Выступление на постоянно действующем семинаре Методическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС (в рамках городских педчтений)



Муниципальное общеобразовательное
бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №28
с углубленным изучением отдельных предметов города Воронежа




«Воплощение идей ФГОС в педагогической практике»
(муниципальные педагогические чтения работников образовательных организаций)




Кластер 3: «Новые стандарты - новые результаты образования»



«Современные подходы к проектированию урока как основа
получения результата в соответствии с требованиями ФГОС»






Выполнила: Волобуева Светлана Николаевна
учитель математики МБОУ СОШ №28 с УИОП








Воронеж -2016

«Человек достигнет результата, только делая что-то сам»
Александр Пятигорский
(русский философ, востоковед,
профессор лондонского университета).
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Поставленные задачи требуют перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении. Меняется роль, содержание и характер профессиональной деятельности учителя в условиях работы в современной образовательной среде; происходит изменение способов организации образовательной деятельности учащихся в процессе современного урока, где создаются основы для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.
В формировании многих качеств большую роль играет школьная дисциплина – математика. В новых стандартах образования говорится о том, что “одной из целей математического образования является овладение школьниками системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности”.
Какие же практические знания должна давать математика? Совершенно очевидно, что математика не в состоянии обеспечить ученика отдельными знаниями на всю жизнь: как оформить кредит, как вычислить налоговые отчисления, выбрать телефонный тариф, рассчитать коммунальные платежи, но она должна и обязана вооружить его методами познания, сформировать познавательную самостоятельность. Поэтому на уроках математики школьники учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы, одним словом – думать.
Основной формой организации обучения является урок, следовательно, для того, чтобы выстроить урок в рамках системно - деятельностного подхода, необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока.
Урок это систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени. Рождение любого урока начинается с осознания правильного, четкого определения его конечной цели чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.
Выделяют  четыре типа уроков в зависимости  от их целей:
Уроки «открытия» нового знания
Уроки рефлексии
Уроки систематизации знаний (общеметодологической направленности)
Уроки развивающего контроля
Цели уроков выделенных типов:
Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.
Содержательная цель: формирование системы математических понятий.
Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция   изученных    способов действий – математических понятий, алгоритмов и т.д.
Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности.
Содержательная цель: выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий школьного курса математики и построение обобщённых норм  учебной деятельности.
Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных   математических понятий и  алгоритмов.
Каждый урок имеет технологическую карту, которая позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.
Структура технологической карты включает:
название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение
цель освоения учебного содержания
планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД)
метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы)
основные понятия темы
технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения)
контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
Урок становится личностно-ориентированным. Чтобы сделать процесс обучения личностно ориентированным нужно немногое: признать право каждого ребёнка на самоценность, индивидуальность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их в разнообразной и интересной для него деятельности. Положительный результат работы в том, что дети стали увереннее в себе, своих силах. Они привыкают сами добывать знания, а не пользуются готовыми выводами учебника
При личностно ориентированном подходе к обучению необходимо постараться организовать работу таким образом, чтобы дети сами формулировали тему урока и цели учения. При этом, важно определить цели учения, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.
Задача педагога заключается в том, чтобы умело организовать личностно ориентированные педагогические ситуации. Этому помогают грамотно поставленные вопросы:
Кто может сказать, какую из проблем мы решаем на занятии?
Назовите цель работы над
Сформулируй вопрос, ответ на который мы ищем (цель, которую ты стремишься достичь).
Какая из данных целей соответствует твоим ожиданиям? Почему?
Какую цель вы выбираете для работы в группе над....
Какие из данных заданий ты уже умеешь выполнять(составь перечень), а какие нет?
Как ты понял данную цель? Объясни её смысл.
Как будем проверять, достигли ли цели? И многие другие.
При таком подходе к обучению очень важно стимулировать учащихся к высказываниям. Роль учителя остаётся очень существенной: он ведёт дискуссию, задаёт наводящие вопросы, подсказывает, но для учащихся он, в данном случае, равноправный партнёр по учебному общению. Ученики получают новую роль - “исследователи”. Под скрытым руководством учителя они открывают для себя новые знания. Очень важно, что у учителя исчезает необходимость говорить слова: не верно, не правильно, не думаешь. Они заменяются личностно значимыми: ты так думаешь, это твоё мнение, ты молодчина, как много ты сделал, это правильный путь и так далее.
Особо хочется сказать о таких компонентах урока как контрольно-оценочный и аналитический. При обсуждении этого вопроса с детьми можно воспользоваться памяткой.
Подведение итогов.
1) Начните ваш ответ словами: Мне удалось
Узнать...
Понять....
Вычислить...
Применять...
Объяснять...
Другое.
2) Соотнесите результаты вашей работы с поставленными целями.
Вопросы в помощь:
Достигли вы поставленной цели?
Если да, то что способствовало этому? Если нет, то что мешало?
Какого рода трудности испытываете?
В своей работе при оценке деятельности ученика, для стимулирования его активности и развития познавательного интереса можно использовать оценочный лист. В нём отражены все этапы урока. Проанализировав оценочный лист, можно увидеть, где есть пробелы в знаниях, над чем необходимо поработать. Приведу в пример один из вариантов оценочного листа.
Оценочный лист
Фамилия, имя, класс:
Этапы работы
Проверка домашней работы
Проверка теории
Проверка формул
Тест
Самостоятельная работа
Работа у доски


Баллы








Общий балл:
Необходимым компонентом личностно ориентированного урока является создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса. Этого можно добиться умелой организацией групповой работы. Группы целесообразней формировать разноуровневые, по принципу: сильный помогает слабому. Задание даётся дифференцированное, при этом карточки раскрашиваются в разные цвета по уровням сложности. Таким образом, ребёнок быстро находит посильное для него задание. Дети сами выбирают свой уровень в зависимости от того, как усвоили тему. У сильного ученика появляется возможность закрепить свои знания, помогая слабому ученику, а слабый ученик не боится спросить у товарища. Оценивается работа всей группы в целом, а затем и работа всего класса.
Использование информационных технологий в процессе преподавания математики даёт то, что учебник дать не может; компьютер на уроке является средством, позволяющим обучающимся лучше познать самих себя, индивидуальные особенности своего учения, способствуя развитию самостоятельности. Именно ИКТ: электронные учебники, тренажеры, презентации, позволяют ученикам с интересом и быстро усваивать большой объём учебного материала. Такие уроки становятся интересным увлечением, а материал темы долго находится в памяти ребёнка.
Создание интерактивной доски помогло расширить возможности обучения. Сегодня эти доски уже широко используются по всему миру.
Она стала мощным инструментом взаимосвязи учителя и ученика.
Интерактивная доска позволяет:
Отойти от традиционного презентационного урока.
Экономить время урока.
Повысить эффективность подачи материала.
Организовать групповую работу (или групповые игры).
Помочь учителю в организации проверки знаний школьников.
Творчески использовать материал.
Учитывать возрастные особенности каждого школьника.
Осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в процессе обучения.
Применение интерактивной доски имеет ряд преимуществ при организации учебного процесса:
делает занятия интересными и развивает мотивацию;
предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;
освобождает от необходимости записывать благодаря возможности сохранять и печатать все, что появляется на доске;
позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;
учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
На интерактивной доске можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам и рисункам, выделять ключевые области и добавлять цвета. К тому же тексты, рисунки можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты урока.
Все ресурсы можно комментировать прямо на экране, используя инструмент Перо, и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал.
При отработке навыков решения задач удобно использовать замечательный инструмент Шторка, который используется для скрытия части доски. На закрытой части доски можно поместить план решения задачи, которым должны пользоваться обучающиеся и открывать его по мере выполнения каждого пункта, можно спрятать уже готовое решение задачи и также открывать постепенно, чтобы дети могли сверить своё решение с решением учителя.
Во время объяснения нового можно путешествовать с помощью инструмента Прожектор, который затемняет неважный в данную минуту материал и высвечивает на доске именно тот участок, который должен привлечь внимание учащихся. При объяснении материала иногда требуется вернуться к началу или середине своего объяснения, на обычной доске предугадать такой возврат бывает трудно. Интерактивная доска позволяет быстро вернуться к тому месту объяснения, которое вызвало затруднение или непонимание материала, т. к. все записи на ней сохраняются.
Школьники быстро привыкают к интерактивной доске. Большой экран позволяет работать всем вместе.
Урок-презентация обеспечивает получение большего объема информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду (обычная школьная доска не может вместить тот объем, который можно поставить на слайд).
Например, для того чтобы ребята могли самостоятельно сформулировать тему урока использую кроссворды, анаграммы. Для формулировки целей урока, можно предложить анимационные картинки. Для самостоятельного приобретения знаний использую готовые схемы. Также можно использовать анимационные картинки или «оживить задачи».
В условиях введения новых ФГОС особое место сегодня нужно отвести планированию результатов обучения. В результатах обучения необходимо особенно внимательно отслеживать какие будут формироваться компетенции, если говорить более широко, УУД – более узко, но, в терминах ФГОС. Следует продумать, где в структуре урока место методам, с помощью которых будет происходить формирование УУД. Отдельное внимание нужно уделить метапредметности в ходе урока, а именно метапредметному содержанию урока и планированию метапредметной деятельности учеников.
В условиях введения ФГОС в профессиональной деятельности учителя будут иначе расставлены акценты. Безусловно, предметные знания всегда были, есть и будут на первом месте, поскольку без знаний невозможно сформировать учебную компетентность ученика. Тем не менее, перед учителем стоит задача не только «дать» знания, но и показать «путь приобретения» этих знаний», т.е. к дидактической роли учителя естественно прирастает ещё одна – управленческая (учитель управляет образовательным процессом по своему предмету),
Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо «урочить», наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов, вкладывая в него свою душу.
«Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжёлый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру. Учитель должен быть свободен, как поэт, и искусен, как художник».
Д.С. Лихачев




















Литература
Анализ современного урока. – М, 2001
Гин А.А. Приемы педагогической техники. М.: Вита-Пресс, 2006 или [Электронный ресурс]. Режим доступа [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Гузеев, В.В. Проектирование и анализ урока / В.В.Гузеев // Директор школы. – 2005. – № 7.
Ковгородова, А. Режиссура школьного урока / А.Ковгородова // Директор школы. – Директор школы. – 2005. – № 2.
Лаврентьев, В.В. Типы, формы и структурные элементы современного урока в адаптивной школе (в условиях внешней дифференциации учебно-воспитательного процесса) / В.В.Лаврентьев // Завуч для администрации школ. – 2005. – № 1.
Лаврентьев, В.В. Требования к уроку как к основной форме организации учебного процесса в условиях личностно ориентированного обучения: методические рекомендации / В.В.Лаврентьев // Завуч для администрации школ. – 2005. – № 1.
Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н.Леонтьев. – М.: Политиздат, 1992.
Лукьянова, М.И. Методика анализа личностно-ориентированного урока по предметам основной школы / М.И.Лукьянова, Н.А.Радина, Т.Н.Абдуллина // Завуч для администрации школ. – 2006. – № 2.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание, Личность. М., 1975.
Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1984.


Заголовок 415