Как собирать устную историю?


Как записывать устную историю
Методические рекомендации
Автор Карпушева Е.Т., магистр образования
Североуральск – 2011
Современный подход к изучению истории требует не столько архивной достоверности, сколько достоверности иной, связанной с живой памятью человека-свидетеля событий, поэтому на первый план выходит такой метод исследования прошлого как сбор устной истории. К тому же архивным источникам все меньше доверия – в них нередко история искажается, а на многих официальных бумагах до сих пор значится «Совершенно секретно. Без права публикации». Однако сохранились архивы, созданные семейными летописцами, и тетради, написанные более полувека назад, сейчас находят своих исследователей. Ещё живы свидетели былых времён. И нам, живущим в 21 веке краеведам и историкам, нужно успеть поговорить как можно с большим количеством человек, записать историю их судьбы, неразрывно связанную с историей Родины.
Словарь терминов и понятий. Их значения предварительно рекомендуем разобрать с юными исследователями:
Устная история - это история личная, семейная, в центре её внимания - человек и его судьба.
Беседа – дискуссия, разговор.
Интервью – опрос человека по профессиональной или личной тематике.
Интервьюирующий – опрашивающий.
Интервьюируемый – тот, кого опрашивают.
Информатор – тот, кто даёт информацию, сведения о чём-либо.
Диктофон – (от лат. dicto — диктую и …фон), аппарат для звукозаписи речи с целью последующей диктовки и записи текста речи от руки на бумаге. Не следует путать Д. с переносными репортёрскими магнитофонами и рекордерами, предназначенными для качественной записи вне студии. Диктофон применяют главным образом для длительной записи речи (бесед и лекций, выступлений на собраниях и совещаниях, телефонных разговоров и диспетчерских переговоров) без особых требований к качеству.
Этикетка (также ярлык) — графический/текстовый знак, нанесённый в виде наклейки, бирки или талона, на товар, экспонат, любой другой продукт производства, с указанием торговой марки производителя, названия, даты производства, срока годности.
Расшифровка – процесс нахождения исходного сообщения в закодированном (зашифрованном) материале и сам результат такого процесса: расшифрованный текст, документ и т. п.
Семейный архив – фотографии, документы, родословная, дневниковые записи, собираемые и хранимые в семье, роду.
Стенографировать – от стенография (от греч. στενός — узкий, тесный и γράφειν — писать) — способ письма посредством особых знаков и целого ряда сокращений, дающий возможность быстро записывать устную речь. Скорость стенографического письма превосходит скорость обычного в 4—7 раз.
Канва – основная сюжетная линия рассказа.
Устная история связана с историей отдельного человека, его судьбой, семьёй, поэтому в исследовании, основанном на материалах сбора устной истории, должен быть «слышен» человеческий голос, особенности речи интервьюируемого. Для этого необходимо найти человека и «разговорить» его, научиться вести с ним беседу.
Требования к беседе:
Беседа должна длиться не более 4-х часов.
Встречу необходимо планировать заранее (договориться о встрече, а также спланировать основные вопросы).
При себе интервьюирующему нужно иметь: диктофон, фотоаппарат, блокнот, карандаш или ручку с запасным стержнем.
На диктофоне должна быть этикетка, записанная голосом интервьюирующего, с указанием:
- даты записи,
- Ф.И.О. интервьюирующего,
- Ф.И.О. интервьюируемого,
- адрес интервьюируемого.
5. Каждая кассета должна иметь порядковый номер (если диктофон цифровой – номер файла). Желательно, если кассета с записью беседы будет храниться в аудиоархиве, поэтому необходимо запастись несколькими кассетами. Файлы с цифрового диктофона скачиваются на компьютер.
Случается, что из 4-часового интервью для исследования можно взять минут т тридцать нужной информации. Это большая удача. Но и остальной информацией не следует пренебрегать, так как она – тот фон, который помогает понять собеседника, время, о котором он рассказывает.
При беседе с человеком всем присутствующим настоятельно советуем сохранять тишину, а тот, кто берёт интервью, должен слушать внимательно и не перебивать собеседника.
Как вести записи интервью?
Главное требование – тот, кто спрашивает (задаёт вопросы), должен знать, о чём он спрашивает, должен быть знаком с временным отрезком, о котором рассказывает информатор: военные годы, годы репрессий, концлагеря, восстановление хозяйства и т.д.
Интервью получается более качественным, если его запись ведут два человека: один спрашивает, другой записывает за информатором рассказ. Записывать можно, сокращая слова, стенографируя, чтобы не потерять канву рассказа. Тот, кто спрашивает, тоже держит на коленях тетрадь, куда успевает записывать вопросы, которые возникают во время беседы; эти вопросы можно будет задать, когда информатор замочит.
Главные вопросы, которые обязательно должны быть заданы информатору:
КТО делал?
ЧТО делал?
КОГДА делал?
ГДЕ делал?
Очень важно следить за канвой рассказа, чтобы вернуться к его сюжету, уточнить у информатора детали.
Как расшифровывать записи?
Расшифровка должна быть добуквенной. При этом надо давать характеристику эмоциональному состоянию информатора. Например: «пауза», «задумался», «вздохнул», «подбирает слова», «волнуется», «вспоминает» и т.д. Рекомендуем следующую схему расшифровки в таблице 1.
Рассказ информатора Эмоциональное состояние информатора Что необходимо уточнить?
Таблица № 1
При расшифровке становится понятно, что упустил из виду рассказчик, чего не заметили интервьюирующие. Эти пробелы (они записываются в третью графу таблицы) можно ликвидировать, встретившись с информатором ещё раз.
Очень важно расшифровку беседы не откладывать, а работать по свежим следам. Также необходимо записать, что произвело на вас самое сильное впечатление, зафиксировать свои ощущения от услышанного. Юный исследователь может ограничиться именно таким отчётом, а расшифровку записей возьмёт на себя руководитель, так как это самая сложная часть.
Семейные архивы
К ним необходимо обращаться, чтобы торжествовала объективность. Ибо формула: документы + устное слово человека = судьба человека, его трагедия или драма. Человек не всегда говорит то, что действительно происходило с ним. Причин тому много, но, задача исследователя – обнаружить это противоречие.
Виды интервью
Биографическое – рассказ о жизни, простое для восприятия.
Тематическое - сложное, требует подготовки опросника и предполагает большое количество интервьюированных (например, тема спецпоселений на Урале).
В интервью различают 3 фазы:
1-я - «НАРОТИВ»: тот, кто спрашивает, даёт возможность интервьюированному высказаться, не прерывая его, пока он не изложит свою версию жизни.
2-я – УТОЧНЯЮЩИЕ ВОПРОСЫ, которые записываются в ходе рассказа информатора, задаются после него тактично и деликатно.
3-я – РЕФЛЕКСИЯ: человек-информатор должен попытаться сделать выводы, оценку своей жизни или событиям. Эти выводы часто противоречат тому, что он рассказывал. Вопрос, который может в этом помочь: Как вы оцениваете события тогда и сейчас?
Перед интервью важно заранее составить вопросник, а после него анкету (схему или отчёт), тогда будет видно, о чём информатор не договорил.
Собиратели устной истории делают большое и благородное дело по сохранению исторической, эмоциональной памяти народа. Они подобны летописцу Нестору и другим известным и безызвестным подвижникам-летописцам, которые создавали летопись страны.
Желаем успехов в нелёгком труде собирателя устной истории!