Практико-значимый проект Тема: Влияние визуальной среды на здоровье человека


Министерство образования и науки РФ
Министерство образования Московской области
ГОУ ВПО «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт»
Факультет повышения квалификации и профессиональной подготовки
Практико-значимый проект
Тема:

Выполнила слушатель
Группы каб. 1-11
учитель математики
МОУ Краснопоймской СОШ
Соломатина С.Н.
Проверила доцент МГОСТИ
Лексина А.В.
г. Коломна
2011 г.
«Здоровье — это вершина, на которую человек должен подняться сам».
И.Брехман (основатель валеологии)
Введение
Существуют необходимые человеку составляющие в целом культуру здоровья:
культура тела;
культура питания;
культура движений;
культура поведения.
Условия избыточного комфорта и благополучия снижают устойчивость организма и возможность приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды. Те функции и системы организма, которые стали менее востребованными, постепенно угасают и тянут
за собой нарушения деятельности всего организма.
И, чтобы быть здоровым во взрослой жизни, познавать культуру здоровья надо с самого раннего детства.
Актуальность
Современное общество отличается повышенным уровнем визуального восприятия. Подрастающее поколение можно назвать поколением «бегущей картинки»,причём ярко раскрашенной на экране.
Наши органы чувств не только анализируют окружающую среду, но и являются приемниками информации, которая, как правило, оказывает влияние на наш организм.
Цвет способен придать бодрость, увеличить жизненные силы. Он устраняет нарушение баланса в работе органов, удлиняет жизнь.
Проблема
Здоровье как важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма.
Цель:
Сформировать культуру здоровья у школьника.
Задачи:
Проанализировать различные информационные источники о здоровье и валеологии.
Выявить влияние цвета на физическое и психическое здоровье человека.
Установить каким цветам школьники отдают наибольшее предпочтение.
Предмет исследования:
Здоровье.
Объект исследования:
Энергия цвета и здоровье школьника.
Гипотеза исследования:
Если цвет обладает живительной и целительной силой, то это будет залогом физической и эмоциональной стабильности организма.
Методы исследования:
Теоретический: анализ информационных источников, сравнения.
Эмпирический: мониторинг—лабораторные наблюдения.
Математический: статистика.
Экспериментальный: диагностика, анкетирование, исследование.
Методика исследования:
1. Опросный лист на тему:
«Визуальное восприятие школьных кабинетов».

Мы собираем информацию о том, комфортно ли ученики нашего МОУ Краснопоймская СОШ чувствуют себя в следующих учебных кабинетах:
Кабинет биологии;
Кабинет математики;
Кабинет английского языка.
Пожалуйста, оцените по пятибалльной шкале каждый из критериев.

2. Исследование :
«Предпочтение цветов школьниками».

I этап – диагностический.
Цель: выяснить, каким цветам школьники отдают наибольшее предпочтение. Определить их эмоциональное состояние на данный момент.
II этап – аналитический.
Цель: проанализировать полученный результат, сформировать рекомендации.
На первом этапе основными методами стали диагностика и анкетирование. Мы использовали методики « Эмоциональные сферы» Ю. Башкировой, «Цветовой тест» Люшера, а также метод прямого наблюдения. Анкетирование проводилось по разработанной нами анкете «Эмоциональная стабильность». Использовался набор семи основных цветов по Люшеру, который наглядно помогал учащимся с выбором цвета.

3. Мониторинг и статистика
«Цвет стен и школьной доски в помещениях МОУ Краснопоймская СОШ»
Произвести на основе наблюдений и статистики частоту(%) встречаемости стен и досок с определённой цветовой гаммой.
Определения:
Здоровье – полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ (1948г.)).
Валеология (санология) – наука о здоровье (1980г.).
Геронтология – наука о продолжительности жизни.
Ювенология – наука о сохранении молодости.
Признаки здоровья:
Устойчивость к действию повреждающих факторов;
Наличие резервных возможностей организма;
Показатели роста и развития в пределах среднестатистической нормы;
Высокий уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок;
Полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие, гармоническое развитие физических и духовных сил;
Способность к полноценной социальной деятельности и общественно полезному труду;
Динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой. Способность организма приспосабливаться к изменяющимся условиям среды.
Главные законы здоровья:
Постепенность;
Систематичность;
Ритмичность;
Учет индивидуальных особенностей;
Комплексный подход: учёт индивидуально-личностных особенностей и общих биозакономерностей.
Факторы, влияющие на состояние здоровья.
Большой резерв в сохранении здоровья и долголетия человека заложен в организме его образа жизни, зависящий от валеологической культуры:

Цвет и возраст
Цветопсихологические исследования среди детей показали, что дети отдают предпочтение тому или иному цвету в зависимости от возраста и эмоционального состояния.
Возраст Предпочитаемые
цвета Отрицательное
восприятие Психологическое
состояние
4 - 10 Красный, пурпурный,
розовый,
бирюзовый Чёрный,
тёмно-коричневый,
серый Пребывание в мире
сказок
11 -12 Зелёный,
желтый,
красный Оливковый,
пастельно-зелёный,
лиловый Преобладание чувственного
восприятия
мира
13 - 16 Ультрамарин,
оранжевый,
зелёный Фиолетовый, лиловый Рациональный подход
к восприятию мира,
развитие
самосознания
17 - 19 Красно-оранжевый Пурпурный,
розовый Инстинктивно целенаправленное
восприятие мира
Влияние цвета на физическое здоровье
Цвет Влияние на физическое здоровье
1. Жёлтый Лечит депрессию, способствует укреплению нервов.
2. Синий Подавляет аппетит, помогает расслабиться,
благотворно воздействует на дыхательную систему,
снижает остроту зрения.
3. Зелёный Способствует регенерации клеток,
укрепляет иммунную систему,
стабилизирует давление и сердечную деятельностью.
4. Оранжевый Способствует пищеварению, активной работе почек, мочевого
пузыря, ускоряет кровообращение, благотворно влияет на
состояние костных тканей, зубов, волос.
5. Фиолетовый Стимулирует работу сердца и мозга, а так же выработку гормона
мелатонина, снимающего депрессию и омолаживающего
организм, увеличивает иммунитет .
6. Красный Улучшает пищеварение, стимулирует физическую активность,
учащает дыхание, понижает кровяное давление.
7. Голубой Помогает при болезнях, связанных с обменом веществ,
центральной нервной системы, заболеваниях горла и органов
дыхания, снижает кровяное давление.
Влияние цвета на психическое здоровье
Цвет Влияние на психическое здоровье
1. Жёлтый Помогает сосредоточиться
повышает творческую активность.
2. Синий Вызывает чувство покоя
снижает эмоциональное напряжение
располагает к серьезности и строгости в поведении.
3. Зелёный Снимает напряжение
успокаивает.
4. Оранжевый Бодрит
снимает усталость
борется с депрессией.
5. Фиолетовый Способствует возникновению угнетенного состояния.
6. Красный Повышает раздражительность и агрессивность.
7. Голубой Снимает напряжение
успокаивает.
Рекомендуемый дизайн школы
Предмет дизайна Цвет Особенности личности
Стены классов
и библиотеки Оттенки жёлтого
(бежевый, кремовый, светлоорхистый дисциплинирует
активизирует умственную
деятельность
способствует концентрации
внимания
Доска Тёмно-зелёный (желтые и оранжевые мелки) снимает напряжение
успокаивает
привлекает внимание
Спортзал Оттенки оранжевого тонизирует
стимулирует активность
согревает
Лестничные
проемы Зелёный стабилизирует дыхание и
сердцебиение
Столовая Оттенки бежевого и светло-жёлтого красно-оранжевые витражи или декаративные панно). улучшает аппетит
стимулирует работу
желудка
Актовый зал Чередование светло-зелёных и золотисто-жёлтых плоскостей снимает напряжение
успокаивает
помогает сосредоточиться
повышает творческую
активность
Результаты исследования
«Визуальное восприятие школьных кабинетов».
Критерии Кабинет биологии Кабинет
математики Кабинет
англ. языка
1. привлекательность 4,3 2,5 1,95
2. освещение 4,5 4,4 2,75
3. удобство 4,05 4,4 1,7
4. интерьер 4,6 3,45 2,6
5. успеваемость 4,4 4,2 3,9
Выводы:

Показатель успеваемости зависит и от параметров благоприятности визуальной среды;
Состояние школьных кабинетов не по всем показателям соответствуют требованиям;
Неблагоприятная визуальная среда школьных кабинетов является одним из основных факторов нарушения зрения и дискомфортности психического состояния учащихся.

Результаты мониторинга
« Цвет стен и школьной доски».
Вывод:
47% стен в кабинетах имеют бежевый и жёлтый тона, что помогает дисциплинировать, активизировать умственную деятельность и способствовать концентрации внимания у учащихся. 80% школьных досок (привлекает внимание) и 17% стен кабинетов, 100% стены столовой, 50% спортзала, холл зелёного цвета и салатового оттенка, которые снимают напряжение, успокаивают, укрепляют иммунную систему и стабилизируют сердечную деятельность. 100%: рекреации, лестничные проёмы и 17% стен кабинетов голубого цвета, который снимает напряжение, способствуя релаксации.
Рекомендации по изменению визуальной среды МОУ Краснопоймская СОШ
Озеленение. Наличие растений не только способствует обогащению воздуха кислородом при фотосинтезе, но и благоприятно действует на психику человека. К тому же озеленение – самый экономичный способ улучшения визуальной среды.
Освещение. Занятия в кабинетах с достаточным освещением не утомляют зрение учащихся.
Поддержание чистоты. Чистота кабинета и других помещений школы является необходимым фактором для образования комфортной видимой среды. Загрязненные стены отражают света в 2 раза меньше, чем только что выкрашенные или вымытые.
Отсутствие агрессивных и гомогенных видимых сред.
Цветовое оформление. Не стоит забывать о том, что цвета влияют на психическое и физическое здоровье человека. В целом в МОУ Краснопоймская СОШ цветовые сочетания вызывают позитивный эмоциональный настрой у учащихся и их родителей, работников школы и гостей.
Рекомендуем внести изменения в дизайн школы с учётом психологических особенностей:
в спортзале: салатовые стены перекрасить в оттенки оранжевого, что будет тонизировать, стимулировать активность, и видимо согревать оголённых детей во время занятий;
в столовой: салатовые стены перекрасить в оттенки жёлтого (бежевый, кремовый, светло-охристый), включая красно-оранжевые витражи или декоративные панно, улучшит аппетит и будет стимулировать работу желудка;
в актовом зале: использовать чередование светло-зелёных и золотисто-жёлтых плоскостей, что успокаивало бы и снимало напряжение, а в тоже время помогало бы сосредоточиться и повышало творческую активность.
Литература:
1. Нечепуренко В.В. Мониторинг образа жизни детей как условие повышения профессиональной компетентности педагогов в области педагогики здоровья // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. Аспирантские тетради. № 109: научный журнал. – СПб., 2009. – С.115 – 120. (По Перечню ВАК.)
2. Нечепуренко В.В. Формирование здорового образа жизни дошкольников: материалы конференций «Учим и воспитываем детей быть здоровыми» 2005 – 2006 гг. / под ред. В.В. Нечепуренко. – СПбАППО, 2007. – 84 с
3. Интернет- ресурсы