Логопедическое занятие на тему Постановка звука ш

Конспект логопедического занятия
Тема: Постановка звука [ш].
Цель: автоматизация звука [ш] в обратных слогах.
Задачи:
Обучающие:
1) уточнить артикуляцию и изолированное произнесение звука [ш];
2) учить правильно произносить звук [ш] в обратных слогах.
Развивающие:
1) развивать умение отвечать полным предложением;
2) развивать фонематический слух;
3) совершенствовать навыки фонематического восприятия, анализа и синтеза;
3) совершенствовать интонационную сторону речи;
3) развивать слуховое внимание;
4) развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
Воспитывать мотивацию к занятиям.
Оборудование: предметные картинки; счетные палочки.

Ход занятия
Организационный момент (1 мин).
Логопед приглашает ребенка в свой кабинет, просит присесть за стол.
- Что мы делали на прошлом занятии? /Мы учились произносить звук [ш] в слогах/.
- Правильно. И сегодня мы будем продолжать учиться произносить звук [ш] в слогах. Но сначала, как всегда, потренируем наш ротик. Сегодня у меня есть интересная история про Язычок. Поставь зеркало на подставку.
Ребенок ставит зеркало на подставку.
- Слушай внимательно и помогай мне.
Все ребята по порядку
Утром делают зарядку.
Язычок наш хочет тоже
На детишек быть похожим.
Артикуляционная гимнастика (5 мин).
- Решил Язычок сделать зарядку вместе с детьми. Дети тянут резиночку, и Язычок тоже (упражнение «Забор»). Дети занимаются с обручами, и Язычок тоже взял обруч (упражнение для губ «Колечко»). Дети отдыхают на матрасиках, и Язычок тоже отдыхает (упражнение «Лопата»). Дети прогнули свои спинки, и Язычок тоже (упражнение «Чашечка»). Дети стали подбрасывать мячики вверх, и Язычок тоже (упражнение на воздушную струю «Фокус»). Закончилась зарядка, дети ровненько встали, и Язычок тоже (упражнение «Парус»).
Логопед показывает выполнение упражнений. Каждое упражнение выполняется 3-5 раз. Ребенок выполняет все упражнения.
- Вот так наш Язычок делал зарядку.
Основная часть (12 мин).
А) Изолированное произнесение звука.
- Молодец. А давай вспомним, как мы произносили звук [ш]. Что у нас с губками? /Они немножко выдвинуты вперед/.
- А язычок? /Кончик язычка поднят к небу/.
- Да. А боковые края языка прижаты к верхним коренным зубкам. Как мы должны выдохнуть? Какой воздух должен получиться? /Должен быть теплый воздух/.
- Правильно. Держим так наш язычок и пошипим. /Ш-ш-ш/.
- Подставим ладошку. Какой воздух? Теплый или холодный? /Воздух теплый/.
- Вот как наш Язычок умеет шипеть!
Б) Чтение цепочек слогов.
- Хорошо. Теперь посмотри на карточку.
Логопед показывает ребенку карточку с цепочками слогов.
- Что тут написано? /Здесь написаны слоги/.
- Прочитай их внимательно.
Ребенок читает цепочки слогов иш-ыш-аш, ыш-иш-аш, иш-ыш-аш-уш, ыш-иш-аш-уш.
В) Дидактическая игра «3 медведя».
- Молодец. Ты помнишь сказку 3 медведя? /Помню/.
- Вот сейчас тебе нужно будет сказать иш-иш-иш сначала голосом медведя-папы, потом медведя-мамы и затем – голосом маленького медвежонка.
Аналогично – ыш-ыш-ыш, аш-аш-аш, ош-ош-ош, уш-уш-уш.
Г) Дидактическая игра «Какой слог исчез?».
Логопед выдает ребенку его тетрадь и ручку.
- Послушай внимательно и повтори – аш-иш-ош. Послушай ещё раз. Аш-иш. Какой слог исчез? /Исчез слог ош/.
- Правильно. Запиши этот слог к себе в тетрадь.
Ребенок записывает слог.
Аналогично – ош-уш-иш-аш (ош-уш-иш), аш-уш-иш-иш (аш-уш-иш), уш-аш-иш-ош (уш-аш-иш), ош-ош-аш-уш (ош-ош-аш).
Д) Дидактическая игра «Какой слог появился?».
- Послушай внимательно и повтори – иш-иш-иш. Послушай ещё раз. Иш-иш-иш-аш. Какой слог появился? /Появился слог аш/.
- Правильно. Запиши этот слог к себе в тетрадь.
Ребенок записывает слог.
Аналогично – аш-аш-аш (аш-аш-аш-уш), уш-уш-уш (уш-уш-уш-ыш), ыш-ыш-ыш (ыш-ыш-ыш-ош).
Е) Развитие навыков фонематического анализа.
- Внимательно меня послушай и скажи, какой первый звук в слоге аш? А второй? /Первый звук [а], а второй – [ш]/.
Аналогично – ош, уш, ыш.
Ж) Развитие навыков фонематического синтеза.
- Давай подружим 2 звука - гласный [а] и согласный [ш]. Какой слог получится? /Получится слог аш/.
Аналогично – уш, ош, ыш.
З) Дидактическая игра «Найди картинки».
Логопед раскладывает перед ребенком картинки.
- Назови, что тут нарисовано. /Школа, шоколад, шкаф, стул, диван, телефон, машина, карандаш/.
- Хорошо. Найди только те картинки, в которых есть звук [ш].
Ребенок находит картинки.
И) Составление слогов из счетных палочек.
Логопед предлагает ребенку счетные палочки.
- Выложи из счетных палочек слоги аш, иш, уш.
Ребенок выкладывает слоги.
Итог занятия (2 мин).
- Чем мы сегодня занимались?
- Что тебе понравилось?
Логопед оценивает деятельность ребенка.