Конспект урока по окружающему миру на тему Жизнь древних славян


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 17 г. Феодосии Республики Крым»
Урок по окружающему миру
Тема:«Жизнь древних славян»
«Жизнь древних славян»

Учитель 4- В класса:
Глущенко Л. В.
14. 02. 2017 г.
Тема: Жизнь древних славян
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Учебник: Плешаков «Окружающий мир 4 класс».
Тема урока: Жизнь древних славян.
Цели урока: Сформировать представление о жизни древних славян.
Сформировать эмоционально-ценностное отношение к прошлому наших предков.
Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Планируемые результаты:
Личностные умения
Проявлять:
- интерес к изучению темы;
- позитивное отношение к истории происхождения, образу жизни и культуре восточных славян как предкам своего народа;
- осознание успешности при изучении темы.
Метапредметные умения
Познавательные умения:
- раскрывать значение понятия «восточные славяне», «западные славяне», «южные славяне», «бортничество».
- определять главное занятие восточных славян и обосновывать свое суждение;
- определять предметы, явления, которым поклонялись восточные славяне, и обосновывать свое мнение;
- определять условия проведения славянского праздника и обосновывать свое мнение;
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- выполнять самооценку учебного задания;
Коммуникативные умения:
- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога;
- согласовывать мнения в группе и приходить к общему решению;
Оборудование:
презентация "Жизнь древних славян",
учебники.
карточки для работы по группам, отрывки летописи «Повесть временных лет», тесты.
Современные образовательные технологии: нформационно-коммуникативные (компьютерные) технологии, технология сотрудничества, проблемное обучение, игровые, здоровьесберегающие.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Закрепление пройденного материала.
Работа на карточках
Тест
1. На берегах какой реки возникло Египетское государство?
А) Нева Б) Дон В) Нил
2. Это изобретение Нового времени:
а) телефонная связь; б) телевизор; в) компьютер.
3. В Средневековье воина на коне, закованного в латы, в шлем с мечом и щитом называли:
А) рыцарь Б) ковбой В) оруженосец
4. Это техническое изобретение ХХ века
А) паровоз Б) автомобиль В) компьютер
5. Лекарство, появившееся в ХХ веке
А) аспаркам Б) аспирин В) аскорутин6. Вторая мировая война началась:
а) 9 мая 1945 г.; б) 1 сентября 1945 г.; в) 1 сентября 1939 г.
2. Работа с классом.
– Какой раздел окружающего мира мы с вами изучили? (страницы всемирной истории)
– Что изучает данный раздел? (жизнь наших предков)
– На какие 5 эпох делят историю ученые? (первобытная история, история Древнего мира, история Средних веков, история Нового времени, история Новейшего времени.)
– Какая из них самая длинная? (первобытная история)
– Какая самая короткая? (новейшая история)
– Новейшая история – это какое время? (почему её называют “жестоким временем”, “мудрым временем”?)
III. Самоопределение к деятельности. Целеполагание. (Слайд 1).
– Мы продолжаем путешествие по дороге истории. И путь наш лежит по страницам истории нашего Отечества.
– Эпиграфом нашего сегодняшнего урока будет стихотворение Натальи Петровны Кончаловской “Наша древняя столица” (Слайд 1)
Слава нашей стороне!Слава нашей старине!И про эту старинуЯ рассказывать начну,Чтобы дети знать моглиО делах родной земли.Умный, сильный наш народДалеко глядит вперёд, А преданья стариныЗабывать мы не должны.
Преданья – жанр фольклорной несказочной прозы (как былина, как устное народное творчество)
- О чём будет идти речь сегодня на уроке?
- Какие цели и задачи перед собой поставим?
IV. Изучение нового материала.
1. Работа с картой.
Работа в парах
– Найдите на карте нашей страны восточно-европейскую равнину. Что означает слово “равнина”? (участки поверхности суши) Что о поверхности равнины говорят цвета на карте? (встречаются возвышенности). Мы с вами знаем, что в Восточно – Европейская равнине берут начало такие крупные реки, как Днепр, Волга, Дон.
– Именно эти территории начали заселять в 6 веке восточные славяне, от которых произошли русские, украинцы, белорусы. Заселение шло по берегам реки Днепр и его притокам.
Работа с дополнительной литературой.
Работа в парах.
– Прочитайте отрывок из “Повести временных лет”, в котором говорится о расселении славянских племен.
– Подчеркните названия племен в тексте. Рассмотрите карту расселения славян.
Учебник с. 35
– Найдите и прочитайте на карте названия славянских племен, которые вы встречали в летописи–– Обратите внимание на то, как появились названия некоторых славянских племен: (Слайд 3)
Ильменские славяне – жители у озера Ильмень
Вятичи – основатель рода Вяткополяне – жители полей
древляне – жили среди “дерев”
дреговичи – догадайтесь, если слово “дрягва” означает болото, значит, они жили у … (болот)
3. Объяснение нового материала
Кто такие славяне?
– Так кто же они такие, славяне?
– Слово “славяне” означает – “люди, живущие у воды”. Слайд 3
– Так какие же были наши предки? (Найдите и прочтите)
Поселения славян.
– Славяне заселяли обширные земли по живописным берегам рек. Места были водные, охотничьи, медовые. Огромные луга гарантировали обильный корм скоту. Но не только это привлекло первых поселенцев. Время тогда было беспокойное: очень много воевали. Поэтому славяне селились в труднодоступных местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами, водой, густым лесом и непроходимыми болотами. На крутых пригорках создавались укрепленные поселения. Жили славяне родами и племенами.
– Что такое род? (Слайд 4)
– Что такое племя?
– Выжить в суровых природных условиях, защититься от врагов легче сообща. Поэтому семьи объединялись в рода, а те в свою очередь в племена.
V. Физкультминутка (Задание по группам).
Давайте закроем глаза и мысленно перенесёмся в прошлое. Мы – славяне. (Капитан группы решает, каким племенем они будут).
Задание: изобразить занятия, которыми занимались народы славян. Рыбалку, шитьё и охоту.
Занятия славян. Слайд 5
– Как вы думаете, живя у воды, чем могли заниматься славяне?
– Ловили рыбу.
– Чем еще могли заниматься предки русских, белорусов, украинцев.
Чтение текста, выяснение занятий славян (стр.36-37)
– Объясните значения слов "собирательство", "бортничество", используйте иллюстрации (бортничество — сбор меда и воска диких пчел.)
– Еще раз назовите занятия славян, с которыми вы познакомились.
Жилища славян.
Жилища восточных славян были построены из дерева. Но славяне использовали не все виды деревьев для строительства. Ведь некоторые считались опасными и приносящими беды и несчастья. В основном, это были хвойные деревья (ель, сосна). Они и защищали дом от излишней влажности, и были полезными. Ни в коем случае наши предки не пускали в ход осину. Она считалась нечистым деревом.
Боги. Славяне считали, что всеми явлениями природы повелевают различные боги. Одним из главных богов был Перун.
Перун – славянский Бог грома и молнии.  Рука его управляла громом и молнией.  Славяне видели своего Бога мчавшимся среди туч в повозке.  Отчаянно гремят колёса по неровностям туч – вот откуда появляется гром.
– Это были высшие боги, от которых зависела жизнь людей и все их занятия.  Мы узнали не обо всех богах, ведь ещё были:
Праздники древних славян.
– Чтобы боги были добрее к людям, славяне устраивали в их честь праздники.
Главному богу – Солнцу – посвящали Масленицу. Это праздник проводов зимы и встречи весны.
Самый большой праздник – Иванов день, или Иван Купала, проходил в ночь с 23 на 24 июня. Парни и девушки собирались у реки, надевали на головы венки, водили хороводы, пели песни в честь Солнца. Ночью прыгали через костры – славяне верили, что огонь очищает. Затем все бросали в воду свои венки, с песнями входили в реку и купались.
Ещё один праздник, который пришёл к нам от славянских народов - Праздник осени, сбор урожая.
Работа в группах. Творческое задание: по данному началу составить стишок.
1 группа.
Я тебе, мой друг, желаюГору блинчиков с икрой. …
2 группа
В этот день Иван КупалаПрыгай ты через костер. ……..3 группаХодит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки: …..
VI. Закрепление изученного материала.
Работа по учебнику: стр. 36-39.
– Вот так жили и трудились древние славяне.
VII. Итог урока. 
– Что нового вы узнали на уроке, что вспомнили, чему удивились?
– Что нового вы узнали на уроке, что вспомнили, чему удивились?
VIII. Рефлексия
32385012001500 повторил
323850182880004095758509000Я узнал
удивился
IX. Домашнее задание: Стр. 34-39, пересказ.