Открытый урок для интерактивной доски Алгоритмы и исполнители


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 50»



Открытый урок
по информатике в 6 классе
«Алгоритмы и исполнители»




Учитель информатики
Жукова Лариса Ивановна




Курск











Урок информатики в 6 классе
по теме «Алгоритмы и исполнители».

Цель урока: Совершенствовать знания по теме «Алгоритмы и исполнители».
Задачи урока:
Общеобразовательные:
повторить понятия алгоритма, его исполнителей;
повторить формы записи алгоритмов;
закрепить понятия блок-схемы и алгоритмических структур (линейной, разветвляющейся, циклической);
показать применение алгоритмов в жизни;
закрепить эти понятия при решении задач;
стимулирование интереса обучающихся к изучаемым на уроках темам и предмету «Информатика» в целом;
отработать навыки построения алгоритмов с использованием ПК на примере русских пословиц и поговорок.
Развивающие:
развитие умения применять полученные знания при решении задач;
развитие умения планировать последовательность действий для достижения поставленной цели;
развитие умения «видеть алгоритм» и составлять блок-схемы;
развитие познавательного интереса к предмету через использование дополнительных сведений об Аль-Хорезми;
развитие алгоритмического и логического мышления учащихся;
развитие творческих способностей при работе с интерактивной доской;
развитие памяти, внимания;
развитие творческой активности учащихся, самостоятельности, аккуратности.
Воспитательные:
воспитание мотивации к учению и положительного отношения к знаниям;
развитие навыков сознательного и рационального использования современных средств обучения.
Межпредметные связи: математика, история, литература.
Оборудование: компьютерный класс, оснащенный современной техникой с лицензированным программным обеспечением, установлена ОС Windows XP и пакет Microsoft Office, интерактивная доска Hitachi StarBoard, мультимедийные презентации, музыкальное оформление.
Тип урока: Контроль знаний по теме «Алгоритмы и исполнители»
Методы:
Репродуктивный
Наглядный
Иллюстративный
Проблемно-поисковый
Практический
Приемы устного опроса, оценивания, повторения пройденного, повышения интереса к учебному материалу.
Этапы урока:
Постановка цели.
Повторение и закрепление знаний, используя возможности интерактивной доски.
Релаксирующая пауза.
Проверочный тест по теме «Алгоритмы и исполнители»
Выполнение практической работы на ПК.
Итог урока. Выставление оценок. Рефлексия.
Ход урока
Актуализация знаний
На экран выведен ребус для разминки:

Ответ: Алгоритм

Каждый человек в повседневной жизни, во время учебы или на работе решает огромное количество задач самой разной сложности. Некоторые задачи просты и привычны, мы решаем их, не задумываясь (собраться в школу, закрыть дверь на ключ, перейти улицу.). Другие задачи, так трудны, что требуется длительный срок для поиска решения и достижения поставленной цели. Решение даже самой простой задачи обычно осуществляется за несколько последовательных шагов.
Сегодня поговорим о разнообразных событиях - привычных и сложных, но имеющих нечто общее.
Рассмотрим ряд задач:
Назовите последовательность действий заваривания чая;
распланировать свой день;
испечь торт;
как добраться до пункта назначения, если известен маршрут;
решить задачу на компьютере;
тронуться с места на автомобиле (велосипеде);
В кулинарных книгах собраны рецепты приготовления разных блюд.
Любой прибор, купленный в магазине, снабжается инструкцией по его использованию.
Каждый шофер должен знать правила дорожного движения
Что важно при решении этих задач, с чего начинается решение?
Да, порядок выполнения отдельных действий, приводящий к поставленной цели. Следовательно, чтобы решить задачу, сначала ее необходимо алгоритмизировать.
Итак, определена тема урока: «Алгоритмы и исполнители».
Повторение и закрепление знаний, используя возможности
интерактивной доски.
Умение выделять алгоритмическую суть явления и строить алгоритмы очень важно для человека любой профессии.
Приходилось ли вам сталкиваться с понятием «Алгоритм»? если да, то где?
Попытайтесь дать свое определение понятия «Алгоритм».
Алгоритмическое мышление – искусство размышлять, умение планировать свои действия, способность предусматривать различные обстоятельства и поступать соответственно с ними.
Понятие алгоритма ценно не только практическим использованием, оно имеет важное общеобразовательное и мировоззренческое значение. Навыки алгоритмического мышления способствуют формированию особого стиля культуры человека, составляющими которого являются:
целеустремленность и сосредоточенность;
объективность и точность;
логичность и последовательность в планировании и выполнении своих действий;
умение четко и лаконично выражать свои мысли;
правильно ставить задачу и находить окончательные пути ее решения;
быстро ориентироваться в стремительном потоке информации;
О происхождении слова "АЛГОРИТМ" (Презентация, подготовленная учеником)

Появление алгоритмов связывают с зарождением математики. Более 1000 лет назад (в 825 году) ученый из города Хорезма Абдулла (или Абу Джафар) Мухаммед бен Муса аль-Хорезми ( в переводе с арабского это означает "Мухаммед, сын Мусы из Хозерма") создал книгу по математике, в которой описал способы выполнения арифметических действий над многозначными числами. Само слово алгоритм возникло в Европе после перевода на латынь книги этого математика.
Ал-Хозерми жил и творил в IX веке. Он стремился к тому, чтобы сформулированные им правила были понятны для всех грамотных людей. Достичь этого в IX веке, когда еще не была разработана математическая символика, было очень трудно. Но Ал-Хозерми удалось выработать в своих трудах стиль четкого, строгого словесного предписания, который не давал читателю никакой возможности уклониться от предписанного или пропустить какие-нибудь действия.
В латинском переводе книги Ал-Хозерми правила начинались словами "Алгоризми сказал". С течением времени люди забыли, что Алгоризми - это автор правил, и стали сами эти правила называть алгоритмами.
С течением времени это слово приобрело более широкий смысл и стало обозначать любые точные правила действий.
В настоящее время слово "АЛГОРИТМ" является одним из важнейших понятий науки информатики.
Процесс разработки алгоритма (плана действий) для решения задачи называется алгоритмизация.
Мы постоянно сталкиваемся с этими понятиями в различных сферах деятельности. (Задается вопрос учащимся.)
Таким образом, понятие алгоритм возникло много раньше появления компьютеров. В то же время можно смело утверждать, что алгоритмы и алгоритмические процессы неотделимы от нашей жизни.

Определение алгоритма.
Алгоритм – система точных и понятных предписаний (команд, инструкций, директив) о содержании и последовательности выполнения конечного числа действий, необходимых для решения любой задачи данного типа. Как всякий объект, алгоритм имеет название (имя). Также алгоритм имеет начало и конец.
Если вы внимательно оглянитесь вокруг, то обнаружите множество алгоритмов которые мы с вами постоянно выполняем. Мир алгоритмов очень разнообразен. Несмотря на это, удается выделить общие свойства, которыми обладает любой алгоритм.
Однозначно понимаемая последовательность действий приводящих к решению поставленной задачи за конечное время, называется АЛГОРИТМОМ.
Понятие алгоритма в информатике является фундаментальным, т. е. таким, которое не определяется через другие, более простые понятия.
Исполнитель алгоритмов.
Задача составления алгоритма не имеет смысла, если не известны или не учитываются возможности его исполнителя, ведь выполнимость алгоритма зависит от того, какие действия может совершить исполнитель (СКИ – система команд исполнителя).
Например, прочесть алгоритм решения уравнения сможет и первоклассник, а выполнить его, конечно же, нет.
С другой стороны, малыш трех лет не сможет прочесть правила (алгоритм) поведения за столом во время еды, но выполнить их сможет, если ему о них рассказать и показать, что они обозначают.
Команда алгоритма правильна, если исполнитель ее понял и умеет выполнить.
Кто может являться исполнителем алгоритмов?
В качестве исполнителя алгоритмов можно рассматривать человека, любые технические устройства, среди которых особое место занимает компьютер. Компьютер может выполнять только точно определенные операции, в отличии от человека, получившего команду: «Купи чего-нибудь вкусненького» и имеющего возможность сориентироваться в ситуации.
Разрабатывать алгоритмы может только человек. Исполняют алгоритмы люди и всевозможные устройства – компьютеры, роботы, станки, спутники, сложная бытовая техника и даже некоторые детские игрушки.
Чтобы составить алгоритм, необходимо знать способы описания алгоритма:

Работа с интерактивной доской: учащиеся вычерчивают на доске элементы блок-схемы, используя опцию Инструменты-Фигура-Цвет.
Блок-схема алгоритма.
В зависимости от порядка выполнения команд можно выделить три типа алгоритмов:

1. Линейный алгоритм (описание действий, которые выполняются однократно в заданном порядке);
2. Разветвляющий алгоритм (алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий);
3. Циклический алгоритм (описание действий, которые должны повторятся указанное число раз или пока не выполнено задание).
Остановимся подробнее на каждом из типов.
Линейный алгоритм
ЛИНЕЙНЫЙ АЛГОРИТМ - действия выполняются друг за другом не зависимо ни от каких обстоятельств. Приводятся примеры учащимися (Посадка дерева, заварка чая)
Линейный (последовательный) алгоритм – описание действий, которые выполняются однократно в заданном порядке.
Алгоритм с ветвлением в полной форме
Чтобы определить вид алгоритмической структуры, которую мы будем изучать на уроке, необходимо отгадать ребус:

Ответ: вЕТ вЛЕ НиЕ
В зависимости от того, выполняется или нет условие в точке ветвления, происходит выбор направления перехода к следующему элементу. Такой тип алгоритма называется ВЕТВЯЩИЙСЯ (определение записать в тетради, прочитать несколько раз).
Разветвляющийся – алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий.
Работа с интерактивной доской: На предложенном шаблоне структуры ветвления полной формы дописать нужные слова.
Условие – выражение, находящееся между словом «если» и словом «то» и принимающее значение «истина» (ветвь «да») или «ложь» (ветвь «нет»). Возможна полная и неполная форма ветвления.. Картина Васнецова. Русский витязь.

Алгоритм с ветвлением в неполной форме

Работа с интерактивной доской: На предложенном шаблоне структуры ветвления сокращенной формы дочертить стрелки.


Пример алгоритма с ветвлением. Вскипяти воду.




Алгоритм с повторением (циклический алгоритм)
ЦИКЛИЧЕСКИЙ АЛГОРИТМ - некоторые действия повторяются многократно, пока выполняется условие, стоящее в точке ветвления. Если условие принимает значение ложь, происходит выход из цикла.  
Всем известна история о Томе Сойере, которого тётушка Полли заставила красить забор. За время утомительной работы, Том неоднократно интересовался: «До каких пор мне красить?». Тётя Полли отвечала: «ПОКА забор не кончится!»
Работа с интерактивной доской: На предложенном шаблоне структуры повторения дописать нужные слова.
Циклический – описание действий или группы действий, которые должны повторяться указанное число раз или пока не выполнено заданное условие. Совокупность повторяющихся действий – тело цикла.
Примеры алгоритмов на интерактивной доске:
Работа с интерактивной доской:
Разбери фасоль из мешка. Белую фасоль – в большую корзину, остальную – в                              маленькую. (дорисовать блок-схему)
Попади на представление в цирке. Двое учащихся (для удобства) на доске «собирают» блок-схему из отдельных деталей.





Тем временем, учащиеся решают в рабочих тетрадях (Л.Босова – 6 класс) № 32 стр. 100.
Проверка решенной задачи № 32 на интерактивной доске.




Раскрасить крыши домов по указанному алгоритму.
Применение блок-схем в русских пословицах и поговорках.
Разгадать русские пословицы и поговорки по предложенным блок-схемам.

Релаксирующая пауза. (звучит музыка)
1. Сядьте поудобнее, свободно откинувшись на спинку стула. В течение одной-двух минут просто подышите медленно и глубоко. Можете даже закрыть глаза, если вам так больше нравится. Посчитайте до трех (пяти), когда делаете вдох, и до пяти (семи), когда выдыхаете. Затрата большего времени на выдох создает мягкий успокаивающий эффект. Представьте, что, когда вы наслаждаетесь этим глубоким, неторопливым дыханием, все неприятности, раздражение, беспокойство постепенно улетучиваются.
Вам хочется потянуться? Не сдерживайте это естественное желание. Потянитесь с наслаждением, отведя согнутые руки в стороны, стараясь соединить лопатки.
Положив на затылок ладони, сначала наклоните голову вперед, помогая этому движению, затем назад, оказывая ладонями сопротивление. Соедините пальцы в замок и вытяните руки максимально вперед, вывернув кисти.
2. Теперь займемся глазами. Во-первых, не забывайте почаще давать глазам возможность отдохнуть. Переведите взгляд вдаль, посмотрите в окно, на зелень деревьев, на небо, «выйдите» на мгновение под холодный дождик или в снежную вьюгу.
Чаще, как можно чаще моргайте глазами, эта элементарная мера позволит глазам отдохнуть без «отрыва от производства». Крепко зажмурьте глаза на 35 секунд. Откройте. Повторите несколько раз.
Потом снова закройте глаза и выполняйте круговые движения глазными яблоками вправо и влево.
Следующее упражнение улучшит кровоснабжение в глазах и расслабит уставшие глазные мышцы. Сидите спокойно, откинувшись на спинку стула (желательно, чтобы в поле зрения не было ярких источников света). Закройте глаза и расслабьте веки. Можно мысленно погладить глаза теплыми пальцами. Почувствуйте, как глазные яблоки совершенно пассивно лежат в глазницах. Лицо и тело тоже расслаблены, это даст дополнительный отдых. Посидите так одну-две минуты, потом мягко надавите на закрытые глаза подушечками пальцев в течение десяти секунд два-три раза. 3. А что делать, если устают руки? Гимнастика для рук жизненно необходима всем, кто много пишет, печатает, и т. п., чьи кисти и пальцы находятся в постоянном напряжении. Известно, что пальцы рук теснейшим образом связаны с головным мозгом. Уделив несколько минут в день специальным упражнениям для пальцев, вы сможете существенно повысить свою работоспособность. Начните с расслабляющего упражнения. Опустите руки вниз и несколько раз встряхните кистями так, будто вы пытаетесь сбросить с кончиков пальцев капли воды. Затем хорошенько разотрите каждый палец, особое внимание, уделяя суставам. Если у вас совсем уж мало времени, можно ограничиться общим растиранием кистей.
Проверочный тест по теме «Алгоритмы и исполнители»
(включен таймер обратного отсчёта времени на 10 мин на интерактивной доске)
(тест из УМК Уроки информатики в 5-7 классах Л. Босова, А. Босова)
Ф. И. ________________________ класс______

Тест: «Алгоритмы и исполнители»
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Критерии оценки:
6 - 7 баллов удовлетворительно;
8 - 11 баллов хорошо;
12 баллов отлично.



Вариант 1.

1. Закончите предложение: «Алгоритмом называется »
нумерованный список
маркированный список
система команд исполнителя
конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату

2. Что можно считать алгоритмом?
Правила техники безопасности
Список класса
Кулинарный рецепт
Перечень обязанностей дежурного по классу

3. Закончите предложение: «Блок-схема – форма записи алгоритма, при которой для обозначения различных шагов алгоритма используются »
рисунки
списки
геометрические фигуры
формулы

4. Закончите предложение: «Геометрическая фигура используется в блок-схемах для обозначения »
начала или конца алгоритма
ввода или вывода
принятия решения
выполнения действия

5. Закончите предложение: «Геометрическая фигура используется в блок-схемах для обозначения »
начала или конца алгоритма
ввода или вывода
принятия решения
выполнения действия

6. Отметьте галочкой истинные высказывания:
Человек разрабатывает алгоритмы.
Компьютер разрабатывает алгоритмы.
Исполнитель разрабатывает алгоритмы.
Человек управляет работой других исполнителей по выполнению алгоритмов.
Компьютер управляет работой связанных с ним технических устройств по выполнению алгоритмов.
Исполнитель управляет работой связанных с ним технических устройств по выполнению алгоритмов.
Человек исполняет алгоритмы.
Компьютер сам выполняет алгоритмы (программы).
Исполнитель четко и безошибочно выполняет алгоритмы, составленные из команд, входящих в его СКИ.

7. Закончите предложение: «Алгоритм, в котором команды выполняются в порядке их записи, то есть последовательно друг за другом, называется »
линейным
ветвлением
циклическим







Вариант 2.

1. Закончите предложение: «Алгоритмом называется »
нумерованный список
конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату
блок-схема
система команд исполнителя

2. Что можно считать алгоритмом?
Правила организации рабочего места
Телефонный справочник
Схема метро
Инструкция по пользованию телефонным аппаратом

3. Закончите предложение: «Графическое представление алгоритма для исполнителя называется »
рисунком
планом
геометрической фигурой
блок-схемой

4. Закончите предложение: «Геометрическая фигура используется в блок-схемах для обозначения »
начала или конца алгоритма
ввода или вывода
принятия решения
выполнения действия

5. Закончите предложение: «Геометрическая фигура используется в блок-схемах для обозначения »
начала или конца алгоритма
ввода или вывода
принятия решения
выполнения действия

6. Отметьте галочкой истинные высказывания:

Человек исполняет алгоритмы.
Компьютер сам выполняет алгоритмы (программы).
Исполнитель четко и безошибочно выполняет алгоритмы, составленные из команд, входящих в его СКИ.
Человек управляет работой других исполнителей по выполнению алгоритмов.
Компьютер управляет работой связанных с ним технических устройств по выполнению алгоритмов.
Исполнитель управляет работой связанных с ним технических устройств по выполнению алгоритмов.
Человек разрабатывает алгоритмы.
Компьютер разрабатывает алгоритмы.
Исполнитель разрабатывает алгоритмы.

7. Закончите предложение: «Алгоритм, в котором некоторая группа команд выполняются многократно, пока соблюдается некоторое заранее установленное условие, называется »

линейным
ветвлением
циклическим



Выполнение практической работы на ПК.
Текстовый процессор Word из офисного пакета Microsoft Office позволяет создавать блок-схемы для графического описания алгоритмов.
При выполнение практической работы закрепить следующие навыки:
Выбор графических объектов
Действия над объектами (перемещение, изменение размера)
Копирование объектов
Удаление объектов
Использование объекта «надпись»
__________________________________________________________________________________
Практическое задание.
В текстовом процессоре Microsoft Word 2007 (команда Вставка - Фигуры) вычертить блок-схему русской пословицы
Не начавши – думай, а начавши – делай.

Сохраните документ в папке 6 А под своей фамилией.
___________________________________________________________________________________

Практическое задание.
В текстовом процессоре Microsoft Word 2007 (команда Вставка - Фигуры) вычертить блок-схему русской пословицы
Куй железо, пока горячо.

Сохраните документ в папке 6 А под своей фамилией.


Практическое задание.
В текстовом процессоре Microsoft Word 2007 (команда Вставка - Фигуры) вычертить блок-схему русской пословицы
Готовь сани летом, а телегу - зимой.

Сохраните документ в папке 6 А под своей фамилией.
______________________________________________________________________________________
Практическое задание.
В текстовом процессоре Microsoft Word 2007 (команда Вставка - Фигуры) вычертить блок-схему русской пословицы
Без терпенья нет уменья.

Сохраните документ в папке 6 А под своей фамилией.


Практическое задание.
В текстовом процессоре Microsoft Word 2007 (команда Вставка - Фигуры) вычертить блок-схему русской пословицы
Без отдыха и конь не скачет.

Сохраните документ в папке 6 А под своей фамилией.




Практическое задание.
В текстовом процессоре Microsoft Word 2007 (команда Вставка - Фигуры) вычертить блок-схему русской пословицы
Любишь кататься, люби и саночки возить.

Сохраните документ в папке 6 А под своей фамилией.


Практическое задание.
В текстовом процессоре Microsoft Word 2007 (команда Вставка - Фигуры) вычертить блок-схему русской пословицы
С грамотой вскачь, без грамоты хоть плачь.
Сохраните документ в папке 6 А под своей фамилией.


Практическое задание.
В текстовом процессоре Microsoft Word 2007 (команда Вставка - Фигуры) вычертить блок-схему русской пословицы
Без друга в жизни туго.

Сохраните документ в папке 6 А под своей фамилией.



Практическое задание.
В текстовом процессоре Microsoft Word 2007 (команда Вставка - Фигуры) вычертить блок-схему русской пословицы
Ученье без уменья не польза, а беда.
Сохраните документ в папке 6 А под своей фамилией.


Практическое задание.
В текстовом процессоре Microsoft Word 2007 (команда Вставка - Фигуры) вычертить блок-схему русской пословицы
Друг научит, а недруг проучит.
Сохраните документ в папке 6 А под своей фамилией.
___________________________________________________________________________________
Итог урока. Выставление оценок. Рефлексия.
Осмысление и анализ изученного материала и практического задания. Выставление оценок.
Учащиеся рисуют на интерактивной доске своё отношение к уроку, своё настроение в виде смайликов и других фигурок.
Используемая литература:
Учебник «Информатика» 6 класс Л. Босова
Уроки информатики в 5-7 классах Л. Босова, А. Босова
Рабочая тетрадь 6 класс . Л. Босова
Государственный стандарт общего образования по дисциплине «Информатика и ИКТ»
В помощь преподавателю «Информатика» тесты (базовый уровень)
Газета «Информатика» ИД «Первое сентября»      [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Издательство «Бином. Лаборатория знаний»         [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Рисунок 1