Статья Педагогические идеи Герберта Спенсера (по работе «Воспитание умственное, нравственное и физическое»).

УДК 37.013
С. А. Назимов

Педагогические идеи Герберта Спенсера (по работе «Воспитание умственное, нравственное и физическое»).

Аннотация: Данная статья посвящена рассмотрению педагогических идей Герберта Спенсера - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] философа – позитивиста  и социолога, одного из родоначальников эволюционизма, идеи которого пользовались большой популярностью в конце [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Ключевые слова: Спенсер, «Воспитание умственное, нравственное и физическое», критика классического образования, «естественный метод», воспитание, образование, нравственность, «теория и практика воспитания».

Вторую половину XIX века рассматривают как время быстрого и успешного промышленного развития Европы и США, завершения промышленной и научной революций, увеличения роли среднего класса в обществе, активизации колониальной экспансии [3, с. 59]. Сложившиеся условия выявили несостоятельность господствующей классической системы образования, полностью оторванной от реальной жизни. Одним из критиков классического образования выступил известный английский философ и ученый, представитель позитивизма Герберт Спенсер (1820–1903 гг.). Спенсер отмечает, что классическая система образования в значительной степени основана на механическом заучивании школьниками готовых истин и полностью лишено приобретения реального жизненного опыта. Ученый убежден, что образование должно нести практическую пользу, обеспечивая тем самым развитие индивидуальности каждого человека. Понимая непродолжительность человеческой жизни, Спенсер устанавливает критерии ценности знаний и классифицирует их по степени значимости для человека. К таким критериям относятся самосохранение индивида (напрямую и косвенно), воспитание и обучение потомства, поддержание социальных отношений, удовлетворение вкусов и чувств.
Для обеспечения личного самосохранения Спенсер предлагает изучать анатомию и физиологию. Для получения средств к существованию следует заниматься чтением, письмом, логикой, арифметикой, геометрией, механикой, физикой, химией, астрономией, геологией, биологией. Для продолжения рода следует изучать физиологию, психологию и педагогику, а для выполнения общественных обязанностей – естественную историю общества, которую Спенсер называет социологией. Для формирования эстетической культуры человека необходимы литература, искусство и музыка. Предметом, который «обнимает» все остальные предметы и составляет высшую точку воспитания, Спенсер называет «теорию и практику воспитания» [4, с. 125]. Самообучение в данном случае автор считает совершенно бесполезным в силу сложности предмета, а отсутствие особой подготовки не позволит родителям руководить нравственной стороной воспитания их детей.
Подходы к постановке и решению вопросов в сфере образования Спенсер определяет в рамках своих философских и научных взглядов (позитивизм и эволюционизм), сравнивая человеческое общество с живым организмом. Каждая социальная структура такого организма выполняет свою функцию, как каждый орган живого тела [3, с. 61]. Каждый новый эволюционный виток ведет к усложнению этой системы и ее элементов, помогающим людям приспособиться к их естественной и культурной среде [2, с. 91].
В 1857–1874 гг. Герберт Спенсер опубликовал три тома «Опыта научных, политических и философских». В 1862–1896 гг. выходит в печать десятитомная «Система аналитической философии», в которую в качестве составных частей вошли фундаментальные работы «Основные начала», «Основания биологии», «Основания психологии» и «Основания этики». Собрав воедино статьи, посвященные педагогическим проблемам, в 1861 г. Спенсер издает книгу «Воспитание умственное, нравственное и физическое», параллельно работая над своими главными философскими трудами. Перевод этой книги на русский язык можно связать с тем, что российская научная мысль XIX столетия находилась под влиянием позитивистской концепции Спенсера. Также популярность его идей в России совпала с развитием политической борьбы во второй половине XIX в., поэтому интерес к его учению был не только у научных деятелей, но и среди широкой публики. Вместе с трудами Спенсера по философии и социологии в Россию попали и труды по педагогике. Третье издание книги 1889 г., использованное в данной статье, было переведено на русский язык российской писательницей и переводчицей Е. А. Сысоевой в Санкт – Петербурге.
Структурно книга состоит из четырех глав. Первая глава «Каким знанием мы должны дорожить прежде всего?» посвящена вопросам важности науки в целом, которая, в свою очередь, помогает человеку сохранить жизнь и здоровье. Во второй главе под названием «Умственное воспитание» Спенсер говорит о важности саморазвития и умения формулировать и отстаивать свою точку зрения, а также дает рекомендации по преподаванию школьникам музыки, рисования, геометрии и ряда других предметов.  Главной наукой из тех, что имеют практическое значение для выполнения целей воспитания, он считает логику, которая является основой руководства в производстве и сбыте. Наука, обращенная к практике - самый надежный руководитель для самосохранения. В главе «Нравственное воспитание», рассмотрению которой мы уделили особое внимание, исключительную роль Спенсер отводит семье. Цель нравственного воспитания автор видит в умении человека управлять самим собой, а не быть управляемым. В завершающей четвертой главе «Физическое воспитание» Спенсер выдвигают идею о том, что физическим развитием мальчиков и девочек должна руководить природа, указания которой всегда верны. Для решения проблемы самосохранения необходимы рациональность в питании, одежде, физических упражнениях, играх, закаливании и отсутствии излишек.
Автор обращает внимание читателей на самые распространенные ошибки, которые совершают родители и учителя, а также предлагает свою концепцию нравственного воспитания юношей и девушек.
Помимо умения управлять собой, под нравственным воспитанием автор понимает и формирование полноценного гражданина, который в будущем станет опорой своей страны и сможет произвести на свет, а главное воспитать новое поколение.
Одной из самых распространенных ошибок в процессе воспитания Спенсер называет неумение родителей обращаться с детьми. Строгость и суровость учителей и родителей в Англии того времени при обращении с детьми воспринимается автором положительно. Излишняя строгость готовит юношей и девушек к трудностям взрослой жизни, а беспристрастие и нежность могут повлечь за собой усиление страданий детей при встрече с эгоистичным обществом [2, с. 91]. Подходы к нравственному воспитанию следует улучшать последовательно и поступательно.
Особое место автор уделяет вопросу влияния на детей так называемого «естественного метода», напрямую связанного с идеями позитивизма (основатель Огюст Конт), согласно которому единственным источником истинного, действительного знания становится [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] исследование. Немаловажную роль в применении этого метода сыграла теория Чарльза Дарвина о происхождении биологических видов путем естественного отбора (1859 г.), которая получила широкое распространение среди специалистов в области социальных наук, причем не только в Англии, но и в других странах [3, с. 59]. Суть «естественного метода» заключается в запоминании ребенком болевых ощущений, полученных при ударах, прикосновениях к горячим предметам, пламени или кипятку, не наносящих серьезного вреда здоровью. Подобные воспоминания сделают ребенка более осторожным, а после нескольких таких случаев он самостоятельно научится управлять своими движениями, не пренебрегая законами самосохранения. Спенсер утверждает, что в подобных случаях сама природа наглядным образом преподает ребенку настоящую теорию и настоящую практику нравственной дисциплины самым простым и действенным способом. «Наказания», полученные подобным образом – это «узда, без которой жизнь быстро бы разрушилась вследствие физических повреждений» [4, с. 136]. Они являются «строгой карой», которая совершается немедленно, безмолвно и неумолимо. Тем не менее, Спенсер не выступает за абсолютную замену родительского гнева на подобные «естественные наказания» природы, рекомендуя их сочетание в зависимости от сложившейся ситуации.
Применение «естественного метода» возможно и в межличностном отношении. Ребенок, который вел себя плохо, сталкивается с холодностью родителей, отстраняется ими от ласк и похвал. Такого рода лишения дети воспринимают как наказание. Данная система делает детей в значительно большей степени привязанными к родителям, чем при обычных условиях. Серьезные провинности (ложь, мелкие кражи), причина которых кроется в отчуждении ребенка в семье, будут проявляться значительно реже при ласковом обращении родителей к детям, которое поможет смягчить детские нравы.
Среди естественных реакций, которые оказывают влияние на ребенка, немаловажную роль играют осуждение или одобрение родителей, которые выступают «самым законным средством для руководства детских поступков». Важно учесть тот факт, что родителям крайне нежелательно как действовать под влиянием первой вспышки гнева, так и становиться пассивным орудием в подобных случаях, не впадая при этом в крайности: «не слишком горячитесь, но и  не будьте слабы; не сейчас прощайте, но и не сердитесь слишком долго. Многие матери запальчиво кричат на детей, осыпают их выговорами, а через минуту обращаются с ними, как ни в чем не бывало. Другие, напротив, дуются на детей по нескольку дней, те, мало-помалу, привыкнут обходиться без дружбы матери, и влияние ее незаметно ослабеет» [4, с. 164].
Применение приказаний в процессе нравственного воспитания также допустимы, но только в тех случаях, когда все прочие меры оказываются неэффективными. Если ситуация вынуждает родителей отдать приказания ребенку, то им следует соблюдать умеренность, обращать внимание на тон голоса, смысл фразы и манеру, с которой фраза произносится. Родительский приказ и его исполнение должны звучать для ребенка как «окончательный приговор», отклонение или неисполнение которого невозможно, при этом сам родитель должен детально продумать план своих действий. Изменение родителями принятого ими решения в подобных ситуациях позволяет детям «относиться к ним с неуважением, подает им пример несдержанности, поощряет их дурно вести себя, возбуждая в них надежду, что все им сойдет с рук безнаказанно; оно завязывает бесконечные ссоры с детьми, портит их характер и свой собственный; оно производит в их чувствах и мыслях полнейший хаос» [4, с. 166].
Тем не менее, благоразумный родитель всеми силами постарается избежать принудительных мер, если есть возможность разрешить ситуацию другими способами.
Главной целью дисциплины автор считает воспитание человека, которое сможет самостоятельно управлять своей жизнью.
Укрепление Англией своего авторитета как страны образцового политического устройства в Европе и спад чартизма повлиял и на принципы воспитания и образования школьников [3, с. 60]. Происходит переход от родительского деспотизма в руководстве семьей к необходимости самостоятельного изучения детьми хороших и плохих поступков. Смена исторических эпох воспринимается Спенсером положительно [1, с. 51]. Автор книги предлагает родителям представить историю управления семьей в виде миниатюры истории государства: «в первые годы пусть господствует неограниченная власть, так как она, действительно, необходима; мало-помалу, переходите к управлению конституционному, при котором признается уже, до известной степени, свобода подданных, а затем, постепенно расширяя свободу ваших детей, отрекитесь, наконец, совершенно от родительской власти» [4, с. 167].
Таким образом, под воспитанием нравственности Герберт Спенсер понимает тяжелейший труд, выпадающий на долю родителей. Им предстоит изучить природу человека и ее законы, которые неумолимо будут проявляться в их детях. Достижение положительных результатов в ходе воспитания могут потребовать от родителей немалой умственной и нравственной работы, умения быть искренним, терпеливым и сдержанным, научиться довольствоваться умеренными результатами воспитания, учитывая сложность и неоднородность самого понятия «нравственность». Самым главным положительным результатом нравственного воспитания Спенсер называет сформированность умения «вести семью», что в свою очередь, является одной из самой сложных обязанностей человека, а также способность человека управлять собой, а не быть управляемым.












































Библиографический список

1. Дорофеева Н. Н. Спенсер [Текст] / Н. Н. Дорофеева, А. Г. Шишкина. - М.: Амонашвилли; Моск. гор. пед. ун-т, 2004. - 221 с.

2. Корнетов Г. Б. Реформаторы образования в истории западной педагогики [Текст] : учебное пособие / Г. Б. Корнетов. – М.: АСОУ, 2007. – 460 с.

3. Соколов А. Б. Введение в историографию нового и новейшего времени стран Западной Европы и США [Текст]: учебное пособие / А. Б. Соколов. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2007. - 242 с.

4. Спенсер Г. Воспитание умственное, нравственное и физическое [Текст] / пер. с англ. Е.А. Сысоевой / Г. Спенсер. – СПБ ., 1889. - 227 с.


Назимов Сергей Алексеевич, аспирант I курса Исторического факультета ЯГПУ им. К. Д. Ушинского , email: sergei.nazimov91@mail.ru


















































Заголовок 315