Рефлективный отчет о внедрении семи модулей программы


Ниязова Сахинур Аскаровнаучитель русского языка и литературы
средняя школа имени Билала назимаПанфиловский район город ЖаркентЧеловек не может по настоящему усовершенствоваться,
если не помогает усовершенствоваться другим.
Ч.Диккенс Будучи учителем с 18 летним стажем работы я понимала, что наша система преподавания несовершенна, что нужны глобальные изменения. Но как и каким образом - ответ был для меня далёк. Роль учителя в основном заключалась в подаче знаний на "блюдечке", а ведь у каждого свои вкусы.
-Мне ваши падежи ни к чему, я в жизни и без них обойдусь, -услышала я однажды. Я понимала, что в чём-то ученик прав, но в силу своих профессиональных убеждений , настояла на том, чтобы он изменил позицию. Для меня успешный ученик – это дисциплинированный, внимательный, старательный, исполнительный субъект образовательного процесса. Он может точно воспроизвести все то, что ему говорит учитель. А  роль учителя сводится к тому, чтобы передавать готовые знания. В этой ситуации мы оба оказались в проигрышном варианте: я - неэффективный учитель, ребёнок - не желающий обучаться.
За годы работы в школе у меня сформировались свои взгляды, убеждения, понимание роли учителя в обучении и преподавании. Я не всегда хотела новизны: новое - это неизведанное, неопробированное. Приехав на курсы по Программе я с осторожностью относилась к новым идеям, изменениям, но с воодушевлением включалась в работу. Я осознавала, что надо меняться, но старые стереотипы давали о себе знать. Обсуждения с коллегами в группах, обмен мнениями по вопросам собственного преподавания помогли  задуматься о ценностях в моей работе. Анализируя «Руководство для учителя», у меня сформировались убеждения, которые повлияли на мои установки, на уверенность в том, как должны преподаваться предметы и определили необходимость изменения методов и приемов. Я поняла, что необходимо ученикам предоставлять возможность размышлять над своими знаниями и убеждениями, задавать соответствующие вопросы, пополнять объем знаний, перестраивать свое понимание определенных тем, то есть научить тому как обучаться.
Составляя своё среднесрочное планирование последовательных уроков по русскому языку в 5 классе, я постаралась учесть образовательные потребности всех учеников: выбрала для себя наблюдаемых учеников с разными уровнями обученности. Учитывала возможные барьеры и трудности, нашла пути их решения. Наметила формы организации работы учеников. Индивидуальная работа, групповая работа, работа в парах позволила создать среду обучения. Преодолеть барьеры мне помогли такие методы и приёмы как: «Кластер», «Горячий стул», «ПМИ», "Шесть больших крючков", "Гроздья мыслей","Таблица Донны ЗХУ", "И.Н.С.Е.Р.Т.", расшифровки слов.
Идея Л.Выготского по вопросам когнитивного развития учеников, оказалась очень точной для моих уроков: речь является основным инструментом обучения. Эта идея стала важной  для моей практики. В своей прежней педагогической практике я  уделяла, как мне казалось, больше времени развитию речи, но проблемы в четком, обоснованном выражении мыслей сохранялись. Дети говорили мало, давали односложные ответы, не аргументировали свои мысли.  Я предположила , что если развивать  речевые навыки  учащихся, а именно: говорение, обсуждение и аргументацию; письменную речь, то это повлияет на социальную вовлеченность в процесс обучения. Для этого я запланировала серию уроков русского языка в 5 классе. Я выбрала четыре урока по темам:
1.Звонкие и глухие согласные.
2. Чередование согласных звуков.
3.Фонетический разбор.
4.Правила употребления строчных и прописных букв.
До прохождения курсов повышения квалификации учителей, на моих уроках основной акцент я делала на преподавание предмета, то есть, я ставила цели урока, объясняла тему урока, оценивала. И была уверена, что на верном пути. На мои убеждения  повлияли идеи  конструктивистской теории, которая лежит в основе «Новых подходов в обучении и преподавании». Ученики самостоятельно формируют и развивают собственное мышление, вступая в диалог с одноклассниками и учителем.  А учитель помогает ученикам взять ответственность за свое обучение на себя. Почему это стало важным для моего преподавания? В современном мире процесс обучения становится непрерывным, значит, ученики должны владеть такими навыками, которые помогут им продолжить обучение самостоятельно.
Обучение эффективно в социальной среде, где существует диалог между учащимися, который основывается на возрастных особенностях. Раньше на практике я не уделяла внимание созданию доброжелательной атмосферы, экономила время на уроке для других видов работ. Ознакомившись с разными приемами создания коллаборативной среды, я выбрала для себя такие, которые соответствуют возрастным особенностям учеников моего класса. На протяжении всего урока я  создавала такие условия для обучения, чтобы каждый ученик чувствовал себя в безопасности и понимал, что его мнение важно для учителя и одноклассников, активно участвовал  в построении собственного обучения. Для создания коллаборативной среды  использовала ролевые игры, различные приемы объединения в группы «Цветные стикеры», «Пазлы», приемы создания психологического климата в классе, такие как «Круг друзей», "Воздушный бум","Фонтан пожеланий", различные физминутки. Из своих наблюдений я увидела, что это помогло мне улучшить микроклимат в классе. Я всегда считала себя демократичным учителем, который слушает учеников, понимает их потребности. Однако, практика показала, что это не так. Любые действия учеников, которые выходили за рамки традиционного урока, вызывали у меня беспокойство, желание контролировать процесс. Мне пришлось много работать над собой, менять свои взгляды на обучение учеников. На первом уроке я предложила учащимся составить портрет идеального ученика. Портрет состоял из следующих критерий, которые определили сами ученики:
1.Воспитанный.
2. Внимательный.
3.Умеющий думать.
4.Активный.
5.Дружелюбный.
6.Счастливый.
Когда я спросила Бахтияра:
- Почему счастливый?
Он сказал: -Когда он (ученик) счастливый, то он хорошо учиться.
-А что по твоему - счастливый?
- А, это когда у меня есть родители, и друзья.
Проводя анкетирование учеников, я задала им вопросы: «Как вы относитесь к новым формам работы? Что вам кажется самым полезным в такой работе?» Из ответов учеников я узнала, что им было  важно понимать своих одноклассников, узнавать  лучше их способности, оценивать друг друга. Дети говорили, что им интересно было узнать, что Ильяс умеет пользоваться компьютером; Дилярам может использовать интернет-ресурсы, а Ильяр, хорошо инсценирует сказки, Айнура оказывается, умеет хорошо рисовать, Асет может сочинять стихи.
Научившись структурированно наблюдать, ставлю перед собой задачу: вовлечение всех учеников в процесс собственного обучения построению связных текстов, при котором ученики мыслили  критически и проявляли способность самостоятельно обучаться. Важность диалога в классе доказана результатами научных исследований Мерсера и Литлтона. Это один из новых подходов в обучении и преподавании, который способствует интеллектуальному развитию учащихся. Ученики вовлекались в совместное приобретение знаний, обмен мнениями. Для этого была  организована исследовательская беседа при изучении нового материала по теме «Чередование согласных звуков», надо было сравнить Лису и Козла. И объяснить почему в начале сказки Лиса обращается к Козлу "Голубчик", а в конце сказки "бородатый дурень".Я увидела, что ученики могли рассуждать, сравнивать. Если ученики ощущают себя нужными в школе и что их мнение уважают, то они более предрасположены к обучению. Асет сказал, что Лиса хитрая, а Ильшат сказал, что Козёл действительно дурень. Класс подхватил ответ смехом.
Используя диалогический подход, организовала обсуждение нового материала на уроке по теме  «Фонетический разбор». Ученики обсуждали предложенное задание в группе. Перед началом работы на первом уроке было предложено составить правила работы в группе. Ребята отлично справились:
1.Все должны высказывать своё мнение.
2.Выслушивать всех.
3.Не шуметь громко.
4.Сразу по началу работы распределить роли в групповой работе.
5. На защиту выходить вместе.
Таким образом, ученики сами пришли к выводу: они стимулируют друг друга - взаимопомощь.
Стратегия «ПМИ» (плюс, минус, интересно)  помогла детям познавать себя в качестве «исследователей», понимать задание, а также определять стратегии для выполнения задания. В данном случае можно говорить о «метопознании», категории, определенной Флейвеллом как  процессе осознания собственных знаний. Исследования, проведенные Флейвеллом, определили три компонента метапознания: познание себя в качестве ученика, знание, понимание и оценка целей и задач, знание и мониторинг стратегий.  Результатом такого обучения должно стать саморегулируемое обучение. Согласно результатам исследований ученики, которые осознают, чему и как они  учатся, более успешны и имеют лучшую успеваемость. Обучение по Выготскому, начинается с социального контекста. Взрослые поддерживают обучение детей. Элементы, способствующие эффективной поддержке и поощрению взрослыми детского обучения в ЗБР, это поощрение, обсуждения, отзывы о выполненной работе, вопросы. Я задумалась о том, почему это происходит и пришла к выводу, что оценивание является элементом поддержки, позволяющей ученикам успешно выполнять различные задания и развивать свое понимание.  Ученики постепенно учатся обсуждать задачи, и регулируемое обучение переходит в саморегулируемое. Разработанная Мартой Бронсон модель саморегулируемого обучения в эмоциональной, мотивационной, социальной и познавательной сферах была полезной для меня в понимании того, как и чему учатся ученики моего класса с различными образовательными потребностями. При составлении заданий я учитывала  различные уровни обученности учеников, использовала  разноуровневые задания, расширенные задания и задания творческого характера. Эти задания позволили создать условия для вовлечения всех в обучение и предоставить возможности для реализации одаренности и таланта каждого ученика. Например: кому-то легко даётся пересказ, кому-то - логические задачи, кому - то эссе, кому - то алгоритмы. Применяя такие стратегии как «Шесть больших крючков», «Кластер», «ПМИ», «Тонкие и толстые вопросы» я добивалась  развития навыков критического мышления: наблюдения  над различными источниками информации для приобретения доказательств. На уроке "Правила употребления прописных и строчных", Дилярам рассказала сказку об этих буквах. Затем я применила приём "Шесть больших крючков", заключался он в том, что ученики должны были поймать идеи сказки на "крючки", путём ответов на вопросы собственного сочинения. Вопросы были: простые, уточняющие, объясняющие, творческие, оценочные, практические. На таких приёмах выявляются талантливые и одарённые. Они могут не являться отличниками, не могут хорошо учиться. но у таких учеников ярко выражена логика структурирования вопроса, соответственно и ответ достаточно аргументирован. Халмурат(наблюдаемый ученик) задал следующий вопрос по сказке: - "Почему прописные буквы должны возглавлять предложение?". Вот это "почему" и поставило класс в тупик, не было обоснованного ответа. Халмурат ответил сам: ответ был изумительным: -"Прописная - пра-ва правит, мы же знаем звуки, поменяйте о на а". Всем было весело и интересно услышать такой ответ. Явная одарённость обнаруживает себя в деятельности ребёнка достаточно ярко и отчётливо(как бы сама по себе); в том числе при неблагоприятных условиях (Халмурат живёт в семье, где применяется насилие в физической форме со стороны старшего брата). Достижения ребёнка столь очевидны, что его одарённость не вызывает сомнения. Он может адекватно оценить»зону ближайшего развития».
Оценивание это тот этап, который ожидают с нетерпением и учитель и ученики. Благодаря использованию новых подходов к оцениванию позволило мне отслеживать изменения, происходящие в понимании учениками процесса своего обучения и устанавливать обратную связь на каждом этапе урока. Для этого использовала различные  виды формативного оценивания: словесное оценивание, оценивание с помощью сигналов рукой, самооценка «Листы самооценки», оценивание по критериям, листы самооценивания при групповой работе, взаимооценивание, "Лестница успеха". Одной из целей оценивания является  формирование внутренней мотивации к учению. Как я этого достигла? Создавала «ситуацию успеха», ставила цели и задачи вместе с учащимися, акцентировала внимание учащихся на новых умениях и знаниях, а не на отметках.
Все серии последовательных уроков провела с применением ИКТ и увидела интерес у учащихся к работе на компьютере и повышенный интерес к решению криптограмм, работы с анаграммами, работа на интерактивной доске.
Как показывает практика, создание оригинальных учебных материалов, которые увлекают, мотивируют и нацеливают обучающихся на успешные результаты. Я полагаю, что компьютерная программа Power Point является самым эффективным средством. Образовательный потенциал этого технического средства обучения стал хорошим подспорьем в осуществлении наглядной поддержки обучения на уроках русского языка.
ИКТ являются значимым инструментом, помогающим учителю в преподавании, позволяя ему облегчить объяснение и обеспечить понимание учащимися научных понятий. С целью глубже понять значение букв и звуков и увидеть взаимосвязь с окружающей средой, на уроке ученица Дилинур подготовила презентацию о «Твёрдых и мягких согласных» с интересным иллюстрационным материалом. Поработав над этим заданием у Дилинур появилась уверенность в себе, сформировались творческие способности и познавательная активность при выполнении проектных и исследовательских работах.
Применив аналогию Шульмана о «трех помощниках учителя», я попыталась понять  в какой области моего преподавания  произошли изменения и над чем мне необходимо будет работать в дальнейшем. Весь Первый этап обучения «Лицом к лицу» был направлен на изменения понимания своего преподавания. В результате я получила теоретические и методологические  знания о новых подходах в обучении. На практике я обрела практические навыки и способы работы, овладела новыми методами поощрения, оценивания, планирования уроков, стимулирования учеников. Анализируя я выявила для себя приоритеты в преподавании:
1. Знания. Что делать для устранения пробела между имеющимися знаниями и эталоном успешности. Чётко выявлять трудности и барьеры, умело находить пути решения.
2. Инициатива. Проявлять заботу об учениках, систематически обновлять формы создания коллаборативной среды вместе с учениками. С энтузиазмом заниматься  своим делом.
3. Самосовершенствование - как стратегия успешного обучения. Строить обучение так, чтобы ученики самостоятельно формулировали свои идеи."Многое в нашем поведении происходит благодаря саморегулированию поведения - это процесс, в котором обучающиеся самостоятельно активизируют и поддерживают познавательные модели и типы поведения, систематически ориентированные на достижение учебных целей". Б. Дж. Цеммерман.
В работе с детьми на уроках русского языка и литературы буду использовать разнообразные формы и методы работы, а также приемы ораторского мастерства; для практических занятий(урок закрепление) планирую подбирать материал повышенного уровня сложности и эвристического характера, способствующий развитию интеллектуальных и творческих способностей ученика. Буду выявлять талантливых и одарённых с целью продвижения их по лестнице проектных работ. Мне необходимо знать как использовать различные виды формативного оценивания, для этого я планирую изучать дополнительную литературу.
Завершая отчёт хочу сказать: учитель совершенствуется, совершенствуя своих учеников, обучение в моём понимании - процесс взаимодополняющий.