Произвольная готовность ребенка к школе


ПРОИЗВОЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ ЛИЧНОСТНАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕРАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ(КОММУНИКАТИВНАЯ) ОБЩЕНИЕ С ДЕТЬМИОБЩЕНИЕ СО ВЗРОСЛЫМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕЧЬМЫШЛЕНИЕ МОТИВЫ ЖЕЛАНИЕ ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ(МОТИВАЦИОННАЯ) ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ(ПРОИЗВОЛЬНАЯ) произвольное поведениепроизвольное вниманиеволя ПРОИЗВОЛЬНОСТЬСВЯЗАНА: МОТИВАЦИЯВОЛЯВООБРАЖЕНИЕРЕФЛЕКСИЯ МЕШАЕТ НАЧАЛУ ОБУЧЕНИЯ НОВООБРАЗОВАНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА ПРОТИВОРЕЧИЕГОТОВНОСТИПРОИЗВОЛЬНОСТИ УМЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ Сознательно подчинять свои действия правилу, определяющему способ действия. Ориентироваться на заданную систему требований. УМЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ Внимательно слушать и точно выполнять задания. Самостоятельно выполнять задание по зрительно воспринимаемому образцу. УМЕНИЯ НА ОСНОВЕПРОИЗВОЛЬНОСТИ УРОВЕНЬ АКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ ИГРОВАЯ УЧЕБНАЯ ПРОИЗВОЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОТИВАЦИЯ ИГРА ОДИН КОЛЛЕКТИВ САМОСТ.КОНТРОЛЬСЛОЖНО КОНТРОЛЬНАРУШЕНИЙ ИГРА – ШКОЛА ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ ШКОЛЬНИКА: ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ +ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЩЕНИИ СО ВЗРОСЛЫМИ УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ НАМЕРЕНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ ШКОЛЬНИКА – ШКОЛА ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ МОТИВАЦИЯ 6-7 ЛЕТ ТОРМОЗНОЙ КОНТРОЛЬ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГАСОЗНАТЕЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ЗАЧЕМ МНЕ ЭТО НУЖНО ? ХОЧУ МОТИВАЦИЯ МОТИВАЦИЯСОЗНАТЕЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ СЛАБОЕ РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ : НЕТ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИЗПР ЭКСПЕРИМЕНТ : 1 ЭТАП - НАСЫЩЕНИЕ2 ЭТАП - УЧЕБНЫЙ МОТИВ – ОЦЕНКА3 ЭТАП - ИГРОВОЙ МОТИВ – ПОБЕДИТЬ ЗАДАЧА ОБУЧЕНИЯ -СОЗДАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИМЕЮЩЕЙСЯ У РЕБЁНКА МОТИВАЦИИ ДЛЯ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ ИМПУЛЬСИВНОСТЬ ИМПУЛЬСИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ -ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОВЕДЕНИЕ ИМПУЛЬСИВНОЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ МОТИВАЦИЯНЕУСТОЙЧИВАЯ МОТИВАЦИЯУСТОЙЧИВАЯ ПОВЕДЕНИЕ ИМПУЛЬСИВНОЕПРОИЗВОЛЬНОЕ(ДО 6-7 ЛЕТ) ПРОИЗВОЛЬНОЕ(7 ЛЕТ) МОТИВАЦИЯНЕУСТОЙЧИВАЯ(ВПЕЧАТЛЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ) МОТИВАЦИЯУСТОЙЧИВАЯЦЕЛЬ И ПРИНЯТИЕ НАМЕРЕНИЯ) ПРОИЗВОЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ -ОПОСРЕДОВАННОЕ ИМПУЛЬСИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ИМПУЛЬСИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СИЛЬНЫЙ МОТИВ (МНЕ НАДО) ТОРМОЗ СИЮМИНУТНЫХ ЖЕЛАНИЙ ПРОИЗВОЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА НЕУСПЕВАЮЩИЙ ШКОЛЬНИК НЕТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ, СОЦИАЛЬНЫХ МОТИВОВ И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ НЕТ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ В УЧЕБЕ НО ЕСТЬ ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ В ДРУГОМ ПРОИЗВОЛЬНОСТЬСВЯЗАНА: МОТИВАЦИЯВОЛЯВООБРАЖЕНИЕРЕФЛЕКСИЯ ВОЛЯ ВОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ -произвольное поведение, определяемое устойчиво доминирующими личностно значимыми мотивами(делаю неинтересное, но значимое для меня) ПОТРЕБНОСТЬ ОЧАГ ДОМИНАНТЫ В КОРЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА АККУМУЛИРУЕТ НЕРВНОЕ ВОЗБУЖДЕНИЕ В ДРУГИХ НЕРВНЫХ ЦЕНТРАХ ВЕКТОР ПОВЕДЕНИЯ личностный интерес ОПОСРЕДО-ВАННОЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ВОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ цель промежуточные цели к цели 2 МОТИВ 1 МОТИВ МЫШЛЕНИЕ ВОЛЕВОЙ АКТбез усилия выбор мотиваличный интерес 1 МОТИВ 2 МОТИВ КОНФЛИКТ = НАМЕРЕНИЕ внутренний план действий выбор ценного мотива последствия волевое усилие менее привлекательное КОНФЛИКТ намерение ЦЕЛЬ организуют деятельность произвольноеповедение волевоеповедение МОТИВАЦИЯ НАМЕРЕНИЕ НАМЕРЕНИЕ ЦЕЛЬ ПОБУДИТЕЛЬНАЯ СИЛА ВЗРОСЛЫЙ РЕБЁНОК ЭКСПЕРИМЕНТ (ЦЕЛЬ И НАМЕРЕНИЯ) : 1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ цель - побуждающая сила (насыщение - отрицательное отношение)2 ЭТАП – КРИТИЧЕСКИЙ ограничительная цель – организующая сила для разрешения конфликта (эмоциональное благополучие) КОНФЛИКТ -между желанием прекратить (психическое насыщение)и желанием продолжить (не хочу быть хуже других) ЭКСПЕРИМЕНТ (ЦЕЛЬ И НАМЕРЕНИЯ) : 1 группа – хочу делать, но насыщение (конфликт)2 группа – хочу делать, нет насыщения (объем большой)3 группа – не очень хочу делать, нет насыщения (организующая цель маленький объем) РАБОТА НАМЕРЕНИЕЛИЧНОЕ ЦЕЛЬ ВЗРОСЛОГО(возрастное) МЕНЕЕ ЭФФЕКТИВНО ПОБУЖДАЕТ БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНООРГАНИЗУЕТ РАБОТА НАМЕРЕНИЕ -средство овладения произвольным поведением в ситуации мотивационного конфликта (доминирующие мотивы) ПРОИЗВОЛЬНОСТЬСВЯЗАНА: МОТИВАЦИЯВОЛЯВООБРАЖЕНИЕРЕФЛЕКСИЯ ПРОИЗВОЛЬНОСТЬСВЯЗАНА: МОТИВАЦИЯВОЛЯВООБРАЖЕНИЕРЕФЛЕКСИЯ СРЕДСТВО РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА выбор ценного мотива последствия волевое усилие менее привлекательное НАМЕРЕНИЕ ТРЕНИРОВКА, ОБУЧЕНИЕ (УСВОЕНИЕ СРЕДСТВ ОВЛАДЕНИЯ ПОВЕДЕНИЕМ) НЕ ПОДДАЕТСЯ ТРЕНИРОВКЕ, ФОРМИРОВАНИЕ СО ВЗРОСЛЫМ (УСТОЙЧИВЫЕ МОТИВЫ) ОПОСРЕДОВАННОЕ, СРЕДСТВА, КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗУЕТ РЕБЁНОК НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ, СИЛЬНОЕ ЛИЧНОЕ ПОБУЖДЕНИЕ РЕБЁНКА ЗАДАЮТСЯ ИЗ ВНЕ. ПРИНИМАЮТСЯ ИЛИ НЕ ПРИНИМАЮТСЯ РЕБЁНКОМ ВСЕГДА ИНИЦИАТИВНО ОТ САМОГО РЕБЁНКА ПРОИЗВОЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ ВОЛЯ РЕКОМЕНДАЦИИ : мотивацияволявоображение (дошкольник)рефлексия (младший школьник) СРЕДСТВА: СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА (дошкольник)ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ (школьник) МЕТОДИКИ 1. УЗОР ПОД ДИКТОВКУ 2. ЕЛКА3. ДИАГНОСТИКА : ЕСТЬ познавательная потребностьНЕТ внутренней позиции школьникаВЫВОД: развивать мотивацию ПРОИЗВОЛЬНОЕПОВЕДЕНИЕ ИМПУЛЬСИВНОЕ ВОЛЕВОЕ МОТИВАЦИЯНЕУСТОЙЧИВАЯ(ВПЕЧАТЛЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ) МОТИВАЦИЯУСТОЙЧИВАЯ(ЦЕЛЬ И ПРИНЯТИЕ НАМЕРЕНИЯ)