Формирование профессионально важных психических качеств средствами физической культуры и спорта

Формирование профессионально важных психических качеств средствами физической культуры и спорта Внимание Отдельные качества внимания имеют много специфического , в связи с этим при их формировании и совершенствовании используются различные педагогические приемы . Объём и распределение внимание формируются как определенный навык психофизиологической структуре профессиональном действиям , выполняемые в условиях высокого темпа работы . При этом постепенно увеличивается количество воспринимаемых объектов и явлений , расстояние между ними и темп восприятия . Переключение внимания формируется в процессе физического воспитания несколькими путями : упражнениями на переключение внимания с объекта на объект с предварительным усвоением техники и « маршрутов » переключений ; упражнениями с выделением наиболее важных объектов из второстепенных ; тренировками в быстроте переключения внимания с объекта на объект . Концентрация внимания развивается путём воспитания и самовоспитания установки на внимание . Устойчивость внимания обеспечивается выработкой волевых качеств и созданием путём тренировки определенной физиологической базы для проявления устойчивого внимания , в частности , выносливости глазодвигательного аппарата . Большие возможности для качеств внимания представляют гимнастические и строевые упражнения . Эффективным универсальным средством развития внимания является спортивные игры с мячом . Это объясняется тем , что действия в них требуют высокого уровня проявления различных качеств внимания . Так , волейболисту в процессе игры приходится одновременно воспринимать более 10 объектов и их элементов . Например , принимая мяч , он одновременно определяет расстояние до мяча и игроков , следит за перемещением своих игроков и игроков противника , выбирает способ и усилие для передачи мяча и т.д. Кроме того , волейболисту во время игры приходится постоянно моментально менять объекты , на которые направлено внимания . Сделав передачу для нападающего , он переключает свое внимание на страховку , прием и т . д . Только за одну секунду внимания волейболиста переключаются поочерёдно на 3-6 объектов . Длительность игры , разнообразие тактических ситуаций требуют устойчивости внимания. В сё это приводит к тому , что уже сами по себе занятия волейболом способствуют развитию качеств внимания . Например , объем внимания у волейболистов больше , чем у гимнастов , борцов , пловцов на 25-31 % . Упражнения на внимания Упражнения для развития объема и распределения внимания : бег , езда на велосипеде по шоссе ; бег в среднем и быстром темпе с одновременным выполнением заданий для рук и ног ( например , эстафетный бег ) ; бег под гору между деревьями ; прыжки в длину с разбега ; метание легкоатлетических снарядов ; выполнение вольных гимнастических упражнений на координацию движений рук и ног ; жонглирование двумя и более мячами ; ходьба по двум параллельно поставленным гимнастическим скамейкам. Оперативное мышление Эффективными путями развития оперативного мышления в процессе физического воспитания являются : использования элементов тактической подготовки , широкое применение на занятиях спортивных игр и единоборств тренировка в этих видах ; введение определённой системы педагогических воздействий , специально направленных на формирование качества . Существенный эффект оказывают : обучение ( по принципу проблемного обучения и поэтапного формирования умственных действий ) приемам оперативного мышления на материале , специфичном для физического воспитания ; упражнения , направленные на решение различных двигательных алгоритмических (решаемых по определённой схеме ) и эвристических ( требующих творческих усилий мысли ) задач по типу упражнений для развития тактического мышления игровика , бегуна на средние дистанции , борца ; упражнения на развитие наблюдательности , памяти , восприятия , внимания , воли и других психических процессов , связанных с быстрым мышлением . Упражнения на оперативное мышление 1. Выполнение различных тактических алгоритмических и эвристических заданий для бегуна на средине дистанции , игровика , борца , фехтовальщика , боксёра . 2. Эстафета с решением внезапно возникающих алгоритмических и эвристических задач ( легкоатлетические эстафеты с общей зоной передачи , эстафеты с преодолением препятствий , с ведением , переноской мяча ) . 3. Преодоление незнакомых полос препятствий на время . 4. Бег под гору , езда на велосипеде , скоростной спуск на лыжах , санях по закрытому маршруту . 5. Спортивные игры ( бадминтон , баскетбол , бейсбол , волейбол ,ручной мяч , русская лапта , теннис , настольный теннис , мини-футбол , хоккей , волейбол , велополо , мотобол ) . 6. Игра в бадминтон , волейбол , теннис через закрытую сетку . 7. Ориентирование на местности . 8. Игра в шахматы «блиц » . Продолжительность партии – 3 -1 0 минут . На каждый ход – 3-10 секунд . Время на обдумывание и партию постепенно сокращается . Эмоциональная устойчивость В процессе профессионально – прикладной физической подготовки эмоциональная устойчивость обеспечивается путём : 1) приобретение опыта волевого поведения в условиях эмоциональной напряженности, совершенствовании физиологических процессов адаптации к стресс-факторам ; 2) выработки навыков , умений , привычек , саморегуляции эмоциональной напряженности . Для решения первой задачи наиболее эффективными средствами являются упражнения , моделирующие различные стрессовые ситуации и требующие мобилизации всех сил , занимающихся для эффективного выполнения поставленной задачи в заданных условиях . Решение второй задачи осуществляется путём упражнений в приёмах изменения соматических и негативных проявлений эмоций ( контроля и регуляции мимических мышц , мышц скелетной мускулатуры , специальных дыхательных упражнений ) и способах отвлечения от эмоций , самовнушения – самоубеждения . Упражнения , направленные на приобретение опыта волевого поведения в условиях эмоциональной напряженности 1. Бег с горы по сложному маршруту . 2. Эстафета с выполнением двигательных задач , требующих проявления смелости , решительности . 3 . Выполнения различных двигательных задач на высоте ( гимнастическом бревне , гимнастической стенке , специальной площадке ) . 4 . Прыжки в воду с вышки . 5 . Прыжки на батуте ( с выполнением сложных по координации движений ) . 6 . Командные спортивные и подвижные игры ( баскетбол , волейбол , ручной мяч , регби , борьба за мяч , хоккей и другое ) . 7 . Скоростной спуск на лыжах по сложному маршруту . 8 . Скалолазание . Волевые качества Методический основной волевой подготовки является система воздействия , направленных на воспитание конкретных волевых проявлений личности , накопление ею опыта волевого поведения , создание хорошей функциональной , физиологической и морфологической базы для волевых проявлений . Основным средствами для решения этих задач служат физические упражнения , виды спорта , требующие преодоления трудностей , адекватных трудностям производства . Инициативность Формирование этого волевого качества на занятиях физической культурой и спортом осуществляется главным образом за счёт накопления опыта инициативного поведения . С этой целью действительными являются следующие приемы и средства : 1) выполнение физических упражнений на занятиях одним из многих способов по личной инициативе ; 2) самостоятельное проведение тренировочных занятий с группой ; 3 ) соревнования с другими студентами на оптимальное решение двигательной задачи ; 4) самостоятельный выбор тактического плана выступления на соревнованиях ; 5) организация физкультурных и спортивных мероприятий в группе по личной инициативе ; 6) спортивные игры ; 7) единоборство ; 8) эстафеты ; 9) личные соревнования . Смелость и решительность Формированию этих качеств в наибольшей степени способствуют упражнения , содержащие элементы известного риска и требующие преодоления чувства боязни и колебания . Упражнения на смелость и решительность 1. Бег под крутую горку с преодоление препятствий . 2 . Прыжки в глубину и соскоки с гимнастических снарядов . 3 . Ходьба и бег с закрытыми глазами . 4 . Прыжки через препятствия и гимнастические снаряды . 5 . Упражнения на батуте : прыжок на живот – прыжок на ноги , сальто вперёд и назад в группировке , согнувшись . 6 . Преодоление специальных полос препятствий . 7 .Игра в регби по упрощенным правилам с силовыми элементами . 8 . Акробатические прыжки . 9 . Прыжки в воду . 10 .Прыжки-падения на землю , пол . 11 . Быстрое нападение в играх . 12 . Боксёрский поединок с сильным противником . 13 . Скалолазание . Стойкость Наиболее действенным средством формирования этого качества в процессе физического воспитания являются упражнения , которые содержат элементы преодоления значительных внешних и внутренних трудностей , выполняются в неблагоприятных метеорологических условиях , в большом объеме , требуют значительного нервного напряжения . При воспитании стойкости целесообразно использовать приемы , усиливающие эффект применяемых средств : искусственное наращивание усилий , тренировку в группе , соревновательный метод , внесение в тренировку эмоционального фактора , применение технических средств . Во время формирования стойкости нужно тренировать не только волевое усилие , но и физиологическую базу усилия . В этом случае необходимо строго соблюдать принцип постепенности наращивания нагрузок и адекватности их возможностям организма . В противном случае может произойти истощение физиологической базы , что в конечном счёте отразится на волевом действии . Упражнения на стойкость 1 . Медленный длительный бег в сложных метеорологических условиях – до 3 часов . 2 . Темповый кроссовый бег – до 3 часов . 3 . Кроссовый бег по сложной , изобилующей различными препятствиями местности . 4 . Тренировка в кроссе и марш-броске при неблагоприятных метеорологических условиях : в дождь , снегопад , при сильном ветре , высокой и низкой температуре . 5 . Соревнования в марш-броске , беге на 8 , 10 , 20 , 30 км , 42 км 195 км . 6 . Плавание на дальность . 7 . Преодоления специальных полос препятствий . 8 . Борьба с более сильным противником . 9 . Однодневные и многодневные пешие и лыжные турпоходы . 10 . Шлюпочный поход на 20 км и более . 11 . Лыжный переход , велопробег . 12 . Задержка дыхания на время на вдохе или выдохе .