Разработка метапредметного урока по теме Образование причастий. Действительные и страдательные причастия 6 класс

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»







Разработка открытого метапредметного урока русского языка в 6 классе с использованием интерактивной доски Тема: Образование причастий. Действительные и страдательные причастия


учитель русского языка и литературы

МКОУ СОШ №7

Абдулкеримова Шатотай Айполатовна















2015 год

Название: «Ты в ответе за тех, кого приручил» Тип урока по цели: урок обобщающего повторения по теме «Образование причастий. Действительные и страдательные причастия». Цели урока:
метапредметная: формирование понимания и владения социальными понятиями «милосердие», «доброта», «забота».
обучающая: повторение и закрепление орфографических и пунктуационных навыков, полученных при изучении темы "Причастие".
развивающая: развитие умения находить в тексте причастия и причастные обороты; умение различать написание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени; развитие умения правильного использования причастий и причастных оборотов в тексте.
воспитательная: воспитать внимание к грамматическим формам слова; привлечь внимание школьников к проблеме милосердного и доброго отношения к животным; воспитание у детей милосердного и ответственного отношения к животным, предупреждения и борьбы с жестоким отношением к ним; забота о домашних животных, оставшихся без хозяев.
коммуникативная: развитие внимания, памяти, наблюдательности, фантазии и творческого воображения учащихся. 
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор, раздаточный материал. Ход урока:
1. Начало урока. Объявление задач урока и порядка его проведения. Слово учителя: - Доброе утро, ребята! Доброе утро, уважаемые гости! Я не просто так повторяю эти слова – доброе утро! Я хочу, чтобы вы получили от меня соответствующий настрой для нашего необычного урока. Тема нашего урока – обычная – «Образование причастий. Действительные и страдательные причастия». Но разговор на уроке будет об особых качествах человеческой души – доброте, милосердии, заботе. 2) Лексико-орфографическая работа. Мы с вами совместим тему образовательную и социальную. Часто мы говорим о взаимоотношениях людей, но сегодня давайте применим перечисленные слова по отношению к животным. Готовясь к этому уроку, я совершенно случайно наткнулась в Интернете на одно стихотворение. Возможно, оно вам знакомо. Она передвигалась еле-еле,  И как ещё душа держалась в теле?  Хозяин, чтоб от мук освободить,  Решил свою собаку утопить.  С большим трудом старушка в лодку села  И преданно ему в глаза глядела. Булыжник в сетке за бортом висел, А он петлю на шею ей надел. Хозяин помнил, как она, бывало, За палкой в воду радостно ныряла,  И вот сейчас, как бы играя с ней,  Он бросил палку, дав команду ей. На миг она о старости забыла, И бросилась за борт, что было силы,  Но лодка неожиданно в тот миг  Перевернулась под истошный крик.  Хозяин стал тонуть в шуге весенней,  Хоть было и не сильное теченье,  Но судорогой тело всё свело,  А тут ещё воронка, как назло. Собака, чья петля в одну минуту  Каким-то соскользнула с шеи чудом,  Отважно тявкнув, ринулась нырять  И своего хозяина спасать.  На берегу вдвоём они лежали  И на ветру от холода дрожали, А после, отдышавшись кое-как,  Он нёс свою собаку на руках.  С пословицей «Не рой другому яму»  Ухаживал за ней до смерти самой.  И как-то раз нашёл её в кустах  С застывшей благодарностью в глазах (Источник – Интернет, автор неизвестен) Я думаю, что это стихотворение никого не оставило равнодушным.  Милосердие. Это, пожалуй, не чувство, а состояние души. Милосердие нельзя проявить "сейчас" и тут же забыть об этом. Иначе это уже не милосердие. То, что заставляет человека проявлять милосердие, должно быть мило сердцу его, идти из глубины его души, осознаваться разумом и ничего не требовать взамен. И давайте сейчас проведём лексико-орфографическую работу, выясним, что обозначают эти слова – милосердие, доброта, забота. Являются ли они синонимами? Выясним их правописание. Проверим по статьям толкового словаря. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова  Толковый словарь русского языка (онлайн версия). ДОБРОТА
·, -ы, ж. 1. см. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. 2. Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Полон доброты кто-н. ЗАБО
·ТА, -ы, ж. 1. Беспокойство, беспокойное, обременительное дело. Жить без забот. Много забот у кого-н. Заботы по хозяйству. 2. Мысль или деятельность, направленная к благополучию кого-чего-н. З. о человеке. 3. Внимание, попечение, уход. Окружить кого-н. заботой. МИЛОСЕ
·РДИЕ, -я, ср. Готовность помочь кому-н. или простить кого-н. из сострадания, человеколюбия. Проявить м. Взывать к чьему-н. милосердию. Общество «М.». Действовать без милосердия (жестоко). - Почему мы говорим об отношении к животным? Милосердное отношение к природе, доброе отношение к животным является неотъемлемой частью христианской этики. Невозможно разрушать окружающую нас природу и любить человека. Мы с вами правильно определили значение слов. 3) Повторение и обобщение теоретического материала по теме. Давайте теперь перейдём к нашей образовательной теме, вспомним, какие причастия вы знаете по значению. (Действительные, страдательные). Чем они отличаются друг от друга? Как образуются?
-Причастия настоящего времени образуются от основ настоящего времени. Для того чтобы выделить эту основу, необходимо отбросить личное окончание глагола в настоящем времени: а) действительные причастия: решать (I спряжение): реша-ют  реша- + -ющ- + -ий (решающий);  строить (II спряжение): стро-ят  стро- + -ящ- + -ий (строящий); б) страдательные причастия: решать (I спряжение): реша-ют  реша- + -ем- + -ый (решаемый); строить (II спряжение): стро-ят  стро- + -им- + -ый (строимый). Причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива (или основы прошедшего времени): а) действительные причастия: решать (основа на гласную): реша-ть  реша- + -вш- + -ий (решавший); нести (основа на согласную): нес-ти  нес- + -ш- + -ий (нёсший); б) страдательные причастия: написать (основа не на -ить): написа-ть  написа- + -нн- + -ый (написанный); построить (основа на -ить): постро/и-ть  постро- + -енн- + -ый (построенный); взять: взя-ть  взя- + -т- + -ый (взятый). - Я попрошу вас с помощью ИД распределить суффиксы причастий на определённые группы. (ИД лист 1) 4) Синтаксическая пятиминутка.
Вы испытываете жалость, когда видите бездомного маленького котенка, мокнущего под проливным дождем, а милосердие –  это когда этот котенок, чисто вымытый и накормленный, нежится у вас на коленях.
- Прочтите со знаками препинания
- Найдите причастие, определите границы причастного оборота
- Запишите его, объясните постановку знаков препинания  5) Работа с текстом. Прочитайте текст. Определите его тему, стиль речи, озаглавьте текст. - Милосердие – это готовность помочь или простить кого-то из сострадания или соображений гуманности. Актом милосердия может быть подаяние милостыни нищему. Приютить бездомного котенка – это тоже означает проявить милосердие. Текст: Всюду в России очень много бездомных животных Большинство людей проходит ежедневно мимо множества несчастных брошенных существ, не замечая даже их присутствия и воспринимая их как неприятную данность бытия. Проходят мимо попавших в беду и даже не пытаются что-то сделать, чем-то помочь. Даже, если где-то недалеко истекает кровью сбитый машиной щенок, или отчаянно мяукает от голода и страха выброшенный кем-то крошечный котенок. Вспомните, сколько раз вы проходили мимо подвала вашего дома, в котором умирают от голода замурованные заживо кошки, спешили пробежать мимо мальчишек, которые пинают бездомную собаку? Люди спешат по своим делам и ничего не замечают вокруг, оставаясь безучастными к страданиям бессловесных тварей. А ведь поспешить на помощь попавшему в беду - естественный для любого нормального человека поступок. Способов ведь на самом деле множество, главное - не остаться равнодушным. (Интернет) - Выполните задания к тексту: найдите причастия, выпишите их, обозначьте суффиксы и тип причастия. 6) Физминутка. 7) Работа над образованием причастий. Образуйте все возможные причастия от следующих глаголов, предварительно определив вид, переходность и спряжение глагола. (ИД лист 2) Жалеть, сочувствовать, ранить, предавать, радоваться. Жалеть – жалеющий, жалевший. Сочувствовать – сочувствующий, сочувствовавший. Ранить – ранивший, раненный (в руку), ранимый. Предавать – предающий, предавший, преданный. Радоваться – радующийся, радовавшийся. 8) Проверочная работа по теме (аудио-тест). Обозначить правильные ответы и произвести проверку. 9) Заключительное слово учителя. Вас когда-нибудь предавали? Вопрос риторический, ответов на него - бурных, эмоциональных - увы, множество. Да-да, конечно - еще в детстве, когда детская жестокость выплескивалась на вас: но вы взрослели, закалялись, становились умнее и осторожнее. Вас опять предавали, и хотя боль от предательства остра, вас уже нельзя было застать врасплох. И так - год за годом - вы научились обходить опасные места, коварных и лживых людей, сложные ситуации. Всего этого не умеют братья наши меньшие. За тысячелетия человек, возомнивший себя венцом творенья, сумел внушить собачье-кошачьему населению планеты, что цель существования этих созданий Божьих - служить человеку, жить рядом с ним и во имя его. И - предал Нет-нет, мы далеки от того, чтобы зачислить поголовно весь род человеческий в предатели и мерзавцы, но масштабы бедствия таковы, что кричать “КАРАУЛ!” надо бы, да уже поздно! Человеческая безответственность по отношению к тем, кого мы приручили, вселяет ужас и отвращение. Какая распространенная ситуация - летом, на даче подобрали котеночка или щеночка, но лето кончилось, и с ним улетучилась трогательная привязанность вчерашних кормильцев к своему питомцу! Несчастное животное околевает от голода и холода перед наглухо закрытой дверью еще вчера гостеприимного дома, а умилявшиеся на зверюшку взрослые люди не помнят о том, кого приручили. Стоит ли удивляться, что их дети, невольные подельники ситуации, вылетев из родного гнезда, начисто забудут его адрес. И поделом! Преданное четверолапое существо будет стремиться вновь и вновь к человеку, раз за разом попадая ситуацию отверженного, если выживет, конечно, в ту первую зиму после предательстваИ только, если очень повезет, ему встретится среди череды нелюдей - настоящий Человек, который, простите вольную цитату, ” в ответе за тех, кого приручил”! Мы - люди, и уж если так суждено, что эта Планета со всеми на ней живущими - заложник наших деяний, не творите зла, ведь все - бумеранг, и вернется сторицей Чего искренне желаем всем и каждому: ваша доброта приумножится, но и жестокость обрушится на жестоких и - равнодушных. 10) Рефлексия. Подведение итогов урока. Оценки. В наше сложное время милосердие нужно многим из нас. К сожалению, в наши дни популярно мнение, что милосердие изгнано из наших сердец. Но, быть может, именно сейчас нам следует вернуться к этому чувству? 11) Домашнее задание: написать мини-сочинение на тему «Ты в ответе за тех, кого приручил»

15