Исследовательская работа ученицы 4 класса на тему «Исследование загруженности учащихся начальных классов домашними заданиями»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Элисенваарская средняя общеобразовательная школа»




















Выполнила ученица 4 класса
Захарова Виктория
под руководством учителя
Чернопазовой Елены Николаевны








2013 год
Содержание
Вступление
Интервью с завучем школы Орловой Ириной Викторовной
Методика и материал исследования

Выводы

Общие рекомендации к самоподготовке и памятки для учащихся
Памятка для родителей

Рекомендации для учителя

Заключение
















Вступление
Домашняя учебная работа - это самостоятельное выполнение школьниками заданий учителя после уроков. Для домашней работы характерно отсутствие непосредственной помощи и руководства учителя. Приготовление домашних заданий является одним из видов самостоятельной деятельности. Режим дня школьника напрямую зависит от учебной нагрузки. А поскольку учебная нагрузка в школе разная, то среди учеников все чаще встречаются такие, у которых исчезает интерес к учебе.
Учебно-воспитательный процесс в школе совершается с учетом возрастных возможностей детей. Содержание, методы и темпы обучения детей в школе не должны вызывать перегрузку.
За последние годы органами и учреждениями образования осуществлена значительная работа по перестройке процесса обучения детей и подростков: учебный материал излагается теперь на более высоком уровне трудности, ускорился темп обучения, внедрены технические средства. Изменения в учебно-воспитательном процессе способствовали интенсификации умственной деятельности учащихся, а, следовательно, увеличилась нагрузка на учащихся. В то же время правильно организованное обучение способствует благоприятному росту и развитию учащихся.
Поэтому я решила изучить влияние учебной нагрузки на учеников нашей начальной школы.
Ученикам предлагались анкеты, направленные на выявление их отношения к выполнению домашнего задания и его дозированию, на выявление отношения к домашней работе и на самостоятельность выполнений домашних заданий. Данные обрабатывались и составлялись таблицы.


Цель работы – выявить уровень загруженности учащихся начальных классов домашними заданиями и предложить пути снятия перегрузки, если она обнаружится
Задачи:
рассмотреть требования к домашнему заданию
выявить соответствие объема учебной нагрузки возрастным возможностям школьника
выявить, соответствует ли время, реально затрачиваемое на выполнение домашнего задания, санитарным нормам
выявить отношение школьников к учебной нагрузке
проследить распределение нагрузки по дням недели
сравнить загруженность по предметам
довести результаты мониторинга до сведения учителей, учащихся, их родителей и администрации школы

Гипотеза исследования: правильно организованное обучение будет способствовать благоприятному развитию учащихся
Объект работы – домашнее задание
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
1. Анкетирование.
2. Интервьюирование.
3. Обработка полученных данных.
4. Анализ и сравнение полученных результатов.





Интервью с завучем школы Орловой Ириной Викторовной
Об объемах домашних заданий в начальной школе
Вопрос: Ирина Викторовна, расскажите, пожалуйста, об объемах домашней работы?
Ответ: Законодательными актами и санитарными нормами определен объем домашних заданий для обучающихся в начальной школе.
Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 классе - 1,5 ч, в 3 - 4 классах - 2 ч.
Согласно санитарно-гигиеническим нормам (2.4.2.2821-10) п. X. Гигиенические требования к режиму образовательного процесса

Вопрос: Задаются ли домашние задания на выходные и праздничные дни?
Ответ: На выходные и праздничные дни домашние задания не задаются (см. Письмо Минобразования РФ «О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы», в котором зафиксировано, что «...Для обеспечения полноценного отдыха детей в течение рабочей недели НЕДОПУСТИМО давать домашние задания на понедельник»).
Если по учебному плану предмет рассчитан на 1 – 2 часа в неделю, то детям необходимо рекомендовать готовить домашнее задание по этому учебному предмету в дни с наименьшим объемом заданий по всем предметам.
Данное требование относится ко всем учебным предметам

Вопрос: Ирина Викторовна, как Вы думаете, каким может быть домашнее задание?
Ответ: По форме и содержанию домашнее задание носит разнообразный характер:
– домашнее задание бывает как устное, так и письменное;
–согласуются с изученным материалом, с подробным инструктажем, если задание без образца;
– задание дается в зависимости от типа урока на карточках, в тетрадях-задачниках, творческие задания;
– по русскому языку и математике упражнения даются для закрепления тем и для подготовки к контролю знаний, по окружающему миру и литературному чтению задания для расширения кругозора, развития читательских навыков т.д.;

Анкета «Домашнее задание»

Цель: выявить отношение школьников к выполнению домашнего задания и его дозированию.
1. Сколько времени ты затрачиваешь на выполнение домашнего задания:
а) менее 1 часа
б) 1 – 2 часа
в) 2– 3 часа
г) более 3 часов.

2. С каким настроением ты приступаешь к домашнему заданию:
а) с большим желанием и интересом
б) без желания, но с чувством долга
в) без желания и интереса

3. Выполняешь домашнее задание через:
а) 2 часа после уроков
б) в вечернее время

4. Домашнее задание по объему и сложности соответствует уровню твоих способностей и возможностей:
а) полностью
б) частично
в) не соответствует

5. Устаешь ли ты от выполнения домашнего задания:
а) нет
б) иногда
в) да

6. Считаешь ли ты, что объем домашних заданий, завышен по следующим предметам:
а) русскому языку
б) литературному чтению
в) математике
г) окружающему миру
д) английскому языку
е) основам светской этики
ж) музыке


Таблица - Сравнение отношения к домашним заданиям

Показатели
2 класс
3 класс
4 класс

1. Затраты времени на выполнение домашнего задания:
а) менее 1 часа
б) 1 – 2 часа
в) 2– 3 часа
г) более 3 часов.




8(100%)



7 (50%)
5 (35%)
2 (15%)


9(82%)
2 (18%)

2. Настроение перед выполнением домашних заданий:
а) с большим желанием и интересом
б) без желания, но с чувством долга
в) без желания и интереса




8(100%)


5 (36%)
8 (57%)
1 (7%)


5 (45%)
6 (55%)

3. Выполняешь домашнее задание через:
а) 2 часа после уроков
б) в вечернее время


8(100%)

11(78%)
3 (22%)


10(91%)
1 (9%)


4. Домашнее задание по объему и сложности соответствует уровню твоих способностей и возможностей:
а) полностью
б) частично
в) не соответствует




8(100%)




4 (28%)
9 (64%)
1 (7%)



4 (36%)
7 (64%)

5. Устаешь ли ты от выполнения домашнего задания:
а) нет
б) иногда
в) да



5(63%)
3(37%)



10(71%)
4 (28%)


4 (36%)
7 (64%)

6. Считаешь ли ты, что объем домашних заданий завышен по следующим предметам:
а) русскому языку
б) литературному чтению
в) математике
г) окружающему миру
д) английскому языку
е) основам светской этики





3(37%)



7 (50%)

1 (7%)
8 (57%)




1 (9%)
2 (18%)
3 (27%)


Анкета «Учебная нагрузка»
Цель: выявить отношение школьников к учебной нагрузке.
Критерии оценки: да, не совсем, нет.
Нравится ли тебе учиться в нашей школе?
Легко ли тебе дается учение?
Устаешь ли после дня занятий в школе?
Испытываешь ли ты усталость в конце учебной недели?
Устаешь ли ты после выполнения домашнего задания?
Имеешь ли ты достаточное количество времени для занятий по интересам (чтение, секции, кружки и т.д.)?
Успеваешь ли ты отдохнуть в течение перемены?
Удовлетворен ли ты расписанием уроков по дням недели:
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница













Таблица - Оценка учебной нагрузки учениками

Вопросы анкеты

2 класс
3 класс
4 класс

1.Нравится ли тебе учиться в нашей школе?
Да
Нет
Не очень


8(100%)


14(100%)


9(82%)

2(18%)

2. Легко ли тебе дается учение?
Да
Нет
Не очень



8(100%)

1 (7%)

13(93%)

2(18%)

9(82%)

3. Устаешь ли ты после дня занятий в школе?
Да
Нет
Не очень



6(75%)
2(25%)


8(57%)

6(43%)


6(55%)
2(18%)
3(27%)

4. Испытываешь ли ты усталость в конце учебной недели?
Да
Нет
Не очень



6(75%)
2(25%)


9(65%)
3(21%)
2(14%)


4(37%)
5(45%)
2(18%)

5. Устаешь ли после выполнения домашних заданий?
Да
Нет
Не очень


1(12%)
4
·(50%)
3(38%)


5(36%)
4(28%)
5(36%)


2(18%)
5(45%)
4(37%)

6. Имеешь ли достаточное количество времени для занятий по интересам?
Да
Нет


8(100%)


13(93%)
1(7%)


10(91%)
1(9%)

7.Успеваешь ли ты отдохнуть в течение перемены?
Да
Нет


8(100%)


14(100%)


11(100%)

8. Удовлетворенность расписанием уроков по дням недели:
- понедельник
- вторник
- среда
- четверг
- пятница


2(25%)


1(12%)
1(12%)


1(7%)
2(14%)
1(7%)
3(21%)
2(14%)



2(18%)
3(27%)
1(9%)


Анкета
«Самостоятельность выполнения домашней работы»

1.Сколько времени вы тратите на выполнение домашнего задания?
Предметы
до 30 минут
от 30 минут
до 1 часа
от 1 до
2 часов
более
2 часов

Русский язык





Математика





Чтение





Окружающий мир





Английский язык






2. Обращаетесь ли вы за помощью к родителям при выполнении домашних заданий?
а) выполняю самостоятельно
б) иногда
в) часто

3. Проверяют ли у вас родители выполнение домашних заданий?
а) да, проверяют
б) нет, не проверяют
в) только письменные работы








Таблица
Сколько времени вы тратите на выполнение домашнего задания?
2 класс
Предметы
до 30 минут
от 30 минут
до 1 часа
от 1 до
2 часов
более
2 часов

Русский язык
6 (75%)
2 (25%)



Математика
7 (87%)
1 (12%)



Литерат. чтение

8 (100%)



Окружающий мир

8 (100%)



Английский язык
7 (87%)
1 (12%)




3 класс
Предметы
до 30 минут
от 30 минут
до 1 часа
от 1 до
2 часов
более
2 часов

Русский язык
5 (36%)
9 (65%)



Математика
4 (28%)
9 (65%)
1 (7%)


Литерат. чтение
2 (14%)
10 (71%)
2 (14%)


Окружающий мир
6 (42%)
8 (56%)



Английский язык
3 (21%)
11 (78%)




4 класс
Предметы
до 30 минут
от 30 минут
до 1 часа
от 1 до
2 часов
более
2 часов

Русский язык
11 (100%)




Математика
7 (64%)
4 (36%)



Литерат. чтение
11 (100%)




Окружающий мир
8 (73%)
3 (27%)



Английский язык
2 (18%)
9 (82%)






На основе обработанных нами данных,
можно сделать следующие выводы.

При рассмотрении таблицы Оценка учебной нагрузки учениками заметно, что детям нравится учиться в нашей школе, за исключением 2 человек, но учеба многим дается не очень легко. В обоих классах (3 и 4) показатели усталости детей в конце учебного дня равны (по 50%), в конце учебной недели большую усталость отмечают ученики 3 и 4 классов, ученики 2 класса не испытывают усталость. Все отметили достаточное количество времени для занятий по интересам. Полностью отдохнуть в течение перемены удается всем ученикам.
При рассмотрении таблицы Сравнение отношения к домашним заданиям видим, что не все ученики укладываются в регламентируемое СанПин время.
Дача домашних заданий регламентируется СанПин редакция 2010 г. в следующих пределах:
во 2-м - до 1,5 ч.,
в 3- 4-м до 2 ч.
Второклассники успевают делать домашнее задание за 1-2 часа. А вот ученики 3-4 классов не все укладываются в положенное время (3 кл. – 7уч., 4 кл. – 2 уч).
Правда, есть закономерность: время, которое тратят сильные и слабые ученики на подготовку домашних заданий, соотносится как 1: 3, т.е. если сильный ученик справляется с уроками за 2 часа, то слабому потребуется 6!
С большим желанием и интересом выполняют домашние задания лишь 10 из 33 опрошенных детей, а вот с чувством долга – 22 ученика. Один ученик из 3 класс делает домашнюю работу без желания и без интереса.
В основном все приступают к выполнению домашней работы через 2 часа после школы.
16 ученикам (50%) домашние задания соответствуют уровню способностей и возможностей. Но большинство учеников, даже хорошо успевающих, не справляются с домашним заданием без помощи взрослых. Почти у всех обучающихся родители проверяют домашние задания постоянно.
К концу выполнения всех заданий испытывают усталость всего 4 ученика, 20 – устают лишь иногда, 9 человек – не устают.
Учащиеся отмечают завышенный уровень домашних заданий: по литературному чтению – 7 человек; по окружающему миру – 6; по английскому языку – 11.

Теоретические данные, полученные в ходе исследования, могут представлять интерес для педагогов и администрации школы, родителей учащихся, самих учеников и послужить поводом для пересмотра режима дня детей и подростков, коррекции учебных нагрузок в школе и внешкольной жизни ребят.
















На основании полученных данных составили рекомендации
для учеников, родителей и учителей.

Общие рекомендации к самоподготовке:

выполнять домашнюю работу нужно через 2 часа после школы;
прежде чем начать заниматься, проверь готовность рабочего места;
приступая к работе, подумай, с чего начнешь;
о задании узнай в дневнике или по закладкам в учебнике;
начинай самоподготовку в любом порядке, например: русский язык, математика, чтение;
делай небольшие перерывы для отдыха, проветривай комнату.
Решение задачи:
прочитай внимательно задачу, если не понял содержания, прочитай еще раз, подумай;
повтори условие задачи и ее вопрос;
подумай, что известно из условия задачи, а что надо найти;
составь план решения;
реши задачу;
проверь ход решения, ответ.
Задание по русскому языку:
внимательно прочитай задание;
подумай, какими правилами можно воспользоваться при его выполнении;
найди его в учебнике и еще раз повтори;
выполни задание;
проверь работу;
если обнаружил ошибку, аккуратно исправь ее.
Задание по чтению:
прочитай текст;
если встретишь непонятные слова, выясни их смысл;
если в чтении текста были трудные слова, прочитай их еще раз;
прочитай весь текст, подумай над его содержанием, перескажи его;
ответь на вопросы после текста.

Правила списывания:
прочитай весь текст;
прочитай предложение, читай каждое слово по слогам так, как оно пишется;
списывай, диктуя себе по слогам;
проверь списанное: читай слово в тетради и это же слово в книге.


Памятка для родителей

Выполняйте домашние задания вместе с ребенком, а не вместо него. Постарайтесь убедить ребенка в том, что добросовестное выполнение уроков значительно облегчает выполнение классных заданий.
Выполняйте с ребенком только то, что задано в школе. Не стоит перегружать школьника дополнительными заданиями. Помните, что ребенок находится в школе 4-5 часов, а затем его рабочий день продолжается, когда он продолжает делать уроки дома. Жизнь ребенка не должна состоять только из школьных заданий.
Работайте спокойно, без нервотрёпки, упреков, порицаний. Постарайтесь каждый раз найти, за что можно похвалить ребенка.
Никогда не начинайте с трудных заданий, усложняйте задания постепенно. Усложняйте задания только тогда, когда успешно выполнены предыдущие.
Для того, чтобы ваша работа с ребенком была более эффективной, она должна быть систематической, но непродолжительной.


Рекомендации учителям

Создавать положительную мотивацию к учебе.
Проводить обучение на оптимальном уровне сложности.
Создавать благоприятную атмосферу на уроке.
Учитывать индивидуальные особенности обучающихся.
Не превышать объем домашнего задания.





Заключение

Для домашней работы предлагаются такие виды заданий, которые уже выполнялись учащимися на уроке самостоятельно. Домашнее задание должно быть посильным для большинства учащихся класса.
Содержание задания должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны точно знать, что и как делать.
Младшим школьникам можно предлагать дифференцированные домашние задания, предполагающие выбор задания по своим силам и интересам.
Перегрузку учащихся могут вызывать:
чрезмерно большое домашнее задание;
чрезмерно трудное домашнее задание;
несформированность у учащихся умений, необходимых для выполнения определенного вида задания;
неумение учащихся правильно оформить выполненное задание.

Время, затраченное на выполнение задания по одному учебному предмету, не должно превышать во 2 классе – 20 минут, в 3 и 4 классах – 30 минут.
Суммарное время выполнения учащимся домашнего задания
не должно превышать во 2 классе – 1,2 часа, в 3 и 4 классах – 1,5 часа.
Объем домашней работы не должен превышать 30 % объема работы, выполненной в классе.
Во 2 – 4 классах домашние задания не задаются на выходные, праздничные дни и каникулы.


Литература
СанПиНы редакция 2010 г.









13PAGE 15


13PAGE 141615