Понятие профессионально важных качеств классного руководителя в психолого-педагогической литературе

Понятие профессионально важных качеств классного руководителя в психолого-педагогической литературе
Проблема формирования профессионально важных качеств специалистов в настоящее время привлекает внимание все большего числа исследователей. Формирование целостной системы профессионально важных качеств (ПВК) является узловым моментом профессионального становления личности. По мнению В.П. Беспалько, требования к качественному уровню сформированности личности будут непрерывно расти, соответственно необходимо будет постоянно обновлять инструментальные средства педагогики (11(.
Особое внимание рассмотрению профессионально важных качеств и профессиональных способностей было уделено в работах Э.Ф. Зеера (17(, В.А. Толочек (53(, В.Д. Шадрикова (56( и других исследователей.
В.Д. Шадриков под профессионально важными качествами понимает индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее усвоения (56(. Это способности субъекта, включенные в процесс деятельности и влияющие на эффективность ее выполнения по таким параметрам, как производительность, качество и надежность. Они определяют возможности человека в профессиональной деятельности, пригодной к ней.
В работах В.А. Толочек профессионально важные качества (ПВК) рассматриваются как такие качества, которые необходимы человеку для успешного решения профессиональных задач (53(. В силу сложности социально-психологического феномена «труд» и «профессия» к ПВК традиционно относят широкий спектр разных качеств – от природных задатков до профессиональных знаний, получаемых в процессе профессионального обучения и самоподготовки.
Примером широкой трактовки понятия ПВК – профессионально важных качеств субъекта деятельности может служить их оценка В.А. Бодровым. ПВК – это вся совокупность психологических качеств личности, а также целый ряд физических, антропометрических, физиологических характеристик человека, которые определяют успешность обучения и реальной деятельности. Конкретный перечень этих качеств для каждой деятельности специфичен (по их составу, по необходимой степени выраженности, по характеру взаимосвязи между ними) и определяется по результатам психологического анализа деятельности и составления ее профессиограммы и психограммы.
Как отмечает Э.Ф. Зеер, в процессе совершенствования деятельности интеграция этих качеств трансформируется в метапрофессиональные качества, под которыми понимается комплекс психологических качеств, способностей, обеспечивающих эффективное выполнение интегративных действий, выступающих в форме конкретных, частных видов деятельности. К метапрофессиональным качествам исследователь относит такие качества, как: коммуникативность, креативность, рефлективность, ассертивность (уверенность в себе), толерантность и др. (17(.
В психологии труда ПВК традиционно рассматриваются как способности человека к профессиональной деятельности в широком смысле слова. Поэтому необходимо, прежде всего, рассмотреть и «узкое» содержание этого психологического явления.
Наиболее полно проблема способностей исследована в трудах В.Д. Шадрикова. Им дан развернутый анализ содержания и соотношения понятий: «способности», «профессиональные способности», «общая и специальная одаренность», «задатки»; выявлены механизмы развития профессиональных способностей в процессе формирования системы профессиональной деятельности; исследованы процессы взаимодействия способностей на различных стадиях становления профессионала (57(.
Опираясь на определение, данное В.Д. Шадриковым, способности следует рассматривать как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности (56(.
В современной психологии способности понимают, как свойство психологической функциональной системы обеспечивать достижение целей деятельности. Главными критериями способностей, отличающими их от других психологических образований, называют успешность деятельности, скорость и легкость овладения ею. Среди общих способностей различают: интеллект, обучаемость и креативность. Под интеллектом понимают способность, определяющую успешность адаптации человека к новым ситуациям посредством решения задач во внутреннем плане действия (в «уме») при доминирующей роли сознания над бессознательным. Под обучаемостью понимают совокупность способностей, позволяющих человеку быстро и успешно овладевать знаниями и навыками в процессе обучения и взаимодействия с другими людьми в определенной социально-исторической культуре. Креативность характеризуется склонностью к доминированию бессознательного – к появлению форм неадаптивной («сверхнормативной») активности, в том числе творческой.
Важным отличием понятия качество от способностей состоит в том, что первое может характеризовать не только функциональные возможности человека, но его как личность (личностные качества). Функциональное качество (в психологии труда: профессионально важное качество), как и способность, не подменяет понятий функции, психического процесса. Оба они отражают лишь различные стороны той или иной функции: у внимания – концентрацию (интенсивность), устойчивость, лабильность, распределение; у движения – силу, быстроту, выносливость и т.д. В процессе овладения профессиональным мастерством каждая способность, реализуясь в конкретных действиях, получает свою огранку.
По мнению В.Д. Шадрикова, внутренней, интимной стороной овладения профессией является формирование психологической системы деятельности на основе индивидуальных качеств субъекта деятельности путем их реорганизации, реструктурирования, исходя из мотивов деятельности, целей и условий. В.Д. Шадриков считает, что, приступая к освоению деятельности, субъект обладает определенными психическими свойствами, ряд из которых является профессионально важными (57(. Эти ПВК характеризуются определенным уровнем развития функциональных и операционных механизмов. Но эти механизмы не приспособлены к конкретной деятельности. В процессе становления психологической системы деятельности происходит перестройка операционных механизмов психических свойств в соответствии с требованиями деятельности. Данный процесс составляет сущность процесса перехода от психических свойств к ПВК.
С точки зрения личностно-деятельностного подхода к рассмотрению способностей, они определяются как свойства или (совокупность свойств) личности, влияющие на эффективность деятельности. Деятельностный подход базируется на идеях Л.С. Выготского. Фундаментальному исследованию деятельностного подхода посвящены работы В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева и др.
О том, что способности образуются в результате деятельности, писал Б.Г. Ананьев: «задатки становятся реальными способностями, реализуются, превращаются в действительность только через деятельность» (27, с. 87(. Таким образом, согласно сторонникам данной точки зрения, деятельность выступает как обязательное условие формирования способностей, как процесс их образования.
Деятельность – это форма активного целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром, отвечающего вызвавшей его взаимодействие потребности, как «нужде», «необходимости» в чем-либо.
А.Г. Леонтьев и С.Л. Рубинштейн считали, что мотивационная сфера - ядро личности. В этой связи Л.Н. Леонтьев писал: «С некоторыми оговорками можно сказать, что формирование мотивов есть формирование самой личности» (38, с. 11(, поэтому познание направленности выступает как познание мотивационной сферы личности, познание иерархии составляющих ее мотивов.
Мотив - это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определенной потребности. В качестве мотивов могут выступать идеалы, интересы, убеждения, социальные установки, ценности. Однако при этом за всеми перечисленными причинами все равно стоят потребности личности во всем их многообразии (от базовых, жизненных, биологических до высших социальных).
Исходя из современных психологических представлений о мотивации, мотивационной сферой личности называют совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности.
Мотивация – это многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека, его поведения, деятельности. Следовательно, развивая мотивационную сферу личности, мы тем самым развиваем ее профессиональную направленность и, соответственно, профессиональные качества.
По мере профессионализации успешность деятельности определяется всей структурой ПВК, а не отдельными качествами. Критериями уровня овладения профессиональной ролью по рассматриваемому показателю является развитие профессионально значимых свойств, способы их компенсации, интегрированность структуры ПВК и ее индивидуализация.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что профессионально важные качества рассматривается исследователями в области педагогики и психологии как один из составляющих элементов профессиональной готовности специалиста.
Таким образом, изучение и формирование ПВК также являются условием развития определенного уровня профессионально необходимого потенциала личности в целом.