Как ссебя вести в общественных местах

Классный час в 4 классе. Этическое воспитание.
Тема: «Как себя вести» (практикум по культуре поведения)
Цели и задачи классного часа
Развивать умение учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета;
усвоить основные правила поведения в театре, транспорте, в гостях.
Подготовительная работа
Классный руководитель должен заранее предложить учащимся прочитать книги по культуре поведения, создать инициативную группу, которая готовит:
выступления учащихся, читающих наизусть стихи Г. Остера;
инсценировки-миниатюры о нелепом поведении людей, не знающих правил этикета;
цветные жетоны из бумаги, которые будут выдаваться учащимся, формулирующим правила поведения в ходе практикума.
Предварительно выбирается ведущий.
Оборудование классного часа
Три белых листа ватмана, фломастеры, маркеры, жетоны из бумаги.
Ход классного часа
Классный руководитель предлагает ребятам побывать в необычном театре, где в спектаклях-миниатюрах главный персонаж Вася Васечкин живет по своим правилам, отличающимся от правил поведения, которым следуют воспитанные люди, и вот что с ним происходит...
Классный руководитель предлагает детям посмотреть игровые ситуации, в которые попадает Васечкин, найти все его ошибки и исправить их, грамотно сформулировать правила поведения. За каждое такое правило ученик получает жетон. В конце встречи участники подсчитают, у кого жетонов больше.
Итак, спектакль начинается...
Игровая ситуация: «В театре»
1-я игровая миниатюра: «В театральном буфете».
Ученик читает стихотворение Г. Остера:
Посещайте почаще
Театральный буфет.
Там пирожные с кремом,
С пузырьками вода.
Как дрова, на тарелках
Шоколадки лежат,
И сквозь трубочку можно
Пить молочный коктейль,
Не просите билеты
На балкон и в партер.
Пусть дадут вам билеты
В театральный буфет.
Уходя из театра,
Унесете с собой
Под трепещущим сердцем,
В животе, бутерброд.
Учитель предлагает учащимся краткую беседу: «Зачем нужен в театре буфет?»
2-я игровая миниатюра: «Свет в зале погас. Идет спектакль...»
У доски условно показан зрительный зал театра стоят два ряда стульев, на них сидят «зрители» (4-6 учащихся). Они внимательно «смотрят спектакль». Васечкин, запыхавшись, врывается в зал. Находит свой ряд и начинает пробираться между рядами, повернувшись спиной к сидящим. Роняет свое пирожное на колени одного из зрителей. Наконец добирается до своего места и начинает расспрашивать, что уже показали артисты. Немного посмотрев на игру актеров, дожевав свою шоколадку, которую до этого он долго и шумно разворачивал, Васечкин зевает и решает вернуться в буфет, приглашает с собой товарища. И вот он в фойе. Женщина роняет носовой платочек. Васечкин, как настоящий рыцарь, наклоняется, берет платочек, подает его даме. И слышит в ответ: «Никогда, мальчик, этого не делай». Огорченный Васечкин бредет в буфет.
Классный руководитель предлагает учащимся назвать ошибки, которые допустил Васечкин.
В ходе обсуждения дети формулируют правила поведения в театре. Ведущий записывает их маркером на белом листе ватмана.
Возможные правила поведения в театре:
Предъяви билет контролеру при входе в театр.
Если это необходимо, то верхнюю одежду сдай в гардероб.
Пройди в зал и сядь на указанное в билете место.
Веди себя прилично, не мешай зрителям громким разговором или излишними эмоциями.
Во время антракта можно посетить буфет, но приносить в зал пирожное нежелательно.
По окончании спектакля выйди из зала, не мешая другим зрителям.
Игровая ситуация: «В транспорте»
3-я игровая миниатюра: «На автобусной остановке»
Ученик читает наизусть стихотворение Г. Остера:
Когда состаришься ходи
По улице пешком.
Не лезь в автобус, все равно
Стоять придется там.
И нынче мало дураков,
Чтоб место уступать.
А к тем далеким временам
Не станет их совсем.
Учитель предлагает учащимся короткую беседу: как надо себя вести на автобусной остановке?
4-я игровая миниатюра: «В автобусе».
У классной доски стоят шесть стульев в ряд, условно изображая салон полупустого автобуса. В «автобусе» сидит очень старая женщина. Впереди сидит «кондуктор». На остановке в «автобус» запрыгивает Васечкин и, держа за руку свою подружку, начинает затаскивать ее в салон. Оказав таким образом «даме» помощь, он плюхается на сиденье и кричит подруге: «Анька, оплати проезд!». Аня, севшая позади пожилой дремлющей женщины, будит ее и просит передать деньги на билет. На следующей остановке входят пассажиры, в основном пожилые люди. Васечкин разговаривает с Аней, делает вид, что не замечает уставших стариков. Аня встает, уступает место старушке, но при этом говорит: «Садитесь. Не сидится вам, старикам, дома!».
После просмотра миниатюры классный руководитель предлагает ребятам проанализировать поведение Васечкина и Ани в автобусе, найти допущенные ими ошибки, сформулировать правила поведения в транспорте. По ходу обсуждения ведущий записывает на втором листе ватмана правила поведения в транспорте. Учащиеся, грамотно сформулировавшие эти правила, получают поощрительные жетоны.
Возможные правша поведения в транспорте:
1. При входе не мешай пассажирам входить в автобус (трамвай, метро).
2. Если есть свободное место, спокойно займи его.
3. Уступай место пожилым людям и женщинам.
4. Если ты с девочкой, предложи ей место.
5. В транспорте громко не разговаривай с друзьями.
6. Не сори в транспорте, не привлекай к себе излишнего внимания окружающих.
Игровая ситуация «В гостях»
5-я игровая миниатюра: «В гостях».
Учащийся читает наизусть стихотворение Г. Остера:
Если друг на день рожденья
Пригласил тебя к себе,
Ты оставь подарок дома
Пригодится самому.
Сесть старайся рядом с тортом,
В разговоры не вступай.
Ты во время разговора
Вдвое меньше съешь конфет.
Выбирай куски помельче,
Чтоб быстрее проглотить.
Не хватай салат руками
Ложкой больше зачерпнешь.
Если вдруг дадут орехи,
Сыпь их бережно в карман.
Но не прячь туда варенье
Трудно будет вынимать.
Учитель в краткой беседе объясняет учащимся, как необходимо готовиться к предстоящему визиту в гости.
6-я игровая миниатюра: «Васечкин принимает гостей».
У доски стоит стол с букетом цветов, стулья. В глубине «дверь». У Васечкина день рождения, он расставляет стулья для гостей. Звонят. Васечкин просит свою бабушку открыть дверь. Гость кричит с порога: «Здрасьте!» и с расстояния бросает Васечкину мяч: «Держи! Тебе подарок! Смотри, не потеряй! Помнишь, как ты потерял мой ножик?». Вася обращается к бабушке: «Бабуль, принимай гостей, а я пока с Сашкой поговорю». Снова звонят. Бабушка открывает дверь. Вламывается толпа одноклассников. Оттеснив бабушку в глубину коридора, они хором кричат: «Поздравляем!». Васечкин подходит к друзьям, берет подарок в красивой упаковке, бросает его на стул и говорит гостям: «Проходите в комнату, пальто снимайте!». Обращаясь к бабушке, Вася добавляет: «Все собрались. Можно подавать на стол».
Классный руководитель предлагает проанализировать увиденную ситуацию, просит найти ошибки, допущенные Васечкиным и его одноклассниками. Учащиеся формулируют правила, как принимать гостей, как дарить и принимать подарки, как представлять при знакомстве людей.
Ведущий записывает на третьем листе ватмана правила поведения в гостях. Учащиеся, грамотно сформулировавшие правила поведения, получают поощрительные жетоны.
Возможные правила поведения в гостях:
1. При подборе подарка помни, кому он будет предназначен: мальчику или девочке, мужчине или женщине.
2. Помни пословицу: «Не дорог подарок, а дорога любовь».
3. Подарок обычно дарят при входе в помещение.
4. В гостях вести себя необходимо скромно, без разрешения хозяев не прикасаться к вещам и не ходить по комнатам.
5. За столом надо вести себя скромно, соблюдая правила этикета.
6. Со взрослыми следует вести себя уважительно, обращаясь на «вы».
Подведение итогов классного часа
В конце классного часа классный руководитель благодарит инициативную группу, которая помогла учащимся побывать в необычном театре, увидеть веселые миниатюры и нелепое поведение Васи Васечкина.
В ходе рефлексивной деятельности подводятся итоги анализа ситуаций. Еще раз все вместе повторяют правила поведения. Детям предлагают внести дополнения в уже сформулированные и записанные на листах ватмана правила.
Учащиеся все вместе приветствуют аплодисментами своих одноклассников, набравших больше всего поощрительных жетонов.
Классный руководитель предлагает ребятам продолжить работу необычного театра и поставить новые миниатюры, придумав тему нового спектакля.

їђ Заголовок 2їђ Заголовок 3їђ Заголовок 415