Пособие для детей и их родителей Личная гигиена в процессе занятий физическими упражнениями


Пособие для детей и их родителей
учителя физической культуры
Горбенко Н. Н.
«Личная гигиена в процессе занятий
физическими упражнениями»
Оглавление
Введение ____________________________________________ 2
Основы гигиены физической культуры _____________________3
Гигиенические правила при занятиях физическими
упражнениями
Личная гигиена_________________________________________4
Гигиенические требования к спортивной одежде
Гигиенические требования к спортивной обуви ______________ 5
Основы гигиены спортивного оборудования и инвентаря
Основные требования к освещению спортивных сооружений ___ 6
Вентиляции спортивных сооружений
Режим дня занимающихся физической культурой и спорта _____ 7
Где можно заниматься физкультурой _______________________8
Вывод ________________________________________________9
Список использованной литературы _______________________ 11
Введение
Все мы хорошо знаем такие пословицы, как: «Движение - это жизнь», «В здоровом теле – здоровый дух», «Чистота – залог здоровья», но мало кто задумывается над смыслом этих мудрых, народных пословиц.
Действительно, причина многих болезней - недостаток движения, не правильный уход за собой, за тем, что тебя окружает.
Н.А. Семашко утверждал, что, для укрепления здоровья, человек должен заниматься физической культурой 24 часа в сутки. А для этого он должен хотеть это делать, знать, как правильно это делать, умело реализовывать свои потребности и знания в практической деятельности в процессе самосовершенствования. Решение этих важнейших задач и должно быть главным содержанием уроков физической культуры и гигиены.
Передо мной как учителя физической культуры физическое воспитание имеет три задачи: образовательную, оздоровительную и воспитательную в содействии физическому развитию детей и подростков, в укреплении их здоровья и в подготовке к трудовой деятельности, соблюдение режима дня,
знания и требования личной гигиены к себе и личной гигиены во время занятий физкультурой. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь.
Поэтому, мною была выбрана тема: «Личная гигиена в процессе занятий физическими упражнениями». Тема очень актуальна на сегодняшний момент. По моим наблюдениям, почему то большее количество детей и подростков не умеют соблюдать самые простые правила личной гигиены и не понимают, что это такое.
На уроках физической культуры необходимо формировать у детей представление о личной гигиене, о гигиене спортивной одежды, обуви, спортивного зала или спортивной площадки, где они занимаются.
Основы гигиены физической культуры
Под гигиеной понимают науку о здоровье, о правильной организации отдыха и труда, о предупреждении болезней, о создании условий, благоприятных для сохранения здоровья людей, укрепление здоровья и продление жизни.
Гигиена физической культуры и спорта — это наука о влиянии различных факторов, связанных с занятиями физической культурой, на здоровье занимающихся.
Основными факторами, оказывающими влияние на организм занимающихся являются:
∙ факторы внешней среды — условия, в которых протекают занятия физическими упражнениями в процессе уроков физической культуры и соревнований;
∙ организация и содержание занятий физическими упражнениями в процессе уроков физической культуры;
∙ объем, длительность и интенсивность физических нагрузок при занятиях физическими упражнениями в процессе уроков физической культуры и соревнований;
∙ техническое оснащение и состояние спортивных сооружений;
∙ характер питания;
∙ экипировка занимающихся физической культурой и спортом.
Основная задача гигиены физического воспитания и спорта состоит в разработке мероприятий для предупреждения возможного неблагоприятного влияния различных факторов физической культуры и спорта, улучшения состояния здоровья, физического развития, повышения общей и спортивной работоспособности лиц, занимающихся физической культурой и спортом.
К основным гигиеническим средствам, выполнение которых необходимо при организации занятий физическими упражнениями относятся:
∙ оптимизация условий, режимов и содержания, форм и средств, применяемых в процессе занятий физическими упражнениями;
∙ рациональное питание;
∙ оптимизация физических нагрузок в процессе занятий физическими упражнениями;
∙ закаливание.
Эти задачи и определили конкретное содержание курса гигиены физического воспитания как раздела науки и учебной дисциплины: гигиена воздушной среды, воды, почвы, гигиена планирования, строительства и эксплуатации спортивных сооружений, личная гигиена, закаливание, питание, гигиена тренировки, гигиеническое обеспечение занятий в отдельных видах спорта.
2. Гигиенические правила при занятиях физическими упражнениями
Знание и соблюдение правил личной гигиены необходимо каждому человеку, но особенно важно для тех, кто занимается активной физкультурно-спортивной деятельностью.
Гигиена — основа санитарии, а, следовательно, безопасности человека.
Чтобы уроки физической культуры принесли ребёнку максимальную пользу, необходимо проводить под контролем врача, соблюдая при этом основные правила гигиены, без которых занятия могут нанести вред. Выполняя физические упражнения, следует учитывать состояние здоровья ребёнка, его анатомические и физиологические особенности. Поэтому перед началом каждого учебного года школьник проходит медицинское обследование, на основании которого он зачисляется в одну из медицинских групп: основную, подготовительную, специальную.
Также в начале каждого учебного года и в течение всего учебного года учитель инструктирует учащихся по технике безопасности на уроках: лёгкой атлетике, спортивных играх, гимнастики, лыжной подготовки и т.д., рассказывает о понятиях личной гигиены, что в неё входит, как правильно соблюдать правила личной гигиены.
2.1. Личная гигиена включает в себя общие гигиенические правила: правильное чередование умственного и физического труда, занятия физкультурой, регулярные приемы полноценной пищи, чередование труда и активного отдыха, полноценный сон.
Первоочередным является соблюдение чистоты тела. Ежедневное тщательное умывание, уход за полостью рта, регулярное мытье всего тела,
после душа необходимо хорошо растереть тело полотенцем и сделать легкий массаж основных мышечных групп. Заботиться о чистоте одежды, жилища, закаливание организма.
Для предупреждения инфекционных заболеваний необходимо также соблюдать правила личной гигиены, не пользоваться чужими вещами (мочалкой, полотенцем, носками, обувью, расческой и др.).
Выполнение требований личной гигиены имеет не только индивидуальное, но и социальное значение, так как пренебрежение ими может привести к распространению заболеваний в коллективе.
Личная гигиена подразумевает уход за собственной обувью, одежды и предметов, повсюду окружающих человека.
2.2. Гигиенические требования к спортивной одежде
На уроках физкультуры обязательны спортивная одежда и обувь. При выборе спортивной одежды необходимо руководствоваться не мотивами престижности, а ее гигиеническим назначением в соответствии с условиями, в которых она используется, и деятельностью. К спортивной одежде предъявляются специальные требования, обусловленные характером занятий и правилами соревнований по видам спорта. Она должна быть легкой и не стеснять движения, изготовлена из эластичных, хлопчатобумажных и шерстяных тканей с высокой воздухопроницаемостью, гигроскопичностью, чтобы впитывать пот и не препятствовать теплоотдаче.
Одежду из синтетических тканей рекомендуется применять для защиты от ветра, дождя, снега. Необходимо, чтобы спортивная одежда соответствовала климатическим условиям. В холодное время года одежда должна защищать от излишней потери тепла, а в жаркое - не препятствовать теплоотдаче. Спортивную одежду следует надевать только на занятия и желательно стирать после каждых занятий.
2.3. Гигиенические требования к спортивной обуви требует, чтобы она была легкой, эластичной, хорошо вентилируемой, обеспечивала правильное положение стопы. Тесная обувь приводит к деформации стопы и затрудняет нормальное кровообращение, свободная - способствует появлению потертостей. Лучшим материалом для спортивной обуви является натуральная кожа, которая обладает мягкостью и хорошей гигроскопичностью. Спортивная обувь должна защищать стопу от механических ударных воздействий при беге, прыжках, отсутствие скольжения подошв по поверхности покрытий спортивных сооружений или почве при занятиях физическими упражнениями. Для занятий зимними видами физических упражнений рекомендуется непромокаемая обувь, обладающая высокими теплозащитными свойствами. Ее размер должен быть чуть больше обычного, что даст возможность использовать теплую стельку, а при необходимости две пары носков.
2.4. Основы гигиены спортивного оборудования и инвентаря
Спортивное оборудование и спортивный инвентарь должны соответствовать правилам занятий и соревнований по данному виду спорта. Основное гигиеническое требование к спортивному инвентарю и оборудованию - травмобезопасность.
Для профилактики спортивного травматизма необходим своевременный и качественный контроль, за состоянием технологических устройств, крепления спортивных снарядов, средств - страховки и различных защитных приспособлений.
Важны в санитарном отношении условия хранения и эксплуатации снарядов, канатов и средств - страховки. Их нужно оберегать от повреждений и преждевременного износа и коррозии.
Ежегодно перед началом учебного сезона все спортивное оборудование и инвентарь обследуется специальной комиссией и представителями территориальных органов Санэпиднадзора. Весь инвентарь, защитные приспособления и спортивное оборудование, используемые в различных видах спорта, нуждаются в тщательном уходе.
2.5. Основные требования к освещению спортивных сооружений
В спортивных сооружениях применяется естественное и искусственное освещение. Освещение спортивных сооружений должно отвечать следующим основным гигиеническим требованиям, а именно:
- достаточным по уровню, равномерным, без блескости;
- спектр искусственного освещения должен приближаться к дневному свету;
- искусственное освещение должно быть равномерным, немерцающим.
2.6. Вентиляции спортивных сооружений
В спортивном зале предусматривается искусственная вентиляция или устройство для кондиционирования воздуха. Они необходимы для удаления избытков тепла, влаги, накапливающихся в спортзале во время занятий, очистки воздуха от загрязнений.
С гигиенической точки зрения в спортивном зале целесообразнее располагать приточные и вытяжные отверстия искусственной вентиляции на противоположных торцовых стенах.
Большое значение для спортивной работоспособности имеет температура воздуха в зале, которая должна быть не менее 17°С. , т.е. должна соответствовать гигиеническим требованиям.
Проветривание зала после каждого урока.
2.7. Режим дня занимающихся физической культурой и спорта
Определить режим, одинаковый для всех занимающихся физической культурой и спортом, невозможно, но есть общие физиологические и гигиенические положения, на основе которых занимающимся следует установить личный режим в соответствии со своими особенностями и возможностями и строго придерживаться его.
Если придерживаться рационального режима, то вырабатываются и закрепляются полезные условные рефлексы. Нарушения режима нередко приводят к понижению трудоспособности, плохому самочувствию, снижают спортивные результаты, сокращают «спортивное долголетие».
Для тех, кто регулярно занимается физкультурой или спортом следует определить для себя строгий распорядок дня, в котором должно быть указано время подъема и зарядки, завтрака, обеденного перерыва, возвращения с учебы, приема пищи, отдыха, спортивных занятий.
Режим воспитывает организованность, целеустремленность действий, волю, приучает к сознательной дисциплине.
2.8. Где можно заниматься физкультурой
Заниматься физическими упражнениями можно только в специально предназначенных для этого местах. Нельзя заниматься на запылённых площадках, вблизи загрязнённых территорий. Специальные физкультурно-спортивные помещения всегда должны быть чистыми и хорошо проветренными.
Полы в них после каждого занятия следует протирать влажными тряпками.
Температура в таких помещениях должна соответствовать гигиеническим
требованиям.
Крайне важно перед занятиями, на занятиях и после них соблюдать правила
личной гигиены.
Вывод
Причинами заболеваний и травматизма, связанных с физическими упражнениями, являются нарушения их гигиенического обеспечения, нерациональная методика и организация занятий, неполноценное материально-техническое обеспечение и неудовлетворительное состояние здоровья занимающихся. Профилактика отрицательных явлений требует выполнения ряда условий. Например, заниматься физическими упражнениями желательно в одно и то же время суток, не ранее, чем через 1,5-2 часа после еды (но не натощак), в соответствующей спортивной форме. Необходимо соблюдать постепенность в разучивании новых сложных упражнений и в увеличении их количества. Обувь, одежда, спортивный инвентарь, а также и место проведения занятий, должны соответствовать гигиеническим требованиям. Недопустимы занятия в период болезни, в состоянии значительного утомления или недомогания.
Так же большое гигиеническое значение имеет физическое воспитание в семье. В связи с этим, образовательному учреждению необходимо организовывать деятельность, направленную на повышение компетентности родителей в этой области. Современное образовательное учреждение имеет возможность оказать квалифицированную помощь родителям по формированию здоровья их детей. Формы взаимодействия могут быть различны: тематические родительские собрания, индивидуальные беседы, консультации для родителей, организация совместных занятий родителей и детей и другие формы взаимодействия.
Семья обязана воспитывать у детей привычку к регулярным занятиям физическими упражнениями и поощрять разнообразные подвижные и спортивные игры, особенно на открытом воздухе, постоянно и активно содействовать выполнению ими установленного распорядка дня, правил гигиены и закаливания.
Здоровье человека – это личная и общественная ценность, которая влияет на
уровень духовного, физического и социального благополучия личности, общества и государства. Только здоровые люди могут создавать здоровое общество и государство.
Правила личной гигиены необходимо соблюдать всегда и везде: в быту и на производстве, во время занятий физической культурой и спорта, во время путешествий, походов и т.д.

4. Список использованной литературы
Волков В. М., Филин В. П., "Спортивный отбор": Москва, "Физкультура и спорт", 2008
Коробков А.В., Головин В.А., Масляков В.А., "Физическое воспитание": Москва, "Высшая школа", 2006
П.А. Киселёв, С.Б. Киселёва, «Справочник учителя физической культуры»: Волгоград, 2011 г.