Изучение индивидуально типологических особенностей акцентуаций характера как профессионально важных качеств студентов театрального училища


ИЗУЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ТЕАТРАЛЬНОГО УЧИЛИЩА
Гусева Н.Ю.
Областное государственное профессиональное образовательное бюджетное учреждение Иркутское театральное училище, Иркутск
Профессия, в которой присутствует большая часть творчества, предъявляет более высокие требования к специалисту. Актер развивается, формируется с рождения и обладает свойствами и акцентуациями характера необходимыми для творчества. При обучении актерскому мастерству формируется профессионально важные качества, которые в дальнейшем влияют на результативность.
Проблема изучения индивидуально-типологических особенностей акцентуаций характера как профессионально важных качеств творческой личности всегда была достаточна сложна. Этой проблемой занимались творческие деятели К.С. Станиславский, Г. Товстоногов, В.И. Немирович-Данченко и другие.
В настоящее время этой проблемой занимаются не только профессионалы, но и психологи.
Известным немецким психиатром К. Леонгардом были выявлены некоторые личностные акцентуации характера, которые представляют интерес для психологии творчества. Акцентуация характера проявляется в особых способах построения взаимоотношений человека с миром и в своем неповторимом способе его переживания. Типы акцентуации, согласно К. Леонгарду и Н. Шмишеку, разработавшему для их выявления специальный тест, могут быть классифицированы следующим образом. [1, с.92]
Гипертимный тип — люди с живым темпераментом, общительные и предприимчивые, с хорошим здоровьем и высоким жизненным тонусом
Застревающий тип — лица, особо чувствительные к обидам и огорчениям, склонные к накоплению отрицательных переживаний и к мстительности. Недоверчивы и подозрительны.
Эмотивный тип — те, кто отличаются мягкостью, добросердечием и глубиной переживаний. Любят ухаживать за животными и растениями. При просмотре печальных фильмов и прослушивании такой же музыки могут заплакать. Не умеют постоять за себя из-за своей душевной ранимости.
Педантичный тип — люди, склонные к усиленным размышлениям, постоянной самопроверке, чистоте и порядку. В работе неторопливы, усидчивы и аккуратны.
Тревожный тип — те, кто не любит шумных компаний и игр, часто испытывают в новой обстановке робость и застенчивость. У них развито чувство долга, им свойственны высокие нравственные принципы.
Циклоидный тип — люди с периодическими сменами настроения от упадка и апатии в депрессивной фазе до бурной энергичности в гипертимной.
Демонстративный тип — лица с повышенной потребностью находиться в центре внимания, демонстрировать свои таланты и принимать от окружающих комплименты. Отличаются богатой фантазией, в патологии нередко переходящей в лживость. При надлежащем воспитании и самодисциплине из них могут получиться хорошие актеры.
Возбудимый тип — отличается трудностью в саморегуляции своего поведения. Вспышки раздражительности и гнева могут возникать по самому незначительному поводу.
Дистимный тип — отличается пессимизмом и мрачным восприятием. В общении угрюмы и неприветливы, немногословны или молчаливы.
Экзальтированный тип — отличается высокой чувствительностью и бурной восторженной реакцией на события окружающей жизни. Тонкие переживания, связанные с увлечением искусством, красотой природы, поиском красоты и смысла жизни, приводят к тому, что людей этого типа много среди художников, музыкантов и поэтов.[2, с.150-151]
Среди обследуемых студентов театрального училища наиболее выраженными показателями акцентуаций характера, такие как Гипиртимность, Демонстративность, Эмоциональность, и Экстровертированность.Гипертимные личности постоянно находится в центре внимания, отличается чувством юмора, выразительны и заражают других своей энергией. Эта акцентуация способствует успеху публичных выступлений, для которых необходима такая активность, рождает неожиданные идеи и ассоциации.
Демонстративный тип личности студентов актеров имеет высокие значения этого типа проявляются в повышенной выразительности, в постоянном стремлении быть в центре внимания, нравится людям.
Экзальтированность – проявляется в способности сильно чувствовать, с широким размахом переживаний от бурного восторга до глубокого отчаянья.
Экзальтированность связана с тонкими и очень человечными переживаниями.
Экстроветированные личности выразительны, легче доносят до другого человека информацию о своем внутреннем состоянии. Ориентированы на непосредственное общение со зрительным залом. Хотя также наблюдаются и интроверты среди студентов актеров и отличаются они своим своеобразием, самобытной индивидуальностью.
Эмоциональность – выражается в большой эмоциональной возбудимости к сопереживанию, отзывчивостью. Впечатлительность, наблюдается особая радость от общения с природой.
Данные диагностики позволяют педагогам училища учитывать не только индивидуальные особенности, но и профессионально важные качества, которые развиваются при обучении профессии актера, помогают раскрыть индивидуальность студента.
Литература
А.Л.Гройсман . Личность. Творчество. Регуляция состояний. Руководство по паратеатральной психологии. М.,1998
В.И. Петрушин Психология и педагогика художественного творчества.Гаудеамус, 2006.
Н.В. Рождественская Психология художественного творчества. С-П 1995