – «рефлексия». Здесь основным является:
- целостное осмысление, обобщение полученной информации;
- присвоение нового знания, новой информации учеником;
- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения.
В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления?
Элементы новизны, помимо философских идей, отмеченных выше, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. на каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. В данной статье даны рекомендации по использованию некоторых методических приемов, которые, как показала апробация, наиболее успешно могут применяться учителем на уроках.
Прием «Корзина идей, понятий, имен…»
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.
2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).
3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики
делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
6. Все ошибки исправляются, по мере освоения новой информации.
Прием «Составление кластера»
Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом «корзина», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины».
Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово «кластер» в переводе означает пучок, гроздь. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности.
На стадии осмысления – для структурирования учебного материала.
На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.
Литература.
1. Афанасьева Е.Д., Борисова Л.Г. Инновационная культура педагогов, Имидж №5 Гуманитарное образование в школе: теория и практика, 2004, Новосибирск
2. Суворова Н.Г. Методическое пособие. – М., издание РФПР, 2002.
3. Канарская О.В. Инновационное обучение: методика, технология, школьная практика. - Спб, 1997. - 4. Хуторской А. В., Доклад на VII-й Всероссийской дистанционной августовской научно-практической конференции "Инновации в образовании" - М., 2005