Проект на 2014-2015 учебный год по теме: «Педагогические условия в формировании нравственных представлений детей дошкольного возраста посредством сказок


Проект на 2014-2015 учебный год
по теме: «Педагогические условия в формировании нравственных представлений детей дошкольного возраста посредством сказок.
Воспитатель: Нагаева Гульшат Ринатовна
Вид проекта: долгосрочный (1сентября – 1 июня), познавательный, творческий, групповой.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители детей.
Цель проекта : Развить и воспитать в душе каждого ребенка духовное начало, чувства, чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком.
Задачи:
1. Побуждать у детей интерес к русским народным сказкам.
2. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
3. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
4. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
5. Подобрать  диагностические материалы,  направленные на  отслеживание уровня воспитания нравственных представлений детей  на примере  героев русских народных сказок.
6. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.
Актуальность: выбранной мною темы вижу в следующем. В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника – все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей.
Сказка является одним из самых доступных средств нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций, и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.
Предполагаемый результат:
- Если целенаправленно и систематически воздействовать на  нравственные чувства ребенка-дошкольника через сказку, то повысится нравственные представления дошкольников.
-​ Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе.
- Потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость.
-​  Знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.
- Ответственность за свои дела и поступки.
Подготовительный этап:
Подбор и изучение  методической литературы;
Подбор игр дидактических
Подбор библиотеки в книжный уголок
Изготовлен наглядно-дидактические пособия, иллюстрации; изготовлены и обновлены разные виды театра.
Был оформлен уголок по русским народным сказкам
Составила перспективный план
Основной этап проведения проекта осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы: групповые и индивидуальные занятия, вечера сказок, дидактические игры («Отгадай мою сказку», «Откуда Я» (описание героев сказки)), выставки рисунков и поделок сказочных героев.
В работе нами используется наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, просмотр сказок в мультимедийном варианте либо прослушивание записи); словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть по ролям, сочинение сказок); игровые формы (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры). Речевые и музыкальные игры, песни, танцы находят отклик в душе каждого ребенка.
На первом этапе для  выявления  уровня   сформированности  нравственных представлений мы провели  диагностику по методике, предложенной Г.А. Урунтаевой в  книге «Диагностическое обследование детей». ( 64. 25  ). И, конечно же, мы опирались в процессе диагностирования на наблюдения за детьми в повседневной жизни.
Наиболее приемлемыми методами воспитания детей в семье преобладают - чтение сказок, беседа, разговор, объяснения, иногда запрет.
Ответы родителей на поставленные вопросы показывают, что необходимость формирования чуткости, отзывчивости, честности осознаются, однако родители не всегда обращают внимание на формирование нравственных представлений у ребенка, мало используется произведения для воспитания чуткости, отзывчивости, честности.
Я разработала перспективный план работы по формированию нравственных представлений дошкольников
Дата Мероприятия Цель Методы
сентябрь Сказка Л.П.Стрелкова
«Знакомство»
«Личная библиотека вашего ребенка», «Сказка в жизни ребенка», «Как и когда рассказывать сказки» Развитие заботливого отношения к взрослым; внимательность Чтение.
Беседа.
Вопросы-ответы.
Консультации
для родителей.
октябрь Видео просмотр славянской сказки «12 месяцев» Воспитывать нравственные чувства доброты, ответственности за свои поступки Просмотр сказки.
Беседа.
Вопросы- ответы.
«Придумай окончание сказки».
ноябрь Чтение были Л.Толстого «Лгун», «Чашка».
«Лучше горькая, правда, чем сладкая ложь».
«Кто вчера солгал, тому, и завтра не поверят». Воспитание нравственной жизненной позиции Чтение.
Игра «Выбери подарок».
Работа с пословицами.
декабрь Прослушивание на записи сказку «Морозко»
Инсценировка отрывка сказки «Морозко» Воспитание вежливого, добродушного отношения к людям, ответственности за свои поступки; воспитание нравственного поведения в театре и жизни, доброжелательного отношения к сверстникам, любовь к сказкам. Слушание сказки.
Беседа.
«Придумай конец сказки».
«Играем в театр»
январь «Любимый герой сказки прочитанной родителями» Помочь родителям осознать ценность детского чтения как средство воспитания дошкольников, как залог их жизненной судьбы Беседа.
Выставка рисунков.
Консультация.
февраль Рассказывание сказки «Цветик-семицветик» В.Катаева.
Просмотр мультфильма «Цветик-семицветик» Воспитывать любовь к героям произведения, способствовать воспитанию нравственных качеств детей, вызвать сочувствие, сопереживание, желание прийти на помощь.
Рассказывание сказки.
Беседа.
Игра»Что такое хорошо и что такое плохо».
Игра «Загадай одно желание».
Игра «Волшебные слова».
Просмотр мультфильма
март
Анкетирование родителей
«Бабушкин пирог» Выяснить читают родители детям художественную литературу
Анкетирование.
Вопрос-ответ.
Конкурс среди родителей
апрель Праздник «Любимая сказка» (совместно с родителями)
«Колобок на новый лад» Помочь детям и родителям вспомнить сказки, воспитывать дружбу, радость; любовь к сказкам
Игра «Отгадай загадки».
Игра «Сказочные вопросы».
«Продолжи строчку». (задание родителям)
Игра « Музыкальная».
Игра «Продолжи строчку».
Подведение итогов.
Инсценирование сказки
май Мониторинг, подведение итогов Выявления уровня сформированности нравственных представлений Мониторинг качества формирования нравст. представлений дошкольников;
наблюдение
Заключительный этап
Подобрала диагностический материал для  выявления  уровня   сформированности  нравственных представлений, провела  диагностику по методике, предложенной Г.А. Урунтаевой в  книге «Диагностическое обследование детей». ( 64. 25  ). И, конечно же опиралась в процессе диагностирования на наблюдения за детьми в повседневной жизни.
По проделанной работе можно сделать вывод о том, что, формы и методы, применяемые в процессе нравственного развития дошкольников, очень эффективны в формировании нравственных представлений с применением сказок у старших дошкольников.
Результат:
— Дети научились понимать смысл сказок
— Отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя
— Дети стали менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль,
— Произошло взаимопонимание,  благодаря совместной работе детей и родителей;
— Наметилась динамика во взаимоотношениях с родителями, они начали принимать участие в подготовке праздников, выставок; родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке.
 Вывод:
Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие  ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.
Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.
Из всего этого следует: нравственное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.

Литература:
1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» по редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой
2. А.С. Давыдов «Лучшая книга сказок» - М: 2003г.
3. «Большая книга пословиц и поговорок, потешек и загадок» - «Ленинградское издательство», 2003г.
4.Л.Б. Фесюкова «Воспитание сказкой». – М.: 2000
5. С.В. Шамаева «Апология сказки».- М: 2000г.
6. В.В. Гербова «книга для чтения в детском саду и дома» - М: 2005г.
7. И.Г. Дмитриева, Е.А. Требухина «Целостный подход к духовно -нравственному воспитанию дошкольника». – М: 2005г.
8. О.А. Садилова «Волшебные сказки. Духовно – нравственное воспитание детей и подростков» - М: 2005г.