Урок биологии на тему Строение цветка (6 класс)


Разработка урока биологии в 6-м классе на тему: "Строение цветка"
Коротких Надежда Михайловна, учитель биологииРаздел: Биология
Тема урока: Строение цветка.
Цель урока: формирование знаний о строении и роли цветка в размножении растений.
Задачи урока:
Образовательные - раскрыть биологическое значение главных частей цветка;
- рассмотреть строение и функции частей цветка;
Развивающие - развивать коммуникативные навыки, уверенности в себе,
познавательной самостоятельности, усвоение новых понятий.
Воспитательные - воспитывать бережное отношение к живой природе;
способствовать эстетическому воспитанию учащихся.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: таблица «Строение цветка», гербарий цветковых растений, модель цветка
Ход урока
1.Изучение нового материала.
На доске картинки цветков растений. Ученица читает стихотворение о цветке. Учитель: Сформулируйте тему нашего урока.
Постановка проблемы: Почему цветки растений – это чаще всего его самая привлекательная часть?
Когда мы смотрим на цветы у нас возникают вопросы:
- Зачем цветок рождается таким красивым?
- Почему у них разная форма и строение?
Учитель: Как вы думаете, для чего растению нужен цветок? (высказывания и предположения обучающихся).
Цветок – это орган семенного размножения. (запись в тетрадь).
Учитель: у всех ли растений образуются цветки? (Дети говорят).
Цветки образуются только у цветковых растений.
Цветок – видоизменённый укороченный и ограниченный в росте побег, несущий околоцветник, тычинки, пестик (запись в тетрадь).
Генеративный орган, орган полового размножения (размножения семенами). Развивается из генеративной (цветковой) почки.
Учитель: сейчас мы проведем мини-исследование. Рассмотрите внимательно гербарий цветковых растений. Сделайте вывод о строении и форме цветков у цветковых растений.
(работая по гербарию, обучающиеся высказывают предположения).
Строение цветка у всех цветковых растений сходно, а форма – разнообразна.
Какое строение имеет цветок? (Работа с рисунком учебника, обсуждение в парах). Показ на модели цветка.
Строение цветка.
(По ходу беседы учитель вместе с обучающимися собирает модель цветка из бумаги, спичек. Работа проводится в группах.)
В тетрадь зарисовывается схема строения цветка.
290131541973500209105543878500 цветок
393001525019000351091419304000200596522161500149161422161500 околоцветник главные части
простой
двойной
(венчик) (венчик +чашечка)
♀ пестик ♂ тычинка (рыльце, столбик, завязь) (пыльник, тычиночная нить
Работа с текстом учебника. Какую функцию выполняет околоцветник?
Функции околоцветника:
1.Защита пестика и тычинок от неблагоприятных условий окружающей среды;
2.Привлечение опылителей
Работа с текстом учебника в группах.
Рассмотрим главные части цветка – пестик и тычинки.
Тычинки – мужской орган размножения растений, состоит из тычиночной нити и пыльника, в котором созревает пыльца, содержащая мужские половые клетки - спермии.
Пестик – женский орган размножения, он состоит из рыльца, столбика и завязи. Завязь содержит в себе семязачатки. Один семязачаток – односемянный плод (слива), много семязачатков (малина) – многосемянный плод. (Запись в тетрадь).
Учитель вводит и отрабатывает понятия: “простой и двойной околоцветник”, “обоеполые и раздельнополые цветки”, “правильные и неправильные цветки”, “формула цветка”.
1) Околоцветник, состоящий из чашечки и венчика, называется двойным.
2) Околоцветник, у которого все листочки около цветника более или менее одинаковы, называется простым.
3) Цветки, у которых есть и пестики и тычинки, называются обоеполыми.
4) Цветки, у которых есть только пестики или только тычинки, называются пестичными или тычиночными, или раздельнополыми.
5) Если пестичные и тычиночные цветки развиваются на одном растении, то эти растения однодомные.
6) Если пестичные и тычиночные цветки развиваются на разных растениях, то эти растения двудомные.
7) Цветки, через которые можно провести несколько плоскостей симметрии, называются правильными.
8) Цветки, через которые можно провести одну плоскость симметрии, называются неправильными.
Схема зарисовывается в тетрадь.

127253923939500303466524892000 цветки
461010024638000375285024638000120967418923000 обоеполые однополые
352043924193500581025020701000499110019748500412432528321000 тычинки и пестики в одном цветке пестичные тычиночные
однодомное растение
(огурец, кукуруза)
двудомное растение двудомное растение

Особенности строения цветка можно отметить сокращенно в виде формулы. При ее составлении используют следующие сокращения:
Ч – чашелистики;
Л – лепестки;
Т – тычинки;
Р – простой околоцветник.
Цветы редко расположены поодиночке (тюльпан, роза). У большинства растений цветки собраны в соцветия.
Работа в группах с текстом учебника. Соцветия – это группа цветков на специализированном побеге. Основная функция соцветий – служит для привлечение насекомых – опылителей. Соцветия различаются большим разнообразием. Если цветы расположены на главной оси, такие соцветия называются простыми. Простые соцветия:
- кисть (ландыш) - головка (клевер) - початок (кукуруза) - колос (подорожник)
- зонтик (примула)
Соцветия будут сложными, когда цветки располагаются на разветвлениях, то есть на осях второго и третьего порядка:
- метелка (сирень) - зонтик (укроп) - колос (пшеница)
Вывод: Биологическая эволюция шла в направлении увеличения числа цветков, уменьшение размеров и образование плотной группы.
2.Обощение и закрепление нового материала.
Работа в группах с использованием гербарных объектов; поисковая деятельность. Задание. Найдите части у обоеполых, раздельнополых, насекомоопыляемых и ветроопыляемых цветков. Зарисуйте один обоеполый насекомоопыляемый цветок, один раздельнополый ветроопыляемый. Объясните причины различий в строении насекомоопыляемых и ветроопыляемых цветков, существо отличий строения обоеполых и раздельнополых цветков.
Индивидуальная работа в рабочей тетради.
Обозначьте части цветка в рабочей тетради на сделанных вами рисунках, определите их принадлежность к обоеполым, раздельнополым, насекомоопыляемым и ветроопыляемым цветкам
Беседа по вопросам:
1.Какая главная функция цветка?
2.Чем отличаются однополые цветки от обоеполых?
3.Почему мелкие цветки на стебле собраны в группы, а крупные располагаются по одному?
4.Почему нужно беречь цветы у растений?
Лабораторная работа № 12 «Строение цветка»
Цель: Изучение строения цветка.
Оборудование: раздаточный материал «Строение цветка», гербарий детей собранный летом.
Инструктивная карточка
1. Рассмотрите цветок под лупой.
2. Найдите цветоножку, цветоложе, лепестки, чашелистики, тычинки и пестик.
3. Расчлените цветок. Подсчитайте число частей цветка, занесите данные в таблицу.
Строение цветка фиалки (петунии)
Части цветка Число частей цветка
Цветоножка  
Цветоложе  
Чашелистики  
Лепестки венчика  
Тычинки  
Пестики  
4. Сделайте вывод, почему тычинка и пестик — главные части цветка, запишите в тетрадях.
Домашнее задание.
Рабочая тетрадь № 1 задание №2; составить кроссворд;