Урок биологии в 6 классе по теме Соцветие


Разработка урока биологии в 6 классе
Тема "Соцветия".
Цель: сформировать у учащихся представление о соцветиях, их значении в природе, ознакомить с разными видами  соцветий.
Задачи: Образовательные: познакомить учащихся с соцветиями растений, рассмотреть их строение, показать их биологическое значение в жизни растений.
Развивающие:  развитие умений выявлять приспособленность строения органов растения к выполняемым функциям;  развитие умений работать с рисунками и таблицей, выявлять сходство и различие, анализировать, обобщать и делать выводы.
Воспитательные: воспитывать организованность и  аккуратность в работе, при выполнении лабораторной работы.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Проверка знаний
-Индивидуальные задания.
Двум ученикам дать по цветку (гербарный материал, муляжи или живые цветы) и предложить на доске написать формулу данного цветка , изобразить диаграмму.
-Фронтальный опрос:
Из чего состоит околоцветник?
Какое строение имеет венчик?
Каково строение главных частей цветка- тычинки и пестика?
Какие цветки называют обоеполыми, а какие раздельнополыми? Приведите примеры.
Какие цветки называют однодомными, а какие двудомными? Приведите примеры.
3. Новая тема.
Учитель: Почему мелкие цветки на стебле собраны в группы, а крупные как правило, расположены по одному? Что же такое соцветие?
Соцветие – это группы цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке. Соцветие может быть частью побега, побегом или системой видоизмененных побегов.Биологическая эволюция шла в направлении увеличения  числа цветков, уменьшение  размеров и образование плотной группы. Основная функция соцветий – служит для привлечения насекомых-опылителей. Соцветия различаются большим разнообразием.  Число цветков в соцветиях разных растений различаются, от 1 – 3 у гороха до 1000 у пальмы и могут достигать до 12 метров  в размере (Талипотовая пальма).
Учитель:  Каково биологическое значение соцветий?
(Предполагаемые ответы учащихся)
– Приспособление к опылению; – Крупными соцветиями  и запахом привлекают насекомых; – Приспособления растений к различным условиям жизни;– Создают красоту в природе.
Учитель:  Биологическая роль соцветий.
Способствуют большей вероятности опыления насекомыми и ветром;
Соцветия делают цветки более заметными, нежели одиночные цветки среди листвы
Обеспечивают рассеивание пыльцы
Многообразие соцветий- результат приспособления растений к различны условиям жизни.
По расположению цветков на цветоносном побеге определяют виды соцветий и  разнообразие соцветий – это результат приспособлений растений к различным условиям среды.Рассмотрим некоторые виды соцветий.
4. Лабораторная работа «Соцветия»
Задача: развивать знания о строении и многообразии цветков, познакомиться с наиболее распространенными соцветиями на практическом задании, выполнение задания в рабочей тетради на странице 48 №98.
5.Вопросы для закрепления:
– Что называется соцветием? Чем отличается простое соцветие от сложного?
- Какие соцветия вам известны? Чем различаются соцветие кисть и метёлка? – Как называется соцветие у черёмухи, ландыша, хохлатки?--Как называются зелёные листья, защищающие снаружи соцветия у одуванчика, подсолнечника, астры? – В чем биологическое значение соцветий?
Домашнее задание: параграф 29, подготовить сообщения о соцветиях.(Агава, Талипотовая пальма)