Практическая направленность на уроках географии как средство развития учебной и исследовательской компетентности школьников


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«средняя политехническая школа № 33
«ПРАКТИЧЕСКАЯ направленность НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ»
Кононова Ольга Викторовна,
учитель географии высшей категории
МАОУ «СПШ №33»
Старый Оскол 2015 год

Введение
«Теория без практики мертва,
а практика без теории слепа»
Ф. Энгельс
Главная цель моей педагогической деятельности – создание условий для повышения мотивации к изучению географии, повышение качества образования. Одним из путей достижения данной цели является практическая направленность.
Практическая направленность обучения географии – это психолго педагогическая категория, отражающая с одной стороны, усвоение компонентов содержания географического образования, а с другой – развитие познавательных способностей учащихся, овладение методами географического познания. Ведущей формой учения при реализации практической направленности обучения выступает практическая деятельность.
Еще в начале прошлого века знаменитый американский педагог, психолог и философ Д. Дьюри подчеркивал, что личный интерес обучающегося - это решающий фактор процесса образования.
В нашем законе об образовании самоопределение личности - приоритетная цель образования. Концепция личностно-ориентированного обучения не случайно приобрела большую популярность в учительской среде. Она позволяет рассмотреть процесс обучения с новых точек зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов. В то же время реализация этой концепции находится на своем начальном этапе, и не приобрела еще характера целостной системы. Завершенность ей может придать практическая направленность образования.
Интересы общества и географической науки находятся в неразрывной связи со школой, определяют новые идеи для модернизации географического образования. В связи с этим школьная география призвана обеспечить решение следующих задач:
востребованность результатов обучения;
личностную ориентацию и деятельностный характер обучения;
разгрузку содержания образования;
реализация проектной деятельности в структуре индивидуальнойтраектории учащихся;
практическое освоение проектно - исследовательскими икоммуникативными методами;
формирование учебной и исследовательской компетенций -готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения испособы деятельности в реальной жизни для решения практическихзадач и т.д.
Но одна из важнейших задач, решаемых современным учителем географии, не только транслировать готовые знания, но и формировать у школьников умения (познавательные, практические) применять географические знания в повседневной жизни, т.е. реализовать на практике компетентностный подход. Так построить учебный процесс, чтобы знания стали фундаментом практической деятельности, т.е. стали действенными.
В нормативных документах новые требования к результатам обучения по географии заданы по двум уровням:
знать, понимать,
уметь выделять, описывать, находить, приводить примеры, составлять, определять, применять.
Реализация практической направленности обучения географии заключается в формировании у школьников умений применять знания в процессе практической деятельности.
Между тем новые требования к результатам обучения по географии вызвали в какой - то мере замешательство, недоумение и споры в учительской среде. Многие педагоги понятие «практическая направленность» сводят лишь к наибольшему количеству практических работ, постоянно испытывают трудности в выделении учебного времени, определении их места в структуре и содержании школьного курса, к подбору методов и форм организации деятельности учащихся. Часто наблюдается формальное отношение к подготовке, проведению, оформлению и фиксации результатов практической работы, проводятся серии работ, которые не закрепляют умения учащихся. Практические работы по географии просто стали тяжким бременем для учителя географии (тем более что не оплачиваются ни каким образом, а количество их по программе огромно).
Цель моей работы - показать как, используя инновационные образовательные технологии на уроках географии, сделать практическую направленность не только необходимой, сколько неотъемлемой частью учебного процесса.
Гипотеза: развивать эффективно учебную и исследовательскую компетентность школьников можно, организую их различные виды деятельности при помощи инновационных педагогических технологий.
Изучение тематической литературы по данному вопросу.
В качестве источников знаний использовала Программы общеобразовательных учреждений. География. 6-11 классы; "География в школе": научно - методический журнал. №5 2005 / Е.А, Беловолова.; "Усиление практической направленности школьной географии в соответствии с современными требованиями к результатам обучения"
Формирование ключевых компетенций на уроках географии. Е.А.Беловолова, Вентана –Граф 2010г

2. Практическая деятельность - как основная форма урока географии.
"Нет ничего практичнее хорошей теории"
Роберт Кирхгоф, немецкий физик
В современной методике практическая работа определяется как деятельность, направленная на применение, углубление знаний в комплексе с формированием необходимых для этого умений и навыков (самостоятельное использование учебника, карт, статистических материалов географических моделей и приборов и т.д.) Причем являясь составной других видов человеческой деятельности (учебной, познавательной, практической, творческой), умения, наряду со знаниями, определяются как основной компонент содержания школьного образования, как операционная часть знаний и становятся основой для получения учащимися опыта деятельности.
Проблема формирования умений в процессе обучения была объектом постоянного анализа ученых - педагогов, психологов и методистов (Л.С. Выгодский, Е,Н, Кабанонова - Меллер, П.Я. Гальперин, Н.Ф.Талызина, Ю.К. Бабанский, П.И. Пидкасистый, Б.П. Есипов, Т.И, Шамова, Н.А. Сорокин, В.А. Коринская, В.И. Щенев, Л.М. Панчешникова, Н.А. Шайденко). накопленный опыт исследований позволил сделать вывод: знания по географии становятся более прочными и действенными, если ученик обучен их применению. Поэтому важнейшим средством в формировании умений является осуществление неразрывной связи между процессом усвоения знаний и их применением на практике. Показателем сформированности умения служат самостоятельное приобретение новых знаний и правильное их применение в решении новых жизненных задач.
Согласно новым требованиям к результатам обучения, практические работы по географии ориентированы на формирование умений:
выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений;
находить и анализировать в разных источниках географическуюинформацию (для изучения объектов, явлений, территорий, их обеспеченность ресурсами, хозяйственный потенциал, экологические проблемы);
приводить примеры географических объектов, явлений и процессов(использование и охрана природных ресурсов; адаптация человека к условиямокружающей среды на формирование культуры народов; районы специализации, центры производства различной продукции, основных коммуникаций, их узлов; разноуровневое связи России, крупных регионов и стран мира);
-составлять географическую характеристику территорий источников географической информации;
определять на местности, плане, карте расстояния, направления, высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме;
выявлять эмпирические зависимости.
Выполнение практических работ на географическом материале способствует развитию общеучебных умений как компонента стандарта по географии - анализировать, сравнивать сопоставлять, оценивать, делать умозаключения, высказывать собственное мнение и обосновывать его, представлять результаты работы в различных формах (выводы, тезисы, логические схемы и др.).
Вторая задача - обеспечение формирования специфических умений (применять теоретические географические знания на практике, вооружить жизненно важными умениями, такими, как чтение, анализ и сопоставление карт различной тематики, статистических материалов и т.п.).
В- третьих, система практических работ, предусмотренных стандартом, располагает большими возможностями для более полного ознакомления и овладения школьниками методами географической науки (традиционные - картографический, описательный, сравнительно - географически, новые и новейшие - статистический, моделирование, прогнозирование, геоинформационный, геоэкологический мониторинг; методы полевых исследований). Вместе с тем наиболее важным является значимость практических работ в формировании умений использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни, например,
для ориентирования на местности и проведения съемок;
определение поясного времени;
проведения наблюдений за объектами, процессами, явлениями, ихизменениями в результате природного и антропогенного воздействия;оценка последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы своейместности.
Важно заметить, что в новом стандарте по географии требования к результатам обучения под рубриками "оценивать" и "прогнозировать" отсутствуют. Но именно эти направления располагаю большими возможностями для формирования умений применять полученные знания и умения, формирую учебную и исследовательскую компетенцию учащихся, поэтому в реальном учебном процессе просто необходимо включение заданий подобного рода. Но государственными практическими работами они не предусмотрены, именно здесь кроется благодатное поле для творчества учителя.
Наиболее эффективные современные педагогические технологии с применением практической направленности.
Личный опыт преподавания в современной школе все больше убеждает - эффективно то обучение, в условиях которого ученик становится активным субъектом, способным приобретать, применять и преобразовывать знания. Способность приобретения знаний характеризуется показателями обучаемости, применение знаний - показателями интеллекта, а преобразования знаний - креативностью (общими творческими способностями).
На каком уроке наиболее полно учитель может раскрыть все способности ученика. Конечно, же, на уроке изучения нового материала. Потому что именно тогда можно «открывать знание вместе с учениками».
Применяя технологию проблемного обучения на своих уроках можно органично связать теорию и практику любого предмета. И в результате практические работы по географии никогда не бывают педагогической и методической необходимостью, которое давление и над учителем и над учеником.
Они просто необходимы как воздух, причем во всех проявлениях (начиная от программных и до творческих), и позволяют творчески усваивать знания.
На конкретных примерах я попытаюсь описать, как это происходит на моих уроках.
Алгоритм урока достаточно прост. Смысл его в общих чертах таков.
Я стараюсь создать такие условия на уроке, при которых ученики, получая новые знания, проходят все звенья научного творчества: постановку проблемы и поиск решения - на этапе введения знаний, выражение решения и реализацию продукта - на этапе воспроизведения знаний
Звенья научного творчества
Постановка проблемы Поиск решения Выражение решения Реализация продукта.
Посредством четырех звеньев творческой учебной деятельности проблемный урок обеспечивает учащимся и прочные знания, и интеллектуально - творческое развитие, и воспитание инициативной личности, формирует учебную и исследовательскую компетентность. Например,
Шестой класс. Атмосфера. Тема: Ветер.
Урок начинаю с цитирования отрывка из произведения А.С. Пушкина:
«Ветер, ветер, ты могуч, Ты гоняешь стаи туч... »
Затем идет постановка вопроса: Что такое ветер? Получив различные ответы, сравниваю их с определением в учебнике {техникарефлексия знаний). Опять спрашиваю учащихся: Почему дует ветер? Ответ даю с использованием опорного конспекта (техника создания опоры) на примере образования бриза. Снова вопрос: Какие бывают ветры? (техника вопроса и техника активизации деятельности). Следует рассказ учителя в видах ветров.
Какие ветры дуют у нас ? (подсказка есть в дневниках наблюдений, который учащиеся ведут ежедневно). Отвечают с легкостью: юго-западный, северо-восточный. Рассказываю древнюю легенду(техника концентрированного обучения). У Древних Греков повелителем ветров считался бог – Эол. Его сыновья олицетворяли ветры определенного направления. Самый старший из сыновей – Борей, изображался старцем с рогом, издающий трубные звуки, предвещающие наступление холодов. Это бог северного ветра. Зефир – бог западного ветра, предвещал хорошую погоду, Аргест – восточный ветер, изображался юным богом, несущим людям земные плоды. Нот – осенний, южный ветер, начинался внезапно и приносил туман, дожди, поднимал на море сильные ветры и нередко топил суда. А как мы называем ветер, который дует с моря? Ответ: бриз. И следует рассказ об этом ветре: когда дует и почему.
На юге Дальнего Востока России дуют ветры, которые меняют направления два раза в год. Это –муссоны.  Летом материк нагревается быстрее, чем Тихий океан, поэтому холодный воздух с океана, над которым давление высокое поступает на сушу. Это – летний муссон. Зимой океан сохраняет тепло, давление над ним ниже, чем над сушей. Зимний муссон дует с материка в океан. Зима на Дальнем Востоке холодная и сухая, лето прохладное и дождливое: дожди приносит летний муссон. (техника урока – экскурсия)
Моделирующие упражнения – это опыт обучения, позволяющий учащимся принять участие в деятельности, упрощённо представляющей собой процессы, происходящие в реальном мире и в реальном обществе.
Моделирующие упражнения отличаются от других игр, проводимых на уроках ( нет соперничества за балы, оценки т.д.).
Цель моделирующих упражнений: обеспечить понимание учениками неких важных процессов, за счёт возможности реально в них поучаствовать.
Тема урока: «Воспроизводство населения мира. Демографическая политика» (10 класс)
Вопросы для ввода в ситуацию:
1. Что понимают под воспроизводством населения?
2. Перечислите типы воспроизводства населения.
Две пары участников выходят к доске и воспроизводят диалоги двух друзей и супругов.
Ситуация 1.
Первый. Привет, дорогой, как я рад тебя видеть! Тебя просто не узнать. У тебя новый костюм за тысячу долларов и автомобиль «Мерседес», а два года назад, как я помню, был «Ситроен».
Второй. А у тебя все тот же «Пежо».
Первый. Да! Да! Старенький «Пежо», милая жена и единственная дочь. Ну, да зачем все обо мне? Твоя кузина сказала мне, что ты купил шикарный дом. В общем богатеешь!..
Второй. Хочешь знать, в чем секрет моего благополучия? У меня четверо детей и мы ждем пятого.
Ситуация 2.
Диалог между супругами.
Муж. Милая, где наш великолепный сын? Я обещал сводить его в зоопарк сегодня.
Жена. Ты знаешь, дорогой, он ушел в зоопарк с дедушкой и бабушкой, а мне хотелось бы в их отсутствие поговорить с тобой о важной проблеме, о планах, которые меня сейчас волнуют.
Муж. Ой, господи, ну чего тебе не хватает, дорогая? У нас есть все: у каждого велосипед, в каждой комнате телевизор, даже на кухне, есть видеокамера. Скоро сложим все зарплаты и доплаты и купим ванну «Джакузи»!
Жена. Нет, нет, я не хочу этого..... Я хочу ребенка!
Муж. Да ты с ума сошла!
Вопрос ы:
1. Какая экономическая и демографическая ситуация может наблюдаться в тех странах, в которых могут происходить данные ситуации?
2. На что направлена демографическая политика стран, отображённых в данных ситуациях?

Одним из условий активной практической деятельности учащихся на уроке является их обучение различным приемам учебной работы. Важная составная часть деятельности учителя в этом направлении – совершенствование методики формирования умений и навыков в работе с картой.
Уметь пользоваться картой, извлекать из нее нужную информацию должен каждый культурный человек, также как уметь читать.
8 класс Изучение закономерностей формирования рельефа.
На уроке «Особенности рельефа России как результат геологической истории формирования её территории» при чтении физической карты России учащиеся делают вывод о размещении и разнообразии крупных форм рельефа
Назовите крупные формы рельефа. В какой части территории они располагаются?
Какие максимальные и какие минимальные отметки высот наблюдаются в нашей стране?
В какой части страны сосредоточены равнины, в какой – горные области?
В процессе чтения и анализа геохронологической таблицы школьники проводят сопоставление таблицы с геологическойческой картой территории.
Что отображено в геохронологической таблице?
В какую эпоху формировались самые древние территории нашей страны? В какую – самые молодые?
Сравните таблицу и геологическую карту России. На каких крупных формах рельефа имеются выходы пород кайнозойской группы, мезозойской группы?
Почему мало территорий на которых распространены породы палеозойской и докембрийской группы?
Результатами педагогической деятельности является положительная динамика результатов обучения.
Резюмируя, можно сделать вывод: практическая направленность – одно из приоритетных направлений современного базового географического образования, при котором становление обучающегося должно происходить в качестве активного субъекта процесса познания. При этом важно, чтобы реализация практической направленности географии осуществлялась в единстве современных требований и опыта. Её усиление направлено не только на усвоение системы изучаемых географических знаний и увеличение прочности формируемых умений обучающихся, но и на повышение качества географического образования, и на увеличение его роли в формировании способностей обучающихся организовывать свою самостоятельную деятельность. А это возможно при условии, если в общем комплексе всех видов учебной деятельности именно практическим работам придать большую весомость. В реальной практической деятельности это возможно осуществить двумя путями:
Первый путь: чётко формулировать задания, выделять основную линию решаемых задач.
Второй путь: внедрение особых методик и подходов в урочной и внеурочной деятельности, исходя из специфики изучаемого материала.
Применение практико-ориентированных, компетентностных заданий на уроке позволяют учителю решить несколько задач:
Выявить уровень развития предметных знаний и умений учащихся;
Оценить способность самостоятельно выбирать способы деятельности, необходимые для достижения поставленной цели в задании;
Формировать познавательный интерес к предмету через развитие исследовательской компетенции.
Практические задания стимулируют самообразование и саморазвитие учащихся.
Заключение
"Только кончая задуманное сочинение,
мы уясняем себе, с чего нам следовало начать"
Блез Паскаль
Таким образом, практическая направленность школьной географии - это многофункциональная и многоотраслевая методическая категория. Она проявляется не только в формировании географических знаний и умений, опыта деятельности, но и развитии познавательной и интеллектуальной сферы учащихся. Практические работы являются важнейшим средством воспитания и образования, усиления практической значимости школьной географии. Они способствуют реализации новой структуры ценностей современного общества, основу которой составляет позиция компетентности.
Используемая литература:
Программы общеобразовательных учреждений. География. 6-11 классы. -М.: Просвещение, 2005 год.
Сборник нормативных документов. География/ составитель Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев - М.: Дрофа, 2004.
Душина И.В. Методика и технология обучения географий: Пособие для учителей и студентов пед. институтов и университетов/ И.В. Душина, В.Б.Пятунин, Е.А, Таможня. - М.: ООО "Издательство Астрель", ООО"Издательство АСТ", 2002.
Методика обучения географии в средней школе/ Под ред. А.Е, Бибик. - М.:Просвещение, 1969.
Методика обучения географии в средней школе / Под ред. И.С, Матрусова - М.: Просвещение, 1985.
Бабанский Ю.К. избранные педагогические труды. - Мб Педагогика, 1989.
"География в школе": научно - методический журнал. №5 2005 / Е.А, Беловолова. "Усиление практической направленности школьной географии в соответствии с современными требованиями к результатам обучения"
Формирование ключевых компетенций на уроках географии. Е.А.Беловолова, Вентана –Граф 2010г