Государственная Дума. История и современность.


В России первое учреждение парламентского типа (в новейшем понимании этого термина) было созвано в 1906 году. Оно получило название Государственная Дума и в царской России просуществовало около 12 лет, вплоть до падения самодержавия, имея четыре созыва. История Российского Парламентаризма17 октября в разгар первой русской революции Николай2 «даровал» России Государственную Думу. Сами выборы не были всеобщими, равными и прямыми: - исключались женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие, ряд национальных меньшинств; - один выборщик приходился в землевладельческой курии на 2 тысячи избирателей, в городской – на 4 тысячи избирателей, в крестьянской – на 30 тысяч, в рабочей – на 90 тысяч; для рабочих и крестьян устанавливалась трех- и четырехступенная система выборов. Общее число избранных депутатов Государственной Думы в разных созывах колебалось от 480 до 525 человек. Открытие первой Государственной думы. Во всех четырех созывах Государственной Думы преобладающее положение среди депутатов занимали представители трех социальных слоев – поместного дворянства, городской интеллигенции и крестьянства. Именно они принесли в Думу навыки общественных дискуссий. Официально народное представительство в России было учреждено Манифестом от 6 августа 1905 г. под давлением либерального крыла правительства С.Ю. Витте, который решил не накалять обстановку в России, дав понять подданным о своём намерении учесть общественную потребность в наличии представительного органа власти. С самого начала своей деятельности Дума продемонстрировала, что представительное учреждение народа России, даже избранное на основе недемократического избирательного закона, не будет мириться с произволом и авторитаризмом исполнительной власти. За 72 дня своего существования первая Дума приняла 391 запрос о незаконных действиях правительства и была распущена царем. Несмотря на всевозможные препятствия и засилье реакционеров, первые представительные учреждения в России оказывали серьезное воздействие на исполнительную власть и заставляли считаться с собой даже прослывшие самыми жесткими правительства. Неудивительно, что Государственная Дума плохо вписывалась в систему самодержавной власти, и именно поэтому Николай II постоянно стремился от нее избавиться. После революции 1917г. Конституцией РСФСР 1918 г. высшей властью в РСФСР объявлялся Всероссийский съезд Советов. В перерывах между сессиями Всероссийского съезда Советов высшим органом власти в стране был Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). С принятием Конституции СССР 1936 г. и Конституции РСФСР 1937 г. в качестве высшего органа государственной власти объявлялся однопалатный Верховный Совет РСФСР Впервые был провозглашен принцип равных избирательных округов: Верховный Совет РСФСР избирался гражданами по равным избирательным округам согласно норме один депутат – на 150 тыс. избирателей. Верховный Совет РСФСР объявлялся единственным законодательным органом РСФСР. Законы принимались Верховным Советом РСФСР на его сессиях, которые созывались дважды в год.Ряд важных изменений в построении высших уровней представительной системы в СССР и РСФСР был осуществлен в связи с принятием Конституции СССР 1977 г. Впервые численность высшего представительного органа устанавливалась в твердой цифре – Верховный Совет РСФСР состоял из 975 депутатов, избираемых по избирательным округам с равной численностью населения С распадом СССР и образованием РФ высшим органом законодательной власти в России провозглашается Федеральное Собрание (Указ Президента РФ № 1400 от 21 сентября 1993 года «О поэтапной конституционной реформе в РФ»). Положения данного Указа легли в основу проекта новой Конституции Российской Федерации. В принятой в ходе всенародного голосования Конституции РФ определено, что парламентом России является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Основные функции Федерального Собрания Российской Федерации – представительная, законодательная, контрольная. Открытие Воронежского губернского земского собрания по распоряжению Министра внутренних дел последовало 1 декабря 1865 года. Первые земские собрания избирались по каждому уезду на три года. По первоначальной ведомости в земское собрание было избрано 89 губернских гласных. Число уездных гласных – 252 человека. Основную часть депутатов составляли представители землевладельцев. Из истории Воронежского парламентаризмаСобиралось губернское собрание ежегодно. Ведало хозяйственными делами, содержанием земских школ, больниц, строительством дорог, развитием местной промышленности, торговли и культуры. Утверждали раскладку земских повинностей, отчёты земских управ, ходатайства перед правительством. Действовало губернское собрание под контролем властей. Министерство внутренних дел и губернатор имели право отменять решения земства. В разные годы существовали комиссии: сметная, бюджетная, дорожная, оценочная, для обсуждения Устава, для обсуждения вопросов об урегулировании отношений городов к земству, медицинская, по народному образованию, по вопросу о мерах по искоренению нищих, по вопросу о возведении на селе построек после пожаров, по вопросу о страховании от падежей скота, для рассмотрения правил пенсионной кассы и т. д. Некоторые из них имели статус постоянных, например, ревизионная, сметная, медицинская. Другие – статус особых, т. е. временных.За более чем полувековой период деятельности губернского собрания депутатами стали почти полтысячи самых достойных граждан Воронежской губернии. За этот период времени выборы в губернское земское собрание проходили 17 раз. В марте 1918 года Воронежское земское губернское собрание прекратило своё существование В настоящий момент постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Воронежской области является Воронежская областная Дума. На сегодняшний день - это Дума V созыва (срок полномочий: с 2010 по 2015 гг.) состоит из 56 депутатов.Ключников Владимир Иванович – председатель Воронежской областной Думы V созыва.28 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, образуемым с соблюдением требований законодательства о выборах; 28 депутатов избираются по единому избирательному округу в соответствии с законодательством о выборах. Воронежская областная Дума избирается сроком на пять лет. Совет ФедерацииГосударственная Думапо 2 представителя от каждого субъекта РФ450 депутатов1 – от законодательного органа 1 – от исполнительного органаизбираются на 4 годаизбираются на срок полномочийзаконодательных и исполнительных органов государственной властиСтруктура Федерального Собрания Российской Федерации (ст. 95 Конституции РФ) Органы государственной власти РФОрганы государственной власти субъектов РФЗаконодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФПрезидент РФФедеральное собрание РФСоветФедерацииГосударственная ДумаПравительство РФСуды РФВысшее должностное лицо субъекта РФ (должность устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ)Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФИные органы государственной власти субъектов РФ, образуемые в соответствии с конституциями (уставами) субъектов РФ Органы государственной власти Законодательство РФЗаконодательство субъектов РФКонституция РФФедеральные конституционныезаконыФедеральные законыКонституции (уставы) субъектов РФЗаконы субъектов РФ Законодательство Организационно-процессуальная деятельность законодательных (представительных) органов государственной власти РФ или субъектов РФПравовой институт как совокупность правовых норм, регулирующих процессуальные отношения, возникающие при принятии законов Законодательный процессЗаконодательный процесс – это урегулированная нормативными актами Российской Федерации или субъектов Российской Федерации деятельность участников законодательного процесса, направленная на принятие (изменение, дополнение, отмену) законов Российской Федерации или законов субъектов Российской Федерации.Законодательный процесс в Российской ФедерацииЗаконодательный процессв субъектах Российской Федерациипроцесс, направленный на принятие, изменение (дополнение), отмену законов Российской Федерации– процесс, направленный на принятие, изменение (дополнение), отмену законов субъектов Российской Федерации;– процесс, осуществляемый субъектами РФ при принятии федеральных законов;– процесс, осуществляемый при толковании законов субъектов РФ. Законодательный процесс Президент Российской ФедерацииФедеральное Собрание Российской ФедерацииПравительство Российской ФедерацииНародСубъекты законодательной инициативыСубъекты законодательного процесса Российской Федерации Конституция Российской ФедерацииФедеральные конституционные законыФедеральные законыОсновы законодательстваЗаконыКодексы Объекты законодательного процесса ЮридическиеРекомендательно-процедурныеПарламентские традиции, обычаиПарламентские прецедентыЗаконыКонституция РФФКЗФЗКонституции (уставы) субъектов РФЗаконы субъектов РФПодзаконные актыПостановления Федерального Собрания РФ (Государственной Думы и Совета Федерации)Нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ Виды источников законодательного процесса В Российской Федерации (ст. 104 Конституции РФ)В субъектах РФ (ст. 6 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти» субъектов РФ»)ДепутатыВысшее должностное лицо субъекта РФПредставительные органы местного самоуправленияКонституциями (уставами) субъектов РФ право законодательной инициативы может быть предоставлено другим органам, общественным объединениям, гражданамПрезидент РФСовет ФедерацииЧлены Совета ФедерацииДепутаты Государственной ДумыЗаконодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФСуды (Конституционный, Арбитражный, Верховный – по вопросам своей компетенции) Субъекты законодательной инициативы Депутаты Воронежской областной ДумыГубернатор Воронежской областиПредставительные органы муниципальных образованийПрокурор Воронежской областиИзбирательная комиссия Воронежской области (по вопросам избирательного законодательства и избирательной системы)Контрольно-счетная палата Воронежской области (при принятии закона Воронежской области об областном бюджете)Избиратели Воронежской областиУставный суд Воронежской области, Воронежский областной суд, Арбитражный суд Воронежской области по вопросам их компетенцииТоргово-промышленная палата Воронежской области по вопросам экономики и внешнеэкономических связейСоюз сельхозпроизводителей Воронежской области по вопросам сельского хозяйства Субъекты (участники) права законодательной инициативы в Воронежской областной Думе Стадии законодательного процессаа) планирование законодательной деятельности;б) разработка проекта закона;в) внесение проекта закона в законодательный (представительный) орган государственной власти субъектом законодательной инициативы;г) рассмотрение проекта закона в 1, 2, 3-м чтениях;д) принятие закона;е) утверждение закона Советом Федерации (в Российской Федерации);ж) утверждение или отклонение закона Президентом РФ или высшим должностным лицом (главой исполнительной власти) субъекта Российской Федерации;з) опубликование (обнародование закона). Каждая стадия законодательного процесса – самостоятельный этап в деятельности законодательного органа, оформленный соответствующим правовым актом. Внесение законопроекта в Государственную ДумуРассмотрение законопроекта Государственной ДумойПринятие законаОтклонение законопроектаРассмотрение закона Советом ФедерацииОдобрениеОтклонениеСоздание согласительной комиссии для преодоления разногласийРассмотрение закона Президентом РФПодписание и обнародованиеОтклонение законаРассмотрение закона, ранее отклоненного Государственной ДумойПринятие закона с учетом предложений Президента РФ, согласительной или специальной комиссииСнятие закона с рассмотренияРассмотрение закона, ранее отклоненного Советом ФедерацииОтклонение законаОдобрение законаРассмотрение закона, ранее отклоненного Президентом РФОтклонение законаПодписание и обнародование законаСоздание согласительной комиссии для преодоления разногласийОфициальное опубликование и вступление закона в силу Рассмотрение законопроектов в Федеральном Собрании РФ: Примерные задания для закрепления темыЗадача № 1.Кто имеет право законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации: Президент Российской Федерации; Председатель Воронежской областной Думы; Прокуратура Российской Федерации; член Совета Федерации; депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации; депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;8) Министерство юстиции Российской Федерации;9) Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации;Конституционный Суд Российской Федерации;Правительство Российской Федерации;законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации? Задача № 2.Законодательный (представительный) орган государственной власти Липецкой области решил внести в порядке законодательной инициативы изменения в Налоговый Кодекс Российской Федерации. Правовое управление подготовило проект федерального закона, председатель законодательного (представительного) органа его подписал и направил в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.Правомерны ли действия законодательного (представительного) органа государственной власти Липецкой области? Ответ обоснуйте.Задача № 3.Член Совета Федерации подготовил изменения в Патентный закон Российской Федерации и направил его Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.Как должен поступить Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации?Задача № 4.Какие органы государственной власти Российской Федерации принимают законы:1) Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; Президент Российской Федерации; Правительство Российской Федерации;4) Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации; Парламент Российской Федерации; Конституционный Суд Российской Федерации? Задача № 5.Какие органы государственной власти Российской Федерации принимают участие в федеральном законодательном процессе?1) Министерство юстиции Российской Федерации;2) Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;3) Конституционный Суд Российской Федерации;4) Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации;5) Правительство Российской Федерации;6) законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации?Задача № 6.Президент Российской Федерации не подписал принятый федеральный закон и издал Указ об его отклонении. Правомерны ли действия Президента Российской Федерации? Какой существует порядок преодоления вето Президента Российской Федерации?