Использование собственных мультимедийных продуктов на уроках украинского языка и литературы


Использование собственных мультимедийных продуктов на уроках украинского языка и литературы
Чтобы урок был интересен ученикам, учителю приходится осваивать новые методы подачи материала. Эффективность урока в случае использования презентаций, аудиофайлов и видеофрагментов значительно повышается.  Без процесса информатизации образования уже невозможно представить современную школу. Тем не менее, некоторые преподаватели гуманитарных дисциплин сомневаются в целесообразности применения информационных технологий. Я полагаю, что такой подход необоснован. При удачном и правильном сочетании применяемых технологий и форм проведения уроков, такие уроки оказываются очень интересными и для ученика, и для учителя. 
  Современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. В нашу жизнь прочно вошло такое понятие, как «компьютерные технологии». Практически, в каждой школе имеются компьютеры, компьютерные классы, ученики изучают такой предмет, как информатика. Это во многом облегчает использование компьютера на уроках украинского языка и литературы (естественно, учитель сам должен владеть навыком общения с компьютером).
Хочу поделиться опытом использования мультимедийных продуктов собственного изготовления на уроках украинского языка и литературы. Имея компьютер, у учителя появляются неограниченные возможности в изготовлении мультимедийных материалов к каждому уроку, учитывая все особенности групп и даже индивидуальные особенности отдельных детей. Для своих уроков я создаю презентации не только с теоретическими материалами, но и с различными практическими заданиями, которые интересны детям. Это тестовые задания, карточки-задания, упражнения на логику, грамматические задания, словарные диктанты; по литературе – литературные диктанты, риторические вопросы, опорные схемы, сравнительные характеристики героев и т.д. Эффективность урока в случае использования материалов собственного изготовления повышается вдвое, так как дети легко запоминают правило, которое изображено на красивом фоне, с картинками, в виде ребуса, таблицы, формулы. Хороший урок невозможно представить без хорошо сформулированной темы, постановки его целей и задач, планирования этапов, а также цели на каждом отдельном этапе урока. Обычно для этого используется классная доска, на которой выписываются все необходимые термины, составляются таблицы и схемы. Теперь у нас есть прекрасная возможность заранее подготовить весь необходимый материал, расположить его в нужной последовательности и поместить на слайды. Когда у детей перед глазами на красочном слайде цель урока, то им намного проще подвести итог урока и сформулировать вывод. Положительным есть и то, что мы можем, например, разместить иллюстрации, которые заменят нам старые таблицы.
34081735002 Для объяснения нового материала на уроке, я готовлю слайды с иллюстрациями, фотографиями, портретами, видеофрагментами, видео-экскурсиями, таблицами и схемами, проектируя их на экран. При этом существенно меняется технология объяснения – я комментирую информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождаю ее дополнительными объяснениями и примерами.  Создание презентаций требуют от учителя творческого подхода, применения исследовательских методов, владения компьютерными технологиями. Дидактический материал, представленный в компьютерном варианте, решает несколько задач: 
• повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке; • увеличивает объем использования наглядности на уроке; • экономит время учителя при подготовке к уроку.  Презентации позволяют оживить урок, внести игровые моменты и в объяснение нового материала, и даже в опрос. Изготовление собственных презентаций процесс очень интересный и важный, но довольно долгий. Например, задания по орфографии отличаются большим разнообразием. Детям я предлагаю следующие задания: вставить пропущенные буквы; расставить слова в две колонки: 1) безударные гласные корня, проверяемые удареием;2) непроверяемые гласные; сопоставить правило и пример; сопоставить фразеологизм и его значение, тестовые задания, дописать характеристику, определить о каком термине идет речь, определить героя по данной характеристике и т.д. Подобные задания активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку, делают урок более интересным.  Применение собственных презентаций на уроках украинской литературы приводит к целому ряду положительных результатов: • создание учителем и учащимися медиатеки, включающей в себя презентации по биографиям и творчеству писателей XIX и XX веков; • повышение качества обучения; • появление интереса к изучению предмета; • доходчивое объяснение материала в необычных формах. 
Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение. А применение собственных презентаций на уроке позволяет улучшить обучающий процесс, так как учитель сам знает, что необходимо разместить на слайде, какие упражнения необходимы. Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.