Индивидуальное логопедическое занятие Постановка звука Ж

Тема. Постановка звука ж.
Цели. Развитие речевой моторики, фонематического восприятия и фонематического анализа, уточнение артикуляции звука ж, постановка звука ж и закрепление нормальной артикуляции в изолированном произношении, закрепление связи звука и буквы ж.
Содержание занятия
Организационный момент.
Сообщение темы.
На доске несколько картинок (жук, паук, кошка). Логопед читает загадку:
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я на ветке сижу, Я на ветке сижу,
Букву ж все твержу.
Зная твердо букву эту,
Я жужжу весной и летом.
- Кто это жужжит на ветке? Найдите картинку. (Жук.) Да, это жук. Покажите букву, с которой начинается слово жук. (Буква ж вывешивается на доске.) Эта буква обозначает звук ж. Этот звук напоминает жужжание жука: ж-ж-ж-ж. Сегодня мы будем учиться произносить звук ж. Для этого надо, чтобы губы и язычок хорошо работали.
3. Артикуляторная гимнастика. Для губ: улыбка-трубочка.
Для языка: сделать язык широким, широкий язык на верхнюю губу, широкий язык на нижнюю губу; широкий кончик языка поднять на верхние зубы, широкий кончик языка опустить на нижние зубы, то же за верхние зубы, за нижние зубы; сделать "лодочку", сделать чашечку вне ротовой полости, убрать чашечку в рот, подуть на чашечку.
4. Постановка звука ж. Используется прием постановки путем озвончения звука ш.
- Приложите руку к горлышку. Произнесите звук ш, а теперь скажите его громко, так, чтобы горлышко дрожало. Получается звук ж.
После длительного произнесения уточняется, что так жужжит жук. Дети поочередно произносят этот звук. Логопед поправляет и уточняет артикуляцию звука. В случае затруднений одна рука ребенка прикладывается к горлу логопеда, другая кладется на область гортани ребенка. Логопед воспроизводит звук ж, ребенок имитирует, используя тактильно-вибрационные ощущения.
Можно использовать постановку ж от звука з. При произнесении звука з детям предлагается поднять кончик языка вверх за верхние зубы.
5. Уточнение артикуляции звука ж.(профиль звука Ж)
Произнесем еще раз звук ж. В каком положении губы при произношении звука ж?
Губы вытянуты вперед. (Все дети повторяют.)
В каком положении зубы сомкнуты или раскрыты?
Немного раскрыты, между зубами небольшая щель.
Где находится кончик языка?
После каждого вопроса логопед снова показывает артикуляцию звук
·а ж, дети также еще раз произносят звук.
- Кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов. (Все дети повторяют.) Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки.
Логопед показывает положение языка с помощью кисти руки.
- Покажите рукой, какой язычок? (Дети показывают.)
Что напоминает язычок?
- Чашечку.
Логопед в целом описывает артикуляцию звука ж, сопровождая ее движением кисти руки, изображающей форму чашечки. Дети повторяют.
6. Развитие фонематического анализа.
а) Игра "Подними флажок". Логопед называет слова: жаба, парта, лампа, дверь, кожа, лопата, жираф, ежик. Дети поднимают флажок, если в слове есть звук ж.
б) Распредели картинки. На доске выставляются картинки: пожар, лужа, жасмин, жук, жаба, лыжи, пижама, желуди, пиджак. Дети должны распределить картинки на две группы: слева положить картинки, в названии которых звук ж в начале слова, а справа те картинки, в названии которых звук ж в середине слова. Логопед при этом четко называет сначала все картинки, выделяя голосом звук ж в слове.
в) Найди место звука ж в словах. У детей цифры 1, 2, 3. Логопед произносит слова, дети определяют, какой по счету звук ж в слове (первый, второй или третий), и поднимают соответствующую цифру. Примерные слова: жарко, ужин, желтый, ожог, железо, пожар, жидкий, сажать.
7. Закрепление связи между звуком и буквой ж.
Посмотрите на букву ж. Что она напоминает, на что похожа? -На жука.
Сложите из палочек букву ж. А затем подберите картинки, в названии которых есть звук ж.
Во время самостоятельного выполнения этого задания логопед индивидуально занимается с теми детьми, у которых артикуляция звука ж еще недостаточно закреплена.
8. Подведение итогов занятия.
- Какой звук мы учились произносить?
Звук ж.
Как произносится звук ж? Дети повторяют артикуляцию звука ж.

15