ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ИСТОРИЧЕСКОМУ ПРОШЛОМУ

МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(ФГБОУ ВПО «ВГСПУ»)

Кафедра педагогики



ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ИСТОРИЧЕСКОМУ ПРОШЛОМУ

курсовая работа

по дисциплине «Педагогика»
направления 050100 «Педагогическое образование»
профиля «Русский язык и Литература»






«Прошла защиту»
Оценка________________________
Дата ________________________

Преподаватели

_______________________________

Исполнитель:
Сайкина Е. С.(гр.ФЛ-ФРЛБZ - 21)
____________________________

Научный руководитель:
Сломова О.И., старший преподаватель
___________________________








Волгоград – 2015 Содержание

Введение.... 3
Глава I. Теоретические основы формирования исторического сознания.
История развития идей патриотического воспитания ... 6
Сущность понятия «историческое сознание»....... .16
Педагогический потенциал средств, способствующих патриотическому воспитанию подростков..23
Заключение....34
Литература.......37

Введение.

Социально-экономические и политические преобразования, происходящие в современном обществе, требуют  изменений во всех сферах, в том числе и в сфере образования. От уровня сознания каждого члена общества, его отношения к задачам, которые предстоит решать в стране зависит поступательное развитие всего общества.
Сегодня, как никогда широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Воспитание обеспечивает  общественное развитие посредством передачи новым поколениям социально-исторического опыта в соответствии с целями и интересами определенных классов и социальных групп. От понимания приоритетов воспитательной работы зависит эффективность решения задач во всех остальных сферах жизни: социальной, экономической, политической. Необходимость патриотического воспитания учащихся вытекает из самой сути этого процесса образования, целью которой является развитие системы патриотического воспитания граждан страны.
В условиях модернизации российского образования становление ценностного сознания личности является одной из наиболее важных и актуальных задач современного общества. В соответствии с ФГОС в образовательном процессе осуществляется «становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей». Соответственно, меняется и роль школы, одна из ее главных задач – создание условий для формирования личности, развития у школьника различных видов универсальных учебных действий. Изучение исторического прошлого открывает широкие возможности для формирования ценностных установок. Ученик не просто познает факты, события, процессы и деятельность людей, но и оценивает их с точки зрения своих стремлений, потребностей, интересов, сформированных под воздействием разных жизненных обстоятельств и в ходе предшествующего изучения исторического прошлого. Ценностное отношение человека к историческому опыту отражает такая категория как историческое сознание. Усваивая опыт своих предков в области трудовой деятельности, политических, социальных отношений, последующие поколения учатся анализировать прошлое и оценивать современность, принимать решения для самореализации, т.е. «что я могу?», «чего не могу?», «на что я могу надеяться?». Таким образом, получается неразрывная связь и преемственность прошлого и настоящего, что обусловливает формирование исторического сознания личности. Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путём определить возможности формирования исторического сознания младших школьников на уроках окружающего мира (обществознания). Объект исследования: формирование исторического сознания личности.
Целью настоящего исследования является изучение особенностей деятельности по воспитанию патриотизма у старшеклассников в условиях средней образовательной школы.
Достижение этой цели требовало решения следующих задач:
раскрыть сущность, структуру и динамику формирования ценностного отношения старшеклассников к историческому прошлому;
обосновать педагогические возможности воспитательной системы в формировании ценностного отношения старшеклассников к историческому прошлому;
выявить современные проблемы и тенденции в формировании ценностного отношения старшеклассников;
охарактеризовать основные направления, содержание, способы организации, педагогические условия эффективного формирования ценностного отношения старшеклассников к историческому прошлому.
Объектом исследования выступает патриотическое воспитание как педагогическое явление.
Предмет исследования - организация деятельности учителя по воспитанию патриотизма у старшеклассников.
На основе выведенных задач были определенны следующие методы:
Теоретический анализ педагогической литературы по проблеме.

Глава I. Теоретические основы формирования исторического сознания.
История развития идей патриотического воспитания

Воспитание, как отмечает советский педагог А.И. Пискунов, явление социальное. Оно возникло вместе с человеческим обществом и прошло вместе с ним длительный путь развития. Безусловно, о системе патриотического воспитания в условиях первобытнообщинного и рабовладельческого строя говорить не приходится, но и тогда для людей было чрезвычайно важным осознание принадлежности себя к определенному племени, классу. Однако уже в педагогических системах Древней Греции выделились идеи воспитания гражданина-патриота своего государства. В Афинах идеалом воспитания был гармонично развитый в физическом и умственном плане человек, восприимчивый к прекрасному. В Спарте воспитание носило более суровый характер и готовило воинов, способных сражаться и побеждать. Несмотря на принципиальные различия в воспитательных системах этих городов-государств, особенное внимание в них отводилось специальным беседам государственных руководителей с молодежью, во время которых поднимались политические и нравственные вопросы, звучали рассказы о стойкости и мужестве предков в борьбе с врагами отечества, описывались подвиги известных героев.
Четкие идеи патриотического воспитания впервые появляются в работе Клода Адриана Гельвеция (1715-1771) «О человеке, его умственных способностях и его воспитании». По мнению автора «необходимо сформулировать единую цель воспитания для всех граждан. Эта цель заключается в стремлении к благу всего общества, к наибольшему удовольствию и счастью подавляющего количества граждан. Необходимо воспитывать патриотов, которые в состоянии объединить идею личного блага и блага нации» [1, с. 54]. Такое понимание целей воспитания было связано с борьбой против господства феодализма, которое тормозило экономическое и культурное развитие общества. Неслучайно понятия «патриот» и «патриотизм» стали широко употребляться в период Великой французской революции 1789-1793 гг. Патриотами тогда себя называли себя борцы за народное дело, защитники Республики.
В то же время появилось и другое понимание патриотического воспитания, связанное с воспитанием культуры межнациональных отношений, формировании «любви к людям», без выделения принадлежности человека к какой-либо нации. Развивали эти идеи Жан-Жак Руссо (1712-1778); Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827), который считал центром всего нравственного воспитания «деятельностную любовь к людям»; позже Адольф Дистервег (1790-1866), боровшийся с сословным подходом в решении педагогических проблем и считавший, что «любовь к человечеству и своему народу должна развиваться в теснейшем единстве» [1, с.55].
В России же в прежние годы более распространено было словосочетание «сыны отечества». С незапамятных времен у славян важным качеством, которым должен обладать человек, считалось любовь к родине. Подтверждением этому могут служить дошедшие до наших дней произведения различных жанров фольклора: пословицы, напоминающие о значимости родины в жизни человека такие как «глупа та птица, которой свое гнездо не мило», «не растет трава без корней», «кто не живет на родине, не знает вкуса жизни», былины и сказки, содержащие описание совершенного человека. Традиционно в народном творчестве «добрый молодец» - умный, честный юноша, обладающий завидной силой и храбростью, способный защитить Родину и своих близких.
К ряду русских просветителей, которые считал, что система образования должна соответствовать национальным интересам России можно отнести Н.И. Новикова, С.П. Шевырев, Н.М. Карамзина.
Новый этап в развитии педагогических идей связан с реформами 60-х гг. XIX века. Развитие капитализма, потребность в инициативных, образованных людях вызывали неудовлетворенность существующей системой образования, стремление к ее преобразованию. Наиболее ярким новшеством стало развитие идее народности, высказанная В.Г. Белинским, в педагогической системе К.Д. Ушинского. Под народностью он понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими и природными условиями, а ее выражением родной язык. Именно с этим связано глубокое убеждение Константина Дмитриевича в том, что обучение русских детей должно осуществляться именно на русском языке. Отличительной чертой воспитания русского народа, он отмечал, развитие в детях патриотизма, глубокой любви к родине, и считал это основой нравственного воспитания.
Большой вклад в развитие идей патриотического воспитания внесла плеяда педагогов XIX века, отстаивающих идеи создания самобытной национальной школы, в основе которого лежит воспитание любви к родине. Одним из представителем является автор работ по национальному и патриотическому воспитанию Александр Алексеевич Мусин-Пушкин. В его трудах отражено понимание идеи народности просвещения, ее связи с необходимостью государственного регулирования школьной системы.
Активным последователем идей К.Д. Ушинского был Константин Васильевич Ельницкий (1846-1917). Его труды были обращены именно к теме патриотического чувства у учащихся. Со своими докладами он выступал на публичных лекциях, проводимых для студентов и педагогов.
Ельницкий считал, что любовь к Отечеству и соотечественникам и служение им есть высокий нравственный долг каждого гражданина, и выполнение этого долга обыкновенно доставляет человеку глубокое удовлетворение и счастье. Побуждением к воспитанию патриотического чувства в молодом поколении, по его мнению, является забота о благоденствии государства. «Для государства более полезны такие граждане, которые проникнуты патриотическим чувством и готовы посвятить отечеству свои силы и даже свою жизнь, чем такие, которые равнодушно относятся к его судьбе и его славе. Сила и слава каждого государства в значительной мере зависит от силы патриотического чувства его граждан, от желания и умения их служить ему. Значит, для благоденствия государства нужно воспитывать в питомцах, будущих граждан, патриотическое чувство» [9, с.151].
Обострение противоречий между трудом и капиталом в начале XX века, рост революционности рабочего класса и как следствие неизбежность смены капитализма качественно новой общественно-экономической формацией - коммунизмом ознаменовали новый этап в развитии идей патриотического воспитания. Немного позже В.А. Сухомлинский напишет: «Великий Октябрь одухотворил патриотизм новой целью - борьбой за крепление и развитие нового общественного строя, свободного от эксплуатации и всех форм угнетения и подавления человека человеком. Быть патриотом и интернационалистом - это значит бороться за построение коммунизма в нашей стране» [4, с. 51]. Основоположники научного коммунизма сформулировали основополагающие идеи о необходимости вооруженной защиты отечества трудящихся. Каждый член социалистического общества, писал Ф.Энгельс, «в случае войны, которая, конечно, может вестись только против антикоммунистических наций, должен защищать действительно отечество, действительно очаг» [13, c. 9].
Разработку проблем вооруженной борьбы рабочего класса, военно-патриотической работы в начале XX века, а также их практическое осуществление провели В.И Ленин и созданная им партия нового типа. Они добивались, чтобы члены партии, рабочие тщательно изучали теорию и практику военного дела, исторический опыт сражений рабочего класса. Взращивая революционный патриотизм, большевики проводили собрания и митинги, лекции и доклады, выпускали газеты и воззвания, создавали комиссии и штабы по руководству отрядами Красной гвардии, в ряды которой наравне с закаленными бойцами принимались молодые рабочие, женщины. Особое внимание уделялось военному обучению и подготовке командных кадров.
В начале 20-х гг., когда международный империализм прекратил прямую агрессию против пролетарского государства, в мирной обстановке встал вопрос о характере Советского государства, о формах и методах военно-патриотической работы. В 1920 г. было создано Военно-научное общество, которое вело большую теоретическую работу, организовывало пропаганду военных значений в войсках и рабочих коллективах. Члены общества издавали статьи и брошюры, читали лекции и доклады, вели практическую работу по обучению трудящихся основам военного дела. Постепенно сложилась стройная система научно-педагогических взглядов, с помощью которой можно было решать первостепенные организационные и идеологические задачи нового общества, возникшего на разрушенных традициях дореволюционной школы России.
Новая педагогическая наука, советская педагогика, учитывая все сложности и особенности развития нового государства, опиралась на глубинные традиции народного воспитания (народную педагогику), педагогические теории и учения прогрессивных педагогов прошлого, стремившихся к тому, чтобы образование было доступным для народа, чтобы воспитание пробуждало все лучшее, что заложено в человеке (Т. Мор, Т. Кампанелла, А. Сен-Симон, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, В.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов), педагогические теории педагогов и мыслителей советского времени (В.И Ленин (1870-1924), Н.К. Крупской (1869-1939), А.С. Макаренко (1888-1939) и др., теорию научного коммунизма-марксизма [17, с. 47].
В период Великой Отечественной Войны, несмотря на колоссальные трудности, правительство СССР не ослабляло внимания к делу просвещения и воспитания. Главными задачами военно-патриотического воспитания в годы войны были: наращивание морально-политического потенциала страны, поддержание у советских людей уверенности в безусловной победе над фашисткой Германией, сплочение трудящихся и воинов Советской Вооруженных Сил вокруг партии, всемерное укрепление союза рабочего класса и крестьянства, советской интеллигенции, вооружение их ясным пониманием справедливости войны в защиту социалистического Отечества. [12, c. 24].
Широкое развитие в дни Великой Отечественной войны получил общественно полезный труд учащихся. В 1941 году правительством было принято постановление об обучении сельскохозяйственным работам школьников старших классов. Сотни тысяч учащихся страны принимали участие в сенокосе, уборке урожая и других сельскохозяйственных работах. Огромную помощь оказала молодежь Советской Армии и оборонной промышленности страны. Заказы оборонных предприятий выполняли в школьных мастерских учащиеся почти всех крупных городов страны. Школьники принимали участие в сборе металлолома и строительных работах.
Активно росло число тимуровских команд. Ребята дежурили в госпиталях, читали раненным газеты, писали по их просьбе письма родным, помогали семьям фронтовиков и инвалидов Отечественной войны, поднимали дух воинов, устраивая концерты и собирая подарки для бойцов и детей из освобожденных районов.
Идея укрепления связи армии и народа, которой уделялось большое внимание в общей системе военно-патриотической работы в довоенные годы, возымела успех, вероятно, их идейное единство послужило подспорьем в борьбе с немецким фашизмом и предопределило исход Второй Мировой войны.
Говоря о развитии педагогических идей патриотического воспитания, необходимо особенно отметить вклад таких советских педагогов как Антон Семенович Макаренко, Виктор Николаевич Сорока-Росинский и Василий Александрович Сухомлинский.
В.А. Сухомлинский, являясь автором ряда статей и книг, среди которых «Рождение гражданина», патриотическое воспитание школьников (Записки сельского учителя), «Родина в сердце», ключевым понятием в вопросах патриотического воспитания выделяет понятие «Родина», его связь с понятиями «человек», «труд», «долг», «любовь», «природа». Привязанность и преданность человека Родине, по Сухомлинскому, выступают мерой его социальной зрелости и всех его общественно значимых жизненных проявлений. А логика патриотического воспитания заключается в том, чтобы любовь к Родине утверждалась в подрастающем поколении «на основе активного проявления его собственной души и разума», его труда. «Труд - это корни, питающие могучее чувство к родной земле» [24, с. 52]. Еще одной опорой в воспитании патриотического чувства, по мнению В.А. Сухомлинского, выступает историческая память народа. Он высоко оценивал социальную значимость национальных традиций. «Познавая свой народ, свое Отечество, человек познает самого себя, осмысливая свою личность как частицу народа, постигает самое нежное и самое суровое чувство - чувство долга перед народом, перед Отечеством» [24, с. 51]. Необходимость бережного отношения к высшим социальным ценностям, по словам великого педагога, бесспорна, поскольку их «эрозия чревата опустошением сердец молодого поколения» [24, с. 58].
Особенную роль Василий Александрович отводил воспитанию классикой. О значении культурного наследия писал и директор школы-коммуны им. Достоевского В.Н. Сорока-Росинский (1882-1960). В своем труде «Национальное и героическое в воспитании» он писал: «Национальная песня, будя героизм и древнее чувство любви к родной земле, является лучшим методом воспитания национального чувства и обеспечивает ему путь высокого этического развития. Национальная песня еще поэтому и может помочь школе предотвратить от подрастающего поколения грозящую при слишком быстром разрыве с прошлым опасность; точно также устранена будет и опасность запошления национального чувства и его извращения в шовинизм» [61, с.60].
При написании научных трудов в период 1950-х - 1960-х гг. в основу был положен принцип заблаговременной подготовки населения к защите Отечества. В своей статье «Готовить молодежь к защите отечества», которая стала впоследствии методологическим ориентиром, министр обороны А.А. Гречко раскрывал вопросы воспитания молодежи в духе любви к социалистической Родине и готовности защищать ее в процессе совершенствования военной и физической подготовки допризывной и призывной молодежи. В эти годы в научно-популярных брошюрах также вырабатывались практические рекомендации, направленные на укрепление единства армии и народа, раскрывались основные формы связей Советской Армии и Военно-морского флота с обществом [33, c.19].
Советские мальчишки хотели быть космонавтами, летчиками, моряками, десантниками. Молодой человек, не служивший в армии, был для окружающих «белой вороной», его либо презирали, либо жалели. В советских школах воспитание патриотизма определялось ее уставом, в старших классах общеобразовательных учреждений, начиная с 1967 года, был введен учебный предмет «Начальная военная подготовка».
Таким образом, можно говорить о том, что значение патриотизма в советской педагогике было очень велико, этому свидетельствует многообразие форм работы в этой области. В этой связи можно очертить круг основных задач патриотического воспитания:
- воспитание любви к своему краю, месту, где человек родился и вырос.
- разъяснение и использование государственных символов: герба, флага, гимна - как в специальных беседах, так и в различных мероприятиях, посвященных, например, революционным праздникам.
-знакомство с природой на уроках природоведения и во время экскурсий развивало и укрепляло чувство любви к родной природе, усиливало понимание преобразующей роли советского гражданина.
-укрепление чувства национальной гордости путем знакомства детей с достижениями отечественных ученых и изобретателей на уроках физики, химии, математики, биологии.
-формирование чувства братской солидарности с народами, борющимися за свою свободу и независимость по средством проведения вечеров солидарности, митингов и манифестаций.
Причиной изменений в содержании и организационных формах образования школьников стал новый исторический период - революционная перестройка советского общества 1985 - 1991 гг. Перестройка сознания и переоценка ценностей кардинально изменила технократическую парадигму педагогики, предъявившую требование воспитания человека, готового служить делу, послушного закону и способного бороться с нарушителями. Теперь перед школой ставилась задача воспитания творческой активности учащихся, инициативы, применения индивидуальных способностей в интересах коллектива и общества. Стандартом необходимым гражданину демократического общества выступили такие качества, как принципиальность, надежность, трудолюбие, твердость убеждений и способность отстаивать их.
Поиск инновационных подходов в конце 80 - начале 90-х годов привел к появлению проектного воспитания, устремленного в будущее демократическое общество, общегуманистической идеи перехода от авторитарной системы отношений к демократической стала педагогика сотрудничества. Она нашла свое воплощение в авторских моделях гуманистических школ Ш.А. Амонашвили, И.П. Волокова, В.А. Караковского, А.Н. Тубельского, М.П. Щитинина и других педагогов.
Утверждение идеи патриотизма в условиях современной России осуществляется на новых концептуальных основах и регламентируется рядом правовых актов. Основными из которых являются Закон Российской Федерации «Об образовании», принятый в 1992 году и Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», подписанная Правительством Российской Федерации в 2001году. Согласно этим документам целью патриотического воспитания является формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота России и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Основываясь на законодательной базе, ведется разработка изменений, вводимых в содержание образовательных программ, разработка новых программ и технологий, направленных на формирование патриотических чувств у подрастающего поколения.
Таким образом, мы наблюдаем трансформацию идеи патриотического воспитания во времени. Так, еще в XX в., имея перед собой задачу укрепления связей между отдельными частями Киевского государства, Владимир Мономах выбрал средством объединения воспитание подрастающего поколения в духе мужества, трудолюбия, гуманности, любви к Родине. Развитие западничества начиная с правления Петра I, привело к разрыву чувства привязанности к Отечеству. Постепенному возвращению к корням, способствовало в. широкое распространение идеи К.Д. Ушинского о народности в общественном воспитании в середине XIX, которые в начале XX в. под влиянием революционных движений трансформировались в идею народной школы. В советский период патриотическое воспитание представляло собой идею гармоничного сочетания пролетарского интернационализма и советского патриотизма. Изменение сознания и переоценка ценностей в период перестройки привели к изменению идеалов воспитания. Начиная с середины 80-гг. XX в., общегуманистические идеи педагогики предполагают воспитание человека, готового служить делу, а не лицам, законопослушного гражданина.


Сущность понятия «историческое сознание»

В ходе изучения истории формируется историческое сознание. Историческое сознание это одна из важных сторон общественного сознания. Под историческим сознанием в науке понимается совокупность представлений общества в целом и его социальных групп в отдельности, о своем прошлом и прошлом всего человечества.
Каждая национальная и социальная общность обладает определенным кругом исторических представлений о своем происхождении, важнейших событиях в своей истории, деятелях прошлого, о соотношении своей истории с историей других народов и всего человеческого общества. Такие представления получают выражение прежде всего во всякого рода исторических преданиях, сказаниях, легендах, сказках, составляющих неотъемлемую часть духовной жизни каждого народа как один из способов его самовыражения и самоутверждения. Благодаря этому данная общность людей осознает себя как народ на основе знаний своего прошлого, на основе знаний своего места в мировом историческом процессе. Тем самым история органически вплетается в общественное сознание. Все его элементы, составляющие в совокупности сознание общества (взгляды, идеи, политическое и правовое сознание, мораль, религия, искусство, наука), имеют свою историю. Они могут быть поняты и познаны только на основе исторического подхода, рассматривающего каждое явление с точки зрения конкретных условий и обстоятельств его возникновения, условий развития. Именно поэтому обращение к прошлому постоянно содержится в дискуссиях по кардинальным проблемам современности, на основе оценок прошлого разрабатываются современные социальные теории и идеологические системы. Таким образом, получается неразрывная связь и преемственность прошлого и настоящего.
Усваивая опыт своих предков в области трудовой деятельности, политических, социальных отношений, последующие поколения учатся анализировать прошлое и оценивать современность, принимать решения для самореализации, т.е. «что я могу?», «чего не могу?», «на что я могу надеяться?». Через осмысление исторического опыта обретается понимание настоящего.
Как и всякие другие формы общественного сознания, историческое сознание имеет сложную структуру. Можно выделить четыре уровня.
Первый (низший) уровень исторического сознания формируется такими же способами, как и обыденное, на основе накопления непосредственного жизненного опыта, когда человек на протяжении своей жизни наблюдает какие-то события, или даже является их участником. Широкие массы населения как носители обыденного сознания на низшей ступени исторического сознания не способны привести его в систему, оценить с точки зрения всего хода исторического процесса. Чаще всего оно выступает в расплывчатых, эмоционально окрашенных воспоминаниях, зачастую неполных, неточных, субъективных. Так, участвовавший в Великой Отечественной войне рядовой солдат не мог представить себе всей масштабности этого события и дать ему оценку. Это могут сделать только историки на основе обобщения всей совокупности фактов и событий. Однако в сознании рядовых солдат, всей массы простых людей складывался основной вывод: «мы победили».
Следующая ступень исторического сознания может формироваться под влиянием художественной литературы; кино, радио, телевидения, театра, живописи, под влиянием знакомства с историческими памятниками. На этом уровне историческое сознание также еще не превращается в систематическое знание. Образующие его представления еще отрывочны, хаотичны, не упорядочены в хронологическом отношении. Они, как правило, отличаются яркостью, большой эмоциональностью, впечатления от увиденного или услышанного сохраняются порой на всю жизнь. Такие впечатления объясняются силой таланта большого художника, который, владея словом, кистью, оказывает на человека огромное эмоциональное воздействие. Это накладывает на писателя, драматурга, режиссера, художника большую ответственность за историческую достоверность и правдивость его творений. Государственная деятельность и образ Петра I у широких масс населения чаще складывается не по академическим исследованиям и монографиям, а по впечатляющему роману А. Толстого и снятым по нему фильмам. Незабываемое впечатление на человека об Иване Грозном производит картина И.Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван». И хотя многие сущностные моменты исторического процесса остаются, так сказать, за кадром, читатель (зритель) судит об эпохе именно по данному художественному произведению. На этом уровне исторического сознания объективная реальность особенно часто выражается в мифах, легендах, и даже анекдотах о Петре I, Екатерине II, А. В. Суворове и т. д. Эти формы народного творчества имеют, как правило, самоутверждающую иронию русского национального характера.
Третья ступень исторического сознания формируется на основе собственно исторических знаний, приобретаемых на уроках истории в школе, где учащиеся впервые получают представления о прошлом в систематизированном виде. К сожалению, изучение отечественной истории в школе затягивается на несколько лет, и в результате при завершении изучения курса отечественной истории учащиеся плохо помнят то, с чего они начинали. Причем для большинства людей изучение истории на школьном уровне и завершается. В вузах изучают историю, относительно ко всему населению страны, очень малая группа граждан, и то, как правило, в небольших объемах.
Возможно пополнение знаний по истории на любительском уровне, однако такого рода личный интерес проявляется не так часто, да и подходящих популярных книг по отечественной истории немного. Поэтому общие представления об отечественной истории должны закладываться в средней школе. В связи с этим должно быть уделено серьезное внимание как подготовке высококвалифицированного учителя истории, так и качеству школьных учебников.
На четвертой (высшей) ступени формирование исторического сознания происходит на базе всестороннего теоретического осмысления прошлого, на уровне выявления тенденций исторического развития. На основе накопленных историей знаний о прошлом, обобщенного исторического опыта формируется научное мировоззрение, предпринимаются попытки получить более-менее четкое представление о природе и движущих силах развития человеческого общества, его периодизации, смысле истории, типологии, моделях общественного развития.
На этом уровне исторического сознания предпринимаются попытки объяснить человеческое прошлое во всей его противоречивости и сложности как на конкретно-историческом, так и на теоретическом уровнях. Формирование исторического сознания на теоретическом уровне помогает мыслить историческими категориями, видеть общество в диалектическом развитии, в изменении, осмысливать исторический процесс в динамике, в хронологической взаимосвязи времен. Носителем этого уровня исторического сознания является историческая наука. Обладая систематизированными научными знаниями истории общества, историческая наука может определить ведущие тенденции общественного развития, сформулировать некоторые прогнозы.
Таким образом, историческое знание как элемент общественного сознания, составляющего духовную сторону исторического процесса, нужно воспринимать системно, во всех его ступенях и уровнях, так как без системного подхода представление об историческом сознании будет неполным.
Изучением различных аспектов исторического сознания занимаются многие зарубежные и отечественные ученые. В изучении этой проблемы можно выделить несколько основных подходов. Гносеологический ( В.В. Балахонский, И.С. Кон, В.И. Копалов, Б.Р. Могильницкий, А.И.Ракитов, А.К. Уледов), трактующий историческое сознание в основном как познавательное отношение к прошлому, раскрывающий роль исторической науки в историческом сознании. Онтологический (Г.А. Антипов, С.И. Дегтярев, М.А. Киссель, Л.К. Нагорная, А.И. Ракитов, Ф.А. Селиванов и др.), исследующий генезис исторического сознания посредством определения его места в общественном сознании в целом. Аксиологический (М.А. Барг, А.В. Гулыга, В.А. Ельчанинов, Ю.А. Левада, В.М. Межуев, А.С. Самиев), оценивающий историческое сознание как основу и механизм преемственности, как осознание исторической идентичности. Функционально- социологический (Л.М. Дробиджева, О.Ф. Гаврилов, Г.Т. Журавлев, А.М. Коршунов, М.В. Литвинов, В.И Меркушин), представители которого акцентируют внимание на социальных функциях исторического сознания, его роли в формировании исторического самосознания. Типологический (В.Т. Маклаков, А.И. Панюков, и др.), объясняющий генезис исторического сознания как процесс постепенного становления его форм. В отечественной социально- философской литературе различные аспекты проблем исторического сознания, философии истории стали предметом обсуждения в начале 80-х годов. Можно отметить исследования А.А. Бутенок, И.А. Гобозова, Л.С. Васильева, В. М. Межуева и др. В отечественной литературе характеристики исторического сознания, представлены в работах Юрия Левады. Для понимания сущности «исторического сознания», обратимся к понятию «сознание». В процессе развития психологии категория сознания меняла свое значение. До сих пор психологи трактуют «сознание» по-разному. Остановимся на некоторых основных учениях о сознании. Известно, до конца XIX в. предметом изучения психологии была душа. На рубеже XIX и XX вв. структурализм был самой распространенной и значительной психологической школой в США. Предметом изучения психологии становится содержание сознания, его структура. Главной задачей структурализма становится определение точного содержания сознания [1]. Д. Дьюи на основе уже имеющихся теорий делает вывод, что сознание – психический процесс «исследования» и адаптация к среде. Таким образом, главной функцией сознания функционалисты выделяют адаптацию. В XX веке зарубежная психология меняет свой предмет исследования. Появляются и начинают активно развиваться направления: 1) бихевиоризм – предмет изучения - поведение; 2) психоанализ – предмет изучения – бессознательное. Проблемой сознания активно занимаются отечественные ученые.
Л.С. Выготский рассматривал сознание в рамках его происхождения и развития. Искать источник сознательной деятельности нужно не в глубинах мозга и духа, а во внешних условиях жизни, в социально-исторических формах существования человека, что соответствует философской основе отечественной психологии. Сознание – это особое свойство психики, специально направленное на самоконтроль жизнедеятельности индивида, в том числе, на контроль функционирования самой психики [1,с.31]. Согласно Р. С. Немову, сознание – это высший уровень психического отражения человеком действительности, ее направленность в виде обобщенных образов и понятий [8,с.678]. Ю. Левада характеризуя понятие «историческое сознание» отмечает, что «этим понятием охватывается все многообразие стихийно сложившихся или созданных наукой форм, в которых общество осознает (воспроизводит и оценивает) свое прошлое, точнее – в которых общество воспроизводит свое движение во времени. В каждую данную эпоху историческое сознание представляет собой определенную систему взаимодействия «практических» и «теоретических» форм социальной памяти, народных преданий, мифологических представлений и научных данных» [7., с. 305]. Не менее распространенным стало определение, данное Жаном Тощенко: «Если охарактеризовать суть и содержание исторического сознания, то можно сказать, что оно представляет собой совокупность идей, взглядов, представлений, чувств, настроений, отражающих восприятие и оценку прошлого во всем его многообразии, присущем и характерном как для общества в целом, так и для различных социально-демографических, социально-профессиональных и этносоциальных групп, а также отдельных людей» [1, с. 76]. С другой стороны, стоит обратить внимание на давние размышления Михаила Барга о том, что «историческое сознание в собственном смысле слова – это такая форма общественного сознания, в которой совмещены все три модуса исторического времени – прошлое, настоящее и будущее. Только их5 сопряжение (что возможно лишь на почве настоящего) в состоянии перевести статику воспоминания и созерцания в динамическую форму предвидения и целеполагания» [3, с. 38].

Педагогический потенциал средств, способствующих патриотическому воспитанию подростков

Теоретический анализ патриотического воспитания в историко-педагогической ретроспективе и современного его состояния позволяет сделать вывод о том, что в российском обществе имеется выраженный социальный заказ на формирование патриота, гражданина нашего Отечества. Подтверждение этом у мы находим в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Согласно этому документу современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации [21, с. 11].
В этой связи, в новых общественно-политических и социально-экономических условиях жизни страны развитие патриотического воспитания в общеобразовательной школе становится одним из приоритетных направлений, возрастает значение общеобразовательной школы как центра патриотического воспитания. Однако стоит отметить тот факт, что на современном этапе развития российской системы образования задачи патриотического воспитания реализуются слабо. Свидетельство этому мы можем найти в ряде социально-психологических и педагогических исследований современных ученых таких как А.А. Аронов, А.К. Быков, Л.И. Котруца, В.П. Лукьянова, В.И. Лутовинов, В.Ю. Микрюков, Г.Н. Мусс, Д.Г. Ряхов и др. Результаты этих исследований показывают, что во многих школах возможности учебно-воспитательного процесса для практического осуществления этого вида воспитания используются не в полной мере. Повышению эффективности этой деятельности способствует, по мнению В.П. Лукьяновой, ясное представление о ее специфике.
Прежде всего эта специфика проявляется в цели и задачах, в совокупности составляющих содержания социального заказа, поставленного перед школой и другими социальными институтами. Патриотическое воспитание, являясь одним из видов воспитания, образует собственную систему. Согласно определению А.А. Аронова, система патриотического воспитания - это единство и совокупность целей и задач, содержания и принципов, методов и средств, организационных форм, обеспечивающие целостное, организованное, постепенное, непрерывное, активное воздействие всего воспитательного процесса на сознание, чувства и поведение школьников с целью всесторонней подготовки их к выполнению своего патриотического долга [20, с.60]. Рассмотрим компоненты этой системы.
Цель патриотического воспитания - развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности [18, с. 34].
Изучив позиции современных педагогов, мы сделали вывод о том, что достижению цели формирования у подрастающего поколения высоких социально значимых качеств, готовности реализовать их в интересах общества и государства способствует реализация следующих задач:
Философско-мировоззренческая подготовка школьников, помощь им в определении смысла жизни в условиях осуществляемых преобразований, формирование самосознания, ценностного отношения к личности, государству, к идеям и ценностям их возрождения и развития
Приобщение к системе важнейших ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры России, формирование потребностей в высоких духовно-нравственных и культурных ценностях и их дальнейшем развитии.
Создание конкретных условий для реализации склонностей и способностей различных групп учащихся с учетом их интересов, потребностей в разнообразных сферах человеческой деятельности и общения.
Воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие социальной и гражданской ответственности как важнейшей характеристики молодых людей, проявляющейся в заботе о благополучии своей страны, ее укреплении и защищенности.
Воспитание положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, развитие потребности в труде на благо общества, государства, формирование социально значимой деятельностной устремленности.
Формирование и развитие потребности в духовной жизни, в нравственно здоровом образе жизни, способности жить счастливо с семьей, поддерживать благоприятный морально-психологический климат в коллективе и т.п.
Цели и задачи определяют содержание воспитания - совокупность знаний, ценностей, идей и идеалов, норм поведения, элементов материальной и духовной культуры общества, которые подлежат усвоению, превращению в индивидуальный внутренний мир личности, в систему убеждений, мировоззренческих принципов [19, с. 98]. Исходя из этого, ученые выделяют конкретные направления в содержании патриотического воспитания. В своем исследовании мы придерживаемся классификации В.П. Лукьяновой. Всего она выделила 8 компонентов: культурно-историческое, военно-историческое, духовно-нравственное, правовое, военно-техническое, физическое, психическое, профессионально-деятельностное.
В данный момент перед многими мыслящими людьми нашей страны встает вопрос, - каким образом поднять патриотический дух среди молодежи, что нужно сделать, для того, что бы подрастающее поколение ценило и любило свою родину, почитало традиции предков и не забывало их. Именно такие задачи ставятся в данный момент перед работниками социально-культурной сферы. Они должны не просто помогать детям и подросткам с пользой проводить свое свободное время, но и не навязчиво, посредством дружественного общения назидать основные принципы патриотизма, любви к родине, родному краю. Данная цель должна воплощаться не только в столичных городах нашей страны, но и в первую очередь в поселках и деревнях России.
События последнего времени подтвердили, что девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.
Каждый подрастающий Россиянин, Русский должен знать, и гордиться историей своего государства. Большинство молодых людей живущих в нашей большой стране даже не имеют представления о многих великих деятелях политики и культуры своей Родины. Получив представление лишь о самых выдающихся гениях России, они не понимают, что являются ущербными в своих знаниях. Задача работников социально-культурной сферы расширить кругозор молодежи, внести в их жизнь разнообразие, как можно больше рассказав им о великих соотечественниках. Именно на гордости за свою нацию зиждется патриотизм каждого человека, независимо от его национальности и вероисповедания. Всем нам известно, что в данный период времени служба в вооруженных силах РФ не пользуется большой популярностью, одной из важнейших причин отказа молодых людей вступать в ряды армии является именно отсутствие желания защищать свою Родину, служить для нее, безвозмездно, без какой-либо наживы. В сегодняшнем обществе на первый план вышли материальные интересы, и именно их удовлетворение руководит современной молодежью. Воспитанные по западному образу жизни, взяв из него все самое худшее люди, стремятся заработать как можно больше денег. Не думая о своем государстве, о том плачевном положении, в котором оно находится. Многие ругают и отрицательно отзываются о социалистическом строе, при котором наша страна просуществовала 75 лет. Но, тем не менее, именно в те годы люди имели общую цель в жизни. Меньше уделяли внимания материальным ценностям, а уровень духовности был много выше сегодняшнего. Именно в эти годы на экранах появлялись шедевры кино, а в театрах ставили гениальные спектакли, которые завоевывали международные награды.[8.с.45]
Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию граждан с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма, переносом основных усилий по патриотическому воспитанию в регионы, общественность которых демонстрирует негативное отношение к сепаратизму и указывает на необходимость более активного участия центра в проводимых на местах мероприятиях патриотической направленности.
Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов; массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными структурами, общественными движениями и организациями; деятельность средств массовой информации, научных и других организаций, творческих союзов, направленную на рассмотрение и освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества. Главными направлениями патриотического воспитания в современной России является обеспечение духовно-нравственного единства общества. Снижение степени идеологического противостояния, возрождение истинных духовных ценностей российского народа, упрочение единства и дружбы народов Российской Федерации; в социально-экономическом плане - обеспечение заинтересованности общества в развитии национальной экономики и на этой основе снижение социальной напряженности, поддержание общественной и экономической стабильности; в области обороноспособности страны - стремление молодежи к службе в Вооруженных Силах, готовность граждан к защите Отечества, сохранение и развитие его славных боевых и трудовых традиций.[16.с110]
Стоит рассмотреть проблемы в воспитании современного подростка.
Основной социальной причиной нарушений общественных норм определённой частью молодых людей является уклад жизни, уровень развития производительных сил, зрелости общественных отношений, политической системы, системы образования, обучения и воспитания. Так преступность, пассивность, потребительские настроения, скептицизм молодёжи явились следствием стагнации общества, его перехода к иному общественному строю, а также серьёзных недостатков в реализации современных реформ, в процессе воспитания. На мой взгляд, основное противоречие в сфере воспитания молодёжи - это противоречие между объективно усложняющимися общественными отношениями, всё возрастающими требованиями, предъявляемыми обществом к подрастающему поколению, и недостаточно использующимися социально-экономическими, идеологическими, политико-воспитательными средствами воздействия на человека.[22.с.90]
Развитие самой личности происходит противоречиво, и учёные по-разному подходят к трактовке и пониманию этого вопроса. Например, А.Г. Ковалёв различает такие внутренние противоречия, как противоречие между отдельными сторонами или свойствами личности вследствие их неравномерного развития; противоречие между различными формами отражения, логическим и чувствительным; противоречие, возникающее вследствие несоответствия природных данных и приобретённых свойств личности. Б. Т. Лихачёв выделяет такое противоречие, как противоречие “между объективной необходимостью стать гражданином, развитием чувства долга ответственности, общественной активности, целеустремлённости и субъективной трудностью такого становления из-за отсутствия жизненного опыта, волевой напряжённости, развития сознательности”.
Движущим механизмом, источником самовыражения, самореализации молодёжи является противоречие между объективной необходимостью развития их способностей, склонностей, выполнения ролей, статусов в обществе и субъективной трудностью такого становления в силу недостаточного опыта, всё усложняющихся условий жизнедеятельности, социальных связей, возрастающих информационных потоков.
Своевременность разрешения основного и других противоречий в сфере воспитания личности обусловливает характер совершенствования процесса развития личности, а преодоление противоречий означает зарождение новых противоречий. Следовательно, противоречия - есть источник формирования, развития личности. Общественно-экономические и политические преобразования, происходящие в России, оказывают влияние на обострение противоречий в обществе, в том числе и в системе управления процессами воспитания. В этой системе усугубляются противоречия. Несоответствие между стремлением видеть российское общество процветающим, с современной рыночной экономикой, гражданским обществом и тем состоянием России, в котором она, с точки зрения большинства молодёжи, находится. Это - полуразвалившаяся экономика, коррумпированность властей, нищенское существование большинства молодых людей, нарастание криминального беспредела и т. д.
Догматизм и шаблоны в преподавании, оторванность его от действительности, бесконфликтность и прямолинейность некоторых учебных курсов, особенно гуманитарного цикла, их претензии на истину в последней инстанции формируют у молодёжи облегчённое представление о модернизации российского общества, собственности, политике и власти, мере труда, и потребления, настоящих и мнимых ценностях. Учителя оказались неподготовленными к новым условиям организации учебно-воспитательного процесса. Социологические исследования показывают, что они в преподавании пользуются авторитарными методами. Противоречие между старыми ценностями общества, с которыми, молодые люди ещё не успели расстаться, и новыми, которые они ещё не успели освоить. Молодёжь отрицательно относится к коммунизму и социализму как ценностям старого общества и в то же время настороженно воспринимает индивидуализм, приветствует ценность рынка, частной собственности, свободы, демократии, религии, церкви.
Для многих молодых людей труд утратил смысл как средство самореализации, самоутверждения. Вместе с тем реалии жизни (безработица, неплатежи, задержки заработной платы и т. п.) стимулируют определённую часть молодёжи к пересмотру традиционных взглядов, побуждают к добросовестному труду, приобретению новых профессий, к учёбе. Борьба между потребностями молодёжи в повышении своего благосостояния и возможностями российского общества удовлетворить таковые потребностями. Формирование в стране новой идеологической системы и непоследовательность осуществления государственного курса на демократизацию политики неосознанно заставляет подрастающее поколение воспринимать все идеи и предложения с отрицательной точки зрения.[7.с.160]
В России ныне наблюдается политическая усталость, апатия молодёжи от безрезультатных политических дискуссий, обещаний и т. п. Это - следствие ответной реакции молодёжи на безразличие государства и общества к её проблемам. Вместе с тем, в обществе утверждается политический плюрализм в создании новых молодёжных структур. Противоречие между декларируемым строительством правового социального государства и правовой, социальной незащищённостью молодёжи, в том числе детей. В стране чётко обозначились обнищание молодёжи, снижение рождаемости, рост числа разводов, показателей сиротства и детской заболеваемости, смертности. Лишь 14% детей сегодня практически здоровы, 35% страдают хроническими заболеваниями. Вырос уровень подростковой преступности (каждое десятое преступление совершается несовершеннолетними), наркомании, токсикомании, которые в 1,5 - 2 раза растут быстрее, чем среди взрослых.[6., с.16]
В Российском обществе стала проявляться тенденция «дурных болезней от дурного поведения». Так, в Сахалинской области превышен эпидемический порог по количеству заболеваний сифилисом. 23 подростка в возрасте до 14 лет больны сифилисом. Случаи заболевания сифилисом были отмечены в каждом учебном заведении - от профтехучилища до самых престижных вузов. Особое влияние на молодое поколение оказывает преступный мир, а распространение его морали, психологии создаёт предпосылки воспроизводства закононепослушания молодых людей. Усугубляется процесс маргинализации молодёжи и детей, которые оказались в положении изгоев общества (бродяги, нищие, наркоманы, алкоголики и т. п.).
Одной из основных причин негативных явлений в нашем обществе является несоответствие слова и дела. Порою в школе, вузе, на работе, молодые люди получают информацию об успехах реализации программ, о новых законах, но в реальной жизни они видят другое. Принятые программы не реализуются, демократия часто является прикрытием для бюрократов, не срабатывает принцип социальной справедливости. В такой ситуации у некоторой части молодёжи происходит как бы раздвоение их сознания и жизнедеятельности. На работе или в процессе учёбы молодой человек имеет вполне благопристойное поведение, а в быту, в семье, с друзьями совершает безнравственные поступки.
В деле духовно-нравственного воспитания молодежи имеются существенные проблемы и недостатки. В сознании и действиях многих подростков и молодых людей все еще устойчивы такие негативные явления как эгоизм, неуважительное отношение к старшему поколению и человеку труда, стремление к наживе, невысокий культурный уровень. Во многом утрачено чувство ответственности и долга перед родителями, семьей, коллективом, обществом, Отечеством. В числе основных причин пренебрежительного отношения, части подрастающего поколения Россиян к выполнению своего гражданского долга и конституционных обязанностей, следует выделить:
- массовое распространение через прессу, телевидение, радио, Интернет, наружную рекламу низкопробной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность,
- плохое освещение районных, окружных и городских мероприятий патриотической направленности;
- слабую пропаганду качественной художественной, военно-мемуарной, учебной и методической литературы патриотической направленности, ее нехватку в фондах общественных и школьных библиотек;
- недостаточную профессиональную подготовку специалистов, особенно молодых, занимающихся вопросами патриотического воспитания детей и подростков;[20.с.89]
- несовершенство нормативной правовой базы в области патриотического воспитания и недостаточную координацию деятельности отраслевых, функциональных и территориальных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, программ общественных организаций (объединений), направленных на патриотическое воспитание детей и молодежи.
Новая социально-политическая, информационная обстановка в России открывает и новые возможности работы с молодёжью. Система управления процессами воспитания может стать достаточно эффективной.


Заключение

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач как школы, так культурно-досуговых учреждений, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под гражданско - патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у подростков любви к своей Родине, постоянной готовности к её защите, формирование активной гражданской позиции, осознание своего места в обществе. Это неустанная работа по воспитанию у школьников гордости за свою страну и свой народ, уважения к его великим вершинам и достойным страницам прошлого.
Патриотическое воспитание школьников выступает как объединяющий и стимулирующий фактор повышения качества образования в целом.
Патриотизм - (от греч patris - родина, отечество, patriots - соотечественник), любовь к Родине, своему народу, стремление своими действиями служить их интересам, защищать от врагов. Патриотизм представляет собой сложное явление, объединяющее в своем содержании культурно-исторический, военно-исторический, духовно-нравственный, правовой, военно-технический, физический, психический и профессионально-деятельностный компоненты, что и является первую очередь формированием исторического прошлого. Кроме того, являясь этапом развития личности, ее духовного самовыражения, патриотизм характеризует высокий уровень ее социализации старшеклассника.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время, достигаемое через формирование трепетного и осмысленного отношения к историческому прошлому государства. Патриотизм является одним из слагаемых гражданственности. Не случайно в современном российском обществе большое внимание уделяется вопросам патриотического воспитания подрастающего поколения, в том числе и со стороны Правительства Российской Федерации. Одним из важных направлений государственной политики в сфере образования выступает обновление и совершенствование системы патриотического воспитания учащихся на всех ступенях обучения в современной российской школе.
Патриотическое воспитание, обладая определенной спецификой, образует собственную систему. Система патриотического воспитания - это единство и совокупность целей и задач, содержания и принципов, методов и средств, организационных форм, обеспечивающие целостное, организованное, постепенное, непрерывное, активное воздействие всего воспитательного процесса на сознание, чувства и поведение школьников с целью всесторонней подготовки их к выполнению своего патриотического долга.
С целью повышения эффективности воспитания патриотизма у старшеклассников воспитательная работа должна носить активный (поведенческая, интеллектуальная, вербальная, невербальная активность), систематический, осознанный (в форме сотрудничества - в игре, учении, труде) характер. В основание организации воспитательной работы должен быть положен принцип целеположенности (в том числе в общении).
Показателями эффективности патриотического воспитания подростков при реализации авторской программы являются:
наличие системы патриотических знаний, полученных подростками в процессе изучения предметов гуманитарного и естественно-научного циклов в интегративной связи с внеурочной деятельностью;
наличие собственных суждений о патриотизме, как высоко значимой нравственной ценности личности человека;
умение отстаивать свои взгляды и убеждения;
систематическое участие в социально-значимой деятельности и разнообразных патриотических мероприятиях в школе и вне школы, умение их организовать и привлекать к ним своих товарищей.
Таким образом, исследование подтверждает , что успешное формирование у старшеклассников ценностного отношения к историческому прошлому возможно при условии необходимой обеспеченности учащихся знаниями о родной стране, воспитании детей через мероприятия – т.е. через системность работы тандема семьи, в первую очередь, и школы.

Список использованной литературы
Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации. / Г. А. Авеносова. - М.: Аспект пресс, 2006
Барг М.А. Историческое сознание как проблема историографии // «Цепь времен»: проблемы исторического сознания /Отв. ред. Л.П. Репина. М., 2005.
Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики / А. С. Белкин. - М.: Изд. Центр «Академия», 2000.
Беспятова Н. К., Яковлев Д. Е. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков. / Н. К. Беспятова, Д. Е. Яковлев - М.: Айрис-пресс, 2006.
Быков А.К. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации: на стыке двух государственных программ / А.К. Быков // Педагогика. 2011. - №1.
Вандышева Е. На героике великой отечественной / Е. Вандышева // Патриот отечества. - 2010. - №9.
Бондаревская Е.В. /ред./ Личностно-ориентированный подход в деятельности современных образовательных систем. Р-на-Д.: 2002.
 Камова P.M. О социально политической концепции воспитания. -Черкесск: 2003.
Левада Ю.А. Историческое сознание и научный метод // Памяти Юрия Александровича Левады / [сост.Т.В. Левада]. М., 2011
Лихачёв Д. С. О национальном характере русских // Вопросы философии. 1990. -№4
Никандров Н.Д. Ценности как основа социализации и воспитания // Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М.: 2000
Новиков A.M. Российское образование в новой эпохе // Парадоксы наследия, векторы развития. М.: Эввес, 2000. 
Патриотическое воспитание молодежи. Региональная программа / Сост.Беляев А.В. и др. Ставрополь, 1996.
Планирование воспитательной работы в классе / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: Сфера, 2003.
Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: В 2 кн. – М.: ВЛАДОС, 2002.
Постников П. Г. Мониторинг исторического образования школьников // Стандарты и мониторинг в образовании. 2001
Собкин В.С. Динамика ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте. – М., 1997. 
Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: Сфера, 2003.
Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.: Просвещение, 1975.
Тодоров Л.В. Новая педагогия изящной словесности для грядущего. – М., 2003. 
Тощенко Ж.Т. Историческое сознание и историческая память. Анализ современного состояния // Новая и новейшая история. 2000. № 4. – URL. http://vivovoco.rsl.ru








13PAGE 14215


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115