Урок естествознания Строение цветка для 7 класса коррекционной школы VIII вида.


Конспект урока естествознания «Строение цветка» в 7 классе коррекционной школы VIII вида.
Тема: Строение цветка.
Цель: Сформировать представление учащихся о строении цветка.
Задачи: I. Учить выделять основные части цветка.
II. Продолжить работу по развитию внимания, навыков работы с различными источниками информации: текстовыми, графическими, натуральными объектами.
II. Формирование мотивации к учению.
Оборудование: 1. Схема «Строение цветка»;
2. Демонстрационный материал (цветущие комнатные растения, модели цветов лилии);
3.Инструктивные карточки к лабораторной работе;
4. Лупы, пинцеты, клей.
5. Серия предметных картинок с изображением различных растений.
6. Жетоны для оценивания ответов.
7. Планшетка с жетонами с цифрами от 1 до 4.
Тип урока: урок сообщения новых знаний.
Методы и методич. приёмы:
1)       словесные – объяснение;
2)       наглядные – иллюстрация, демонстрация натуральных объектов, моделей цветов;
3)       практические – упражнения по определению частей цветка, выполнение лабораторной работы;
Структура урока:
I. Организация начала урока.II. Подготовка к объяснению нового материала (активизация внимания учеников, воспроизведение изученного ранее материала).
III. Цели и задачи.
IV. Объяснение нового материала.
V. Итоги урока. Оценка знаний учащихся.
VI. Домашнее задание.
VII. Рефлексия.
Ход урока.
Организация начала урока.
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
На столах в порядке
Книжка и тетрадки.
А ещё необходимо нам внимание –
Без него не получить новые знания.
И сейчас я проверю, насколько вы внимательны. На доске изображения растений: клён, ель, дуб, шиповник, берёза, рябина.
Посмотрите внимательно. Закройте глаза. /Поменяю две картинки/
В. -1.Что изменилось?
О. -1. Подменили две картинки – вместо шиповника и ели – одуванчик и смородина.
II. Подготовка к объяснению нового материала.
В.-1. Что объединяет все эти растения?
О.-1. Одинаковые органы – корень, стебель, лист. Правильно, все растения имеют одинаковые органы – корень, стебель, листья, цветы.
Сыграем в игру «Четвёртый лишний».
Какой орган лишний: 1. Корень
2. Лист.
3. Цветок.
4. Стебель.
У вас на партах планшетка с жетончиками. Поднимите жетончик с цифрой лишнего органа. Почему вы так считаете?
О. – 1. Лишний орган под цифрой 3 – цветок, потому что он – орган размножения, а корень, лист и стебель – органы питания.
В. – Что вы знаете о цветке. (Выслушиваются ответы учащихся).
III. Цели и задачи.
А с сегодняшнего урока мы начнём подробно изучать цветок. Узнаем из чего состоит цветок, и будем учиться определять основные части цветка. А эпиграфом я бы хотела взять слова Г. Х. Андерсена «Чтобы жить нужно солнце, свобода и маленький цветок».
В. -1. Кто такой Г.Х. Андерсен?
В. -2. Как вы думаете, почему Андерсен так считал? /ответы учащихся/.
После изучения этой темы мы должны будем ответить на вопрос «Почему именно цветок нужен для жизни?
III.Изучение нового материала. Мир растений многообразен и большая часть рате6ний, хотя бы раз в жизни цвела. И сейчас рассмотрим строение цветка.
/Объяснение по рисунку «Строение цветка»/.
Цветок находится на верхушке стебля.
Часть стебля под цветком называется цветоножкой.
Нижняя часть цветка – чашечка.
Чашечка состоит из мелких зелёных листиков – чашелистиков.
Выше чашечки находится - венчик.
Венчик состоит из лепестков. Если чашелистики всегда зелёные, то лепестки имеют разную окраску, и в этом мы можем убедиться.
/Демонстрация изображений цветов различной окраски/.
Венчик и чашечка образуют околоцветник. Он защищает внутренние части цветка от повреждений.
В центре цветка находятся его главные части – тычинки и пестик.
Тычинка состоит из тычиночной нити и пыльника. В пыльнике образуется пыльца.
Утолщенная нижняя часть пестика называется завязь. Верхняя часть – рыльце, а между ними – средняя вытянутая часть – столбик. Из завязи развивается плод с семенами.
Все части цветка – венчик,
чашечка,
пестик,
тычинки
располагаются на цветоложе.
В нижней части лепестков образуется сладкий сок – нектар.
Нектар и аромат лепестков привлекают насекомых.
Физминутка.
А теперь, ребята, встали –
Руки медленно подняли,
Руки вниз и так стоять.
Наклонились вправо, влево
И тихонечко все сели.
Чтоб глаза ваши зорче были
И в очках вам не ходить
Эти лёгкие движения
Предлагаю повторить.
Посмотрите вдаль, под ноги
Влево, вправо – побыстрей.
Удивились - «Что такое?»
И закрыли их скорей.
А теперь по кругу, быстро –
Словно стрелочка часов,
Проведем глазами быстро.
Вот и все мы отдохнули-
И теперь новая забота –
Нужно сделать на отлично лабораторную работу.
Закрепление – Лабораторная работа «Строение цветка».
Прежде чем приступим к выполнению лабораторной работы, вспомним правила техники безопасности при выполнении лабораторной работы.
1.Работать за столом следует аккуратно.
2.Осторожно пользоваться колющим инструментом (иглой).
3.На рабочее место поддерживать порядок.
4.После выполнения работы, привести в порядок рабочее место.
У вас на партах конверт № 1. В ней инструктивная карточка к лабораторной работе. Прочитайте задания. Всё ли понятно? Приступаем к выполнению.
Выполнение лабораторной работы.
/задания в инструктивной карточке для уч-ся 1, 2и 3 групп отличаются: учащиеся 1 группы наклеивают и подписывают части цветка, учащиеся 2,3 группы – подписывают изображённые части цветка/. Работы проверяем и оцениваем жетончиками по ходу выполнения.
Сдаём выполненные работы.
V. Итог урока.В. -1. Что мы сегодня узнали на уроке?
О. -1. Мы на уроке мы узнали, из каких частей состоит цветок.
В. -2. Можете ли вы ответить «Почему для жизни нужен цветок»?
Ничего страшного, что не смогли ответить, мы ещё продолжим изучение темы.
Выставление оценок по жетончикам. /Каждый ученик оценивает себя, я поправляю, объясняя/.
VI. Д/З.
Прочитать статью на стр. 9 – 10 учебника, зарисовать рис. 4.
VII. Рефлексия.
В. Чему мы учились на уроке?
О. Мы учились определять части цветка.
Посмотрите, какие части цветка у меня есть:
Цветоножка.
Цветоложе.
Чашечка.
Пестик.
Тычинка.
У вас на партах в конверте №2 – лепестки разного цвета. Каждый выберите понравившийся лепесток и соберём один венчик. Посмотрите, какой красивый цветок у нас получился!
Урок окончен. Отдыхайте.