Технологическая карта обобщающего урока Древний Восток 5 кл.

МБОУ «Иланская СОШ №1»




Обобщающий урок «Древний Восток»
5 класс



Разработала и провела
учитель истории Бударева Л.А.







Г. Иланский
2015 г.

Тема: «Древний Восток»
Тип урока: Обобщение ранее изученного материала.
Форма: групповая работа
Цель урока: Обобщить и систематизировать наиболее развитые древние цивилизации.
Задачи:
Образовательные
-способствовать системному представлению событий происходивших в древних цивилизациях Востока
Учащиеся могут увидеть роль древних цивилизаций в развитии мировой цивилизации
развивающие
-формировать умение самостоятельно составлять алгоритм действий
- закрепить навыки работы с переноса тестовой информации в знаковые системы
- развить умение выделять главное, делать выводы, высказывать свое мнение;
- формировать грамотную речь
- формировать умение работать над проектом.
воспитательная
– воспитывать аккуратность, точность при выполнении заданий.
- воспитать чувство уважения к чужому мнению
- формированию коммуникативных качеств учащихся через работу в группах                

В ходе урока формируются следующие виды УУД:
Предметные:
- Обобщение и систематизация знаний наиболее развитые древние цивилизации ( Египет, Древний Китай и Древняя Индия)
- Знать условия жизни в древних цивилизациях, географического положения ,природных условий и занятий народов стран Древнего Востока , исторические личности, достижения и изобретения.
- Раскрыть историческое значение древних цивилизаций для современного мира
Регулятивные УУД:
– определять цель, проблему в учебной деятельности;
– выдвигать версии;
– планировать учебную деятельность;
– работать по плану, сверяясь с целью;
– находить и исправлять ошибки;
- оценивать степень и способы деятельности и достижения цели.

Познавательные УУД:
– подбирать достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;
– анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне;
– устанавливать причинно-следственные связи на простом сложном уровне -- представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы).
Коммуникативные УУД:
– организовывать работу в группе ,излагать свое мнение, выступать перед аудиторией, уметь слушать и слышать товарища
– излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии;
-умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;  
- публично презентовать образовательный продукт

Личностные УУД:
– осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции;
-аргументировано оценивать свое поведение в группе

_Оборудование: компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал для работы в группах, проектор, листы плаката, маркеры.

В этап урока
УВ цели этапа урока
Методы обучения
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД, сформированные деятельностью учителя и ученика

1. Актуализация знаний
Подготовка учащихся к работе на уроке:
выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. Активизация мыслительных операций(ана-лиз,обобщение,классификация и т.д.) и познавательных процессов(внимание, память).


Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь.
Я прошу вас проверить как организованно ваше рабочее место Сегодня мы с вами совершим путешествие в прошлое.
Слушают учителя, готовятся к началу урока.
Вспоминают ранее изученные страны по теме , выводят тему




Личностные УУД:
формирование ответственного отношения к учению, готовности обобщать ранее полученные знания;
Метапредметные УУД:
регулятивные:
-осуществлять самоконтроль;
- овладевать умением прогнозировать;
коммуникативные:
-обсуждать задание
-выражать в творческой работе своё отношение


2.Мотивационный этап и постановка учебной проблемы (3мин)
Вовлечение учеников в работу урока.
Словесный
(беседа)
Учитель создает эмоциональный настрой. Учитель подводит учащихся к осознанию темы, мотивирует на начало деятельности.
-Мы совсем недавно с вами побывали с вами в путешествии по странам древнего Востока. Узнали о них очень много интересного. И сегодня наше путешествие подошло к концу. На границе с Западом нас встречает богиня истории Клио. Она может пропустить нас через границу, только если мы покажем свой багаж, багаж знаний о странах Древнего Востока. Так же она приготовила нам подарки, которые она вручит вам в конце урока.
Я думаю вам интересно узнать, а что же там находиться?
Получите эти дары если вы ее порадуете своим ответами и она будет уверена, что ваши знания о Востоке очень прочные.
-Предлагает условия работы в группе
-Учащиеся определяют в какой форме они могут выполнить задание. Выводят тему.
Например, творческого характера учащимися ( письмо , плакат, поделка, рисунок)

















·





- Повторяют условия работы в группе
Личностные УУД: Проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности
Метапредметные УУД:
познавательные:
-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
регулятивные:
-высказывать свое предположение;
коммуникативные:
-точно и полно выражать свои мысли
Предметные УУД:
– уметь давать характеристику предыдущей эпохи «Дворцовых переворотов»
- знать состояние жизни разных сословий

3. Этап целеполагания
Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач
Словесный
(беседа)
Задаёт вопросы, ЧТО мы изобразим на плакате? (Задачи или алгоритм действий )
Ответы учеников:
Географическое положение
Климат и природа
Крупные реки
Занятия жителей
Культурные достижения и их значение
Изобретение
Коммуникативные УУД - учатся формулировать собственное мнение и высказывать.

Метапредметные УУД:
Регулятивные
-Умение самостоятельно определять цели своего обучения,
-развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности,
-строить алгоритм действий
Познавательные - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- овладевать умением поиска и выделения необходимой информации;
- уметь сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения;


Работая с документом определить о какой стране будут учащиеся выполнять задание

Название групп определяют , ответив на вопрос документа
Страны Египет, Древний Китай, Древний Египет


4. Обобщение и систематизация знаний. Работа в группах
Научиться приводить знания в систему
Творческая групповая работа
Раздаёт учащимся плакаты , фломастеры , раздаточный материал и ставит перед ними задачу, слушая друг друга, составить красочно описать для предков и богини Клио развитые цивилизации Востока
1. Включение в творческую работу.

Предметные
- извлекать полезную информацию из предыдущих знаний по предмету,
- умение давать характеристику эпохи.
Метапредметные УУД:
Познавательные умение привлекать знания учащихся. Умение выделять нужную информацию
Умение выбирать и систематизировать знания.
Коммуникативные УУД: умение отвечать на вопросы и слушать ответы товарищей.
Регулятивные УУД: умение формулировать свои мысли, кратко их выражать

Личностные УУД: умение оценивать свою деятельность на уроке.


Уметь систематизировать историческую информацию, (уметь определять последовательность событий,и множественный выбор) Работать по алгоритму.
Систематизация знаний.
Вы можете взять на доске картинки , понятия, различные названия событий вашей цивилизации.
Можно использовать все это для экономии времени .На данную работу 10 минут

2.Ученики выбирают необходимый материал для плаката...

3.Выполняют задания



5. Применение знаний и умений на новом уровне

Защита работы идивидуально или группой



Метапредметные УУД
Регулятивные УУД:
- анализировать правильность выполнения задания;
- определять последовательность своих действий на уроке
-осуществлять самоконтроль;
Познавательные
- проводить анализ своей творческой деятельности;
-проводить сравнение объясняя его критерии;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- умение развёрнуто и точно( понятно и доступно) выражать свои мысли во время ответов.

5. Подведение итогов урока
Работать с текстовым историческимисточником

Подходит к концу наше исследование Давайте вернёмся к целям нашего урока. Учитель задаёт вопрос, требующий подведения итогов урока: Можем ли мы считать поставленные задачи достигнутыми?





Ответ учащихся: Нет,. Задачи урока мы начали реализовывать. Работу продолжим дома.
Коммуникативные УУД: умение выступать перед аудиторией
договариваться и приходить к общему решению; Познавательные УУД: умение ставить и решать проблемы
Регулятивные УУД: умение делать краткое выступление

6. Этап рефлексии.
Способствовать развитию умений у учащихся аргументировать свою точку зрения, развитию навыков устной монологической речи учащихся.
Заверши фразу
Учитель предлагает учащимся дополнить предложения( по выбору):
*Я понял, то что ранее не знал
*Я знал
*Наибольший интерес на уроке вызвало
*Мне было трудно
*Что взял с урока
Учащиеся дополняют предложения и зачитывают их, анализируют деятельность на уроке.
Коммуникативные УУД:
Умение полно и точно выражать свою мысль

7. Выставление оценок.
Обобщение характеристики работы учащихся на уроке – ученик должен видеть результат своей работы.

Оценивание каждого учащегося в группе
Ребята, как вы оцениваете свою работу на уроке?


Самооценка учеников.
Коммуникативные УУД: Умение договариваться

8.Формирование выводов ,подведение итогов, возврат к этапу мотивации
Умение делать выводы

Приглашает учащихся за подарком.
Задание узнать какой стране принадлежит подарок
Учитель предлагает выход на внеурочку (призы из стран Индии- сахар, Египет –изделия из из пшеницы, Китай- чай), а значит процесс чайной церемонии.
Учащиеся работают с описательными источниками и отвечают на вопрос. Получают приз на группу, предусматривающую коллективное чаепитие







 
·