«Создание условий для самореализации учащихся и развития их творческих способностей на уроках математики»

«Создание условий для самореализации учащихся
и развития их творческих способностей на уроках математики»
Масленникова С.А. КГУ «СОШ №9». Г. Семей.

Главный объект профессионально-педагогической деятельности учителя - ученик, а её предмет – формирование умений и навыков учащихся, соответствующих стандарту образования РК. Таким образом, организация учебного процесса и его реализация являются основными направлениями профессионально-педагогической деятельности учителя. Усвоение основ математики в век информатизации является одним из важнейших элементов обучения и воспитания учащихся. Ещё Аристотель говорил, что благо везде и всюду зависит от двух условий: правильного определения конечной цели всякого рода деятельности и выбора соответствующих средств и способов её достижения. Педагогические задачи многофункциональны, но основным содержанием педагогической деятельности учителя является конечный результат: дать ученику лишь набор знаний по предмету или стимулировать познавательную деятельность учащихся с помощью активных методов обучения, которые обеспечивают активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе усвоения учебного материала. Поэтому, свою работу строю на практической направленности, игровой деятельности творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы, использовании знаний и опыта обучающихся.
Творческая деятельность ученика зависит от наличия трех компонентов мышления:
высокого уровня сформированности элементарных мыслительных операций, анализа и синтеза, сравнения и анализа, классификации;
Высокого уровня активности и неординарности мышления, которые проявляются в различных вариантах решений и в выдвижении нестандартных идей;
Высокого уровня организованности мышления, которые проявляются в умении выделять существенное в явлениях и сознании собственных методов мышления.
В словаре Ожегова говорится: «творческий» - созидательный, самостоятельно создающий что-то новое, оригинальное.
Прогресс человечества неразрывно с творчеством, созданием нового, с возникновением идей, позволяющих взглянуть на, казалось бы, хорошо известные явления с неожиданных позиций. Теперь, в эпоху ускоренного научно-технического прогресса, особенно важно добиться того, чтобы как можно больше молодых людей поверили в свои способности, творческие силы и нашли для них достойное применение. Творчество является исключительно ёмким и широким понятием. Творческая жилка проявляется у всех по-разному и в различных направлениях. Одни находят обобщение ранее полученных результатов и, тем самым, расширяют поле их применения. Другие умеют найти совсем новые объекты для исследования. Третьи сильны в логическом совершен
·ствовании теории. Четвёртые ищут и находят решения глубоких прикладных проблем и открывают пути решения многочисленных вопросов в разнообразных областях знаний. Пятые подвергают математические понятия и направления исследований, так сказать, философскому анализу и затем объединяют различные ветви математической мысли воедино.
При решении вопроса о наличии или отсутствии творческого таланта у того или иного ученика обязательно следует принимать во внимание многообразие форм математического творчества и не пропустить ни одну из них.
Как учитель математики, я считаю, что обучение должно:
Создавать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях;
подводить учеников к противоречию и предлагаю им самим найти способы их разрешения
побуждать делать сравнения, обобщения;
система познавательных задач должна вести к формированию важнейших характеристик творческих способностей: беглость мысли, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
основываться на активном взаимодействии с субъектом обучения, с хорошо организованной обратной связью субъектов обучения, с двухсторонним обменом информацией между ними.
Создавать условия для проявления и развития индивидуальности, самобытности учащихся.
Большинство учащихся легко усваивают и применяют знания на репродуктивном уровне, который требует усвоения «готовых знаний». На этом уровне накапливаются знания для предстоящей деятельности. Накопив фонд знаний, школьники «перешагивают» к следующей ступеньке – конструктивному уровню. Большинство школьных тем требуют усвоения именно на этом уровне. Поэтому, в процессе обучения должны тесно взаимодействовать репродуктивная и продуктивная мыслительная деятельность. С этой целью я на уроках математики применяю и использую:
1.Методы обучения - проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, развивающее обучение, интерактивное обучение, игровые технологии, технология визуализации и учебной информации.
2.Ведущий принцип - «выращивание»
3.Ведущий тип деятельности, осваиваемый учеником - продуктивный, творческий, проблемный.
4 «Формулу» обучения - проблемная деятельность- рефлексия - знания.
5.Способы усвоения - поисковая, мыслительная деятельность, рефлексия.
6.Функцию учителя - организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой ученика.
7.Позицию ученика - активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие поисковой работы учащегося.