Рабочая программа по внеурочной деятельности Растения нашего края


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Новотарманская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на заседании ШМО учителей начальных классов
Жаринова М.Н..
№ протокола 1
«___» сентября 2014г. СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Паньшина Е.В.
«___» сентября 2014г. УТВЕРЖДАЮ
Директор ОУ
Казанцева О.Н..
«___» сентября 2014г.
Рабочая программа
по проектной деятельности
Предмет «Растения нашего края
Учебный год 2014-2015г.
Класс 3А
Количество часов в год 1 час
Количество часов в неделю 34 часа
Учитель: Баженова С.Г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Представленная программа проектной деятельности кружка «Растения нашего края» составлена на основе программы кружка МОУ «Ишимская основная общеобразовательная школа» г. Ишим. Программа ориентирована на учащихся 3-го класса.
В этом возрасте учащиеся уже понимают практическую ценность природы для жизни людей, но еще не осознают ее эстетического, санитарно-гигиенического, научно-познавательного значения. Также недостаточно оценивают влияние человека на природу и возникающие изменения среды из-за его воздействия.
В связи с этим возникает необходимость более близкого знакомства с природой родного края, современным ее состоянием и влиянием человека на окружающую среду.
Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
Методические занятия кружка являются комплексными - на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера: лекции, беседы, сценки, экологические сказки, подвижные и интеллектуальные игры, работа с наглядными пособиями.
Занятия в кружке чередуются с экскурсиями, проводимыми в близлежащем парке, различных природных комплексах.
Важную роль играют посещения библиотек.
На занятиях проводится демонстрация схем, таблиц, фотографий, видеофильмов, а также используется разнообразный раздаточный материал.
Все это позволит учащимся познать красоту и уникальность природы, понять необходимость ее охраны и бережного отношения к ней.
Цель программы:
Углубленное изучение природы родного края, ее ресурсов, а также воспитание экологически грамотного поведения в природе.
Задачи программы:
1. Расширение знаний учащихся об окружающем мире.
2. Формирование простейших экологических понятий и навыков у учащихся.
3. Формирование положительной мотивации в общественно- полезной деятельности учащихся по сохранению природы родного края.
4. Формирование первичных навыков правильного поведения в природе.
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю по одному учебному часу.
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов:
-- тестирование;
- творческие задания; викторины;
- конкурсы;
- олимпиады;
- интеллектуальные игры;
- выставки творческих работ учащихся.
Условия реализации программы:
Программа будет успешно реализована, если:
- будет изучен весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия;
- будут учитываться возрастные и личностные особенности обувающихся воспитанников;
- будет использоваться разнообразный дидактический материал.
По окончании учебного года обучающиеся должны знать:
- смену времен года как смену условий существования организмов;
- значение живых организмов в природе и жизни человека;
- особенности природных зон Тюменской области (лесостепь, степь, полупустыня);
- представителей растительного мира родного
края;
— содержание Красной книги России и Тюменской области; — формы охраны природы.
По окончании учебного года обучающиеся должны уметь:
- вести простейшие наблюдения в природе;
- самостоятельно работать с дополнительной литературой;
- описывать объекты природы;
- называть наиболее распространенные объекты растительного мира области;
- изготавливать гербарии: частей растений, травянистых растений;
- соблюдать правила поведения в природе.
ОХРАНА ПРИРОДЫ РОДНОГО КРАЯ
Цели и задачи: усвоение основных понятий раздела; формирование знаний законов об охране природы; формирование представления об охраняемых территориях России и своей области.
Содержание: Закон об охране природы в России. Красная книга России и своей области. Охраняемые территории родного края.
Формы занятий: Лекция, аналитическая и эвристическая беседы, выполнение творческих заданий, экскурсии.
0сновные понятия: Закон об охране природы. Заповедники, заказники, национальные парки, зоопарки России и своей области.
Содержание: Закон об охране природы в России. Красная
книга России и своей области. Охраняемые территории родногокрая.
Формы занятий: Лекция, аналитическая и эвристическая беседы, выполнение творческих заданий, экскурсии.
0сновные понятия: Закон об охране природы. Заповедники, заказники, национальные парки, зоопарки России и своей области.
Тематическое планирование
3-й класс
№ п/п Тема Часы Дата проведения Дата
фактически
1. Что такое экология? 1 05.09 2. Экскурсия «Где растут деревья». 1 12.09 3. История использования лекарственных растений. 1 19.09 4-5. Лекарственные растения у нас под ногами. 2 26.09
03.10 6-7-8. Составление гербария дикорастущих растений нашего края. 3 10.10
17.10
24.10 9. Использование лекарственного сырья в пищевой, медицинской и косметической промышленности. 1 07.11 10. Травы, кустарники, деревья. 1 14.11 11. Сосновые боры .1 21.11 12. Экскурсия «Где растут деревья». 1 28.11 13. Осенние краски природы. Сбор листьев деревьев 1 05.12 14. Создание гербария 1 12.12 15. Кустарники. Их роль в жизни человека. 1 19.12 16. Зелёная аптека нашего края. 1 26.12 17. Сбор лекарственных трав посёлка. 1 16.01 18. Создание гербария из лекарственных трав. 1 23.01 19. Растения – сорняки и вредители здоровья человека. 1 30.01 20. Комнатные растения. Разведение и уход за ними. 1 06.02 21. Викторина «Зелёный мир вокруг нас» 1 13.02 22. Защита проектов «Редкие растения края». 1 20.02 23. Заповедники и заказники Тюменской области. 1 27.02 24. Акция «Сохрани первоцвет» Красная книга области. 1 06.03 25. Растительный мир в поле, саду и огороде. 1 13.03 26. Растения болот. 1 20.03 27. Растения в природе. 1 03.04 28. Растения в посёлке. 1 10.04 29. Зелёный мир вокруг нас. Викторина. 1 17.04 30. Ядовитые растения. 1 24.04 31. Исчезающие растения. 1 08.05 32. Экскурсия в лес. 1 15.05 33-34. Обобщающее занятие. Выставка и защита проектов по теме « Растения нашего края». 2
34часа
22.05
29.05 Список литературы
Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.
Безруков, А. Занимательная география Текст /А. Безруков, Г. Пивоварова. – М. : АСТ-ПРЕСС, 2001
Бугров, А. Н. Шабалин, В. М. География Прокопьевского района Текст/ А. Н. Бугров, В. М. Шабалин. – Администрация Прокопьевского района , 1999.
Времена года. Православный календарь. Текст - Ростов н/Д. АО «Книга», 1995.
Гаев, Л. Наши следы в природе Текст /Л. Гаев, В. Самарина. – М. : Недра, 1991.
Елизарова, Е. М. Знакомые незнакомцы Текст /Е. М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2007.
Ердаков, А. Экологическая сказка для первоклассников Текст /А. Ердакова //Начальная школа. – 1992. - № 11-12. – С.19-22.
Ишутинова, Л. М. Грибы – это грибы Текст /Л. М. Ишутинова //Начальная школа. – 2000. - № 6.- С.68.
Кларина, М. М. Экономика и экология для малышей. Текст / М. М. Кларина. – М.: Вита - Пресс, 1995.
Клёнов, А. Малышам о минералах Текст / А. Клёнов. – М.: Педагогика - Пресс, 1993.
Крылов, Г. Растения здоровья Текст / Г. Крылов. – Новосибирск, 1989. Лазаревич, К. С. Физическая география Текст / К. С. Лазаревич. –М.: Московский лицей, 1996.
Моисеев, В. Наедине с природой Текст /В. Моисеев. – Чимкент. МП «АУРИКА», 1993.
Новицкая, М. Ю. Введение в народоведение. Родная земля: 1-2 кл.: учебник – тетрадь №3 Текст / М. Ю. Новицкая. –М.: Дрофа, 1997.
Моложавенко, В. С. Тайна красоты Текст / В. С. Моложавенко. – М., 1993.
Попов, А. Траволечебник Текст / А. Попов. – Кемерово, 1993.
Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа Текст /А. А. Плешаков// Начальная школа. – 1991. - № 5. – С. 2-8.
Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.
Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008.
Садчикова, О. Г. и др..Занимательная география Текст / О. Г. Садчикова. –Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Соловьёв, Л. И. География Кемеровской области. Природа. Текст /Л. И. Соловьёв. – Кемерово, 2006.
Соловьёв, Л. И. Книга о природе Кузбасса. Текст /Л. И. Соловьёв. – Кемерово, 2008.
Сухарев, Ю. Ф. Природоведение Текст / Ю. Ф. Сухарев. – Чапаевск, 1998.
Хренов, Л.С. Народные предметы и календарь Текст / Л. С. Хренов. – М.: Агропромиздат, 1991.
Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.
Энциклопедия. Неизвестное об известном. – М.: РОСМЕН, 1998.
Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2007.
Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.