Практикум по русскому языку.Сжатие текста

Упражнения на сжатие текста

1.Сопоставьте исходный текст(1) и сжатый вариант текста(2). За счёт чего сжат текст, какие приёмы использовались?

1.Довелось мне как-то побывать на Бородинском поле вместе с замечательным человеком – реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. Он уже и позабыл, когда уходил в отпуск: не может ни дня прожить без Бородинского поля!.. Мы с Николаем Ивановичем обнажили головы перед памятниками, что были воздвигнуты на Бородинском поле благодарными потомками. И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Сделавшие это совершили преступление против самого благородного из чувств – признательности герою, защитнику национальной свободы России, признательности русских брату-грузину.

2.Довелось мне как–то побывать на Бородинском поле вместе с замечательным человеком – реставратором Н.И.Ивановым. Мы оба обнажили головы перед памятниками, воздвигнутыми на этом месте благодарными потомками. И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Преступники запятнали одно из благородных чувств – признательность защитнику национальной свободы России.

2.Перед вами первые два абзаца текста. Какая информация вам кажется факультативной? Какие предложения, перестроив, можно соединить? Используя различные приемы сжатия текста, передайте основную информацию, заключенную в двух абзацах, так, чтобы объем вашего высказывания не превышал 35 слов. 1. Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты. 2. Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. 3. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. 4. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. (45 слов)

Примеры выполнения задания:
. 1. Может показаться парадоксальным, но человеку нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты. 2. Цель конкретна и достижима, мы можем продумать или просчитать те действия, которые необходимы для ее достижения. (32 слова) Мы видим использование приема исключения информация, содержащейся в 3-м предложения исходного текста, приема слияния двух предложений 2-го и 4-го, упрощение структуры этого предложения 2. 1. Людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты. 2. Можно заранее продумать, как добиться цели, но мечта это нечто другое. (23 слова) В данном варианте исключается информация З-го предложения исходного текста, фрагмент 1 -го предложения (может показаться парадоксальным), контекстуальный синоним (просчитать), слиты 2 предложения.
3. 1. Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и нерациональные мечты. 2. Цель конкретна, точна, достижима. З. Можно заранее просчитать, что нужно сделать для ее достижения. (28 слов)

3. Выберите из синонимичных языковых средств наиболее краткие и ёмкие, экономичные. Дать подтверждение –
привести доказательство –
проводить исследование –
проявлять интерес –
выдвинуть предположения -
процесс реакции –
свойство упругости –
месяц март –


4. Запишите придаточное предложение предложно-падежной конструкцией.. для того чтобы осуществить - для осуществления;.
для того чтобы получить
для того чтобы изменить
для того чтобы сообщить
для того чтобы распределить
для того чтобы рассмотреть В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы достичь цели
(В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать для достижения цели).
Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно, чтобы нагреть от комнатной температуры до кипения 150 т воды.
(Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно для нагревания от комнатной температуры до кипения 150 т воды).

5. Замените придаточные условия и причины предложно-падежной конструкцией с деепричастным оборотом. (употребление деепричастного оборота считается ошибочным, если субъект действия, обозначенного глаголом-сказуемым, и субъект действия, обозначенного деепричастием, не совпадают).
А)Чтобы ядерная реакция протекала, необходимо снизить скорость движения нейтронов приблизительно в 10000 раз.
(Для протекания ядерной реакции необходимо снизить скорость движения нейтронов приблизительно в 10 000 раз).
Б)Если бы на мгновение прекратилось действие электромагнитных сил, то сразу бы исчезла жизнь, немыслимая без сил электромагнитной природы.
(С прекращением действия электромагнитных сил сразу бы исчезла жизнь, немыслимая без сил электромагнитной природы).
В) Если принимать витамины не менее 4 месяцев в году, можно восполнить дефицит важнейших элементов и усилить защитные свойства организма.
(Принимая витамины не менее 4 месяцев в году’, можно восполнить дефицит важнейших элементов и усилить защитные свойства организма).
Г)Мысль о взаимосвязи геометрической формы кристалла с его внутренним строением была высказана Ньютоном. Ученые смогли убедиться в ее справедливости только в ХХ веке, потому что исследовали кристаллы с. помощью рентгеновского метода.
(Ученые смогли убедиться в ее справедливости только в ХХ веке, исследовав кристаллы с помощью рентгеновского метода. Ученые смогли убедиться в ее справедливости только в ХХ веке благодаря исследованиям кристаллов с - помощью рентгеновского метода).

6. Сопоставьте исходный текст(1) и сжатый вариант текста(2). За счёт чего сжат текст, какие приёмы использовались?

1.Довелось мне как-то побывать на Бородинском поле вместе с замечательным человеком – реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. Он уже и позабыл, когда уходил в отпуск: не может ни дня прожить без Бородинского поля!.. Мы с Николаем Ивановичем обнажили головы перед памятниками, что были воздвигнуты на Бородинском поле благодарными потомками. И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Сделавшие это совершили преступление против самого благородного из чувств – признательности герою, защитнику национальной свободы России, признательности русских брату-грузину.

2.Довелось мне как–то побывать на Бородинском поле вместе с замечательным человеком – реставратором Н.И.Ивановым. Мы оба обнажили головы перед памятниками, воздвигнутыми на этом месте благодарными потомками. И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Преступники запятнали одно из благородных чувств – признательность защитнику национальной свободы России.

7. Перед вами первые два абзаца текста. Какая информация вам кажется факультативной? Какие предложения, перестроив, можно соединить? Используя различные приемы сжатия текста, передайте основную информацию, заключенную в двух абзацах, так, чтобы объем вашего высказывания не превышал 35 слов. 1. Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты. 2. Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. 3. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. 4. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. (45 слов)

7. Выберите из синонимичных языковых средств наиболее краткие и ёмкие, экономичные. Дать подтверждение –
привести доказательство –
проводить исследование –
проявлять интерес –
выдвинуть предположения -
процесс реакции –
свойство упругости –
месяц март –

8. Запишите придаточное предложение предложно-падежной конструкцией.. для того чтобы осуществить - для осуществления;.
для того чтобы получить
для того чтобы изменить
для того чтобы сообщить
для того чтобы распределить
для того чтобы рас В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы достичь цели-
Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно, чтобы нагреть от комнатной температуры до кипения 150 т воды-.

9. Замените придаточные условия и причины предложно-падежной конструкцией с деепричастным оборотом. (употребление деепричастного оборота считается ошибочным, если субъект действия, обозначенного глаголом-сказуемым, и субъект действия, обозначенного деепричастием, не совпадают).
А)Чтобы ядерная реакция протекала, необходимо снизить скорость движения нейтронов приблизительно в 10000 раз.
Б)Если бы на мгновение прекратилось действие электромагнитных сил, то сразу бы исчезла жизнь, немыслимая без сил электромагнитной природы.
В) Если принимать витамины не менее 4 месяцев в году, можно восполнить дефицит важнейших элементов и усилить защитные свойства организма.
Г)Мысль о взаимосвязи геометрической формы кристалла с его внутренним строением была высказана Ньютоном. Ученые смогли убедиться в ее справедливости только в ХХ веке, потому что исследовали кристаллы с помощью рентгеновского метода.













Передайте сжато текст

1.Он читал, слушал, отвечал, сам даже что-то спрашивал, но всё это делал машинально, не вдумываясь.


2.В магазине были и французские сыры, и фрукты, и копчёная лососина,, и розовая ветчина, и пурпурные раки.


3. Ивановы вышли из комнаты и по каким-то запутанным коридорам и лестницам, заброшенным помещениям быстро прошли в огромный зал ожидания.


4. В поле стоял дом. Его большие окна выходили на солнечную сторону.


5. В большой комнате, куда мы вошли, было очень светло.


6. И даже тот, кто не принимает непосредственного участия в войне, всё равно живёт теми же чувствами и заботами, какими живёт народ.


7. Наблюдая за движением планеты Уран, открытой в конце XVIII века, ученые обнаружили, что планета движется по несколько иной орбите, отличающейся от той, которая была определена на основании закона всемирного тяготения. Тогда они высказали предположение, что отклонение в движении Урана вызвано силой притяжения неизвестной планеты, расположенной далеко от Солнца.



8. В XX веке советский ученый О.Шмидт разработал оригинальную теорию о том, что Земля и окружающие ее планеты образовались не из раскаленных газов, как предполагают многие ученые, а из холодных частиц вещества, однако общепринятым считают, что Земля и другие планеты образовались из гигантского облака раскаленной газово-пылевой материи, которая и сейчас встречается в межзвездном пространстве.



9. Эзоп, знаменитый баснописец Древней Греции, был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил к себе гостей и приказал Эзопу приготовить самый лучший обед. Эзоп купил языков и приготовил из них три блюда.
Почему ты подаешь одни языки? - спросил за обедом Изопа удивленный Ксанф.
Ты велел купить самое лучшее, - ответил тот,- а что для философа дороже языка? При помощи языка изучаются науки и получаются знания; посредством него мы объясняемся друг с другом, решаем разные вопросы, просим, приветствуем, миримся, даем, получаем, выполняем просьбы, вдохновляем друг друга. При помощи языка строятся города, развивается культура народов. Думаю, что нет ничего лучше языка.
Такой ответ пришелся по сердцу Ксанфу и его гостям.


10. Через неделю Ксанф приказал, чтобы Эзоп приготовил самый плохой обед. Эзоп снова купил языки; все удивились. Тогда Эзоп сказал Ксанфу:
- Ты приказал купить самое худшее. А есть ли что хуже языка? Посредством языка мы огорчаем друг друга, бранимся, лжем, обманываем, хитрим, ссоримся. Язык делает людей врагами, разрушает области, даже целые государства. Он вносит в нашу жизнь горе и зло... Может ли быть что-нибудь хуже языка?
Говорят, что не всем присутствующим этот ответ пришелся по вкусу.
















1.Он читал, слушал, отвечал, сам даже что-то спрашивал, но всё это делал машинально, не вдумываясь.
1. Он всё делал машинально.

2.В магазине были и французские сыры, и фрукты, и копчёная лососина,, и розовая ветчина, и пурпурные раки.
2. В магазине было изобилие продуктов.

3. Ивановы вышли из комнаты и по каким-то запутанным коридорам и лестницам, заброшенным помещениям быстро прошли в огромный зал ожидания.
3. Ивановы быстро прошли в зал ожидания.

4. В поле стоял дом. Его большие окна выходили на солнечную сторону.
4. В поле стоял дом, окна которого выходили на солнечную сторону.

5. В большой комнате, куда мы вошли, было очень светло.
5. Мы вошли в большую, светлую комнату.

6. И даже тот, кто не принимает непосредственного участия в войне, всё равно живёт теми же чувствами и заботами, какими живёт народ.
6. Каждый живёт чувствами и заботами народа.

7. Наблюдая за движением планеты Уран, открытой в конце XVIII века, ученые обнаружили, что планета движется по несколько иной орбите, отличающейся от той, которая была определена на основании закона всемирного тяготения. Тогда они высказали предположение, что отклонение в движении Урана вызвано силой притяжения неизвестной планеты, расположенной далеко от Солнца.

7.Наблюдая отклонение планеты Уран от орбиты, ученые предположили, что это связано с притяжением Урана другой, неизвестной планетой.


8. В XX веке советский ученый О.Шмидт разработал оригинальную теорию о том, что Земля и окружающие ее планеты образовались не из раскаленных газов, как предполагают многие ученые, а из холодных частиц вещества, однако общепринятым считают, что Земля и другие планеты образовались из гигантского облака раскаленной газово-пылевой материи, которая и сейчас встречается в межзвездном пространстве.

8. Советский ученый Шмидт разработал оригинальную теорию происхождения планет Солнечной системы из холодных частиц. Общепринятым считается их происхождение из гигантского облака раскаленной газово-пылевой материи.


9. Эзоп, знаменитый баснописец Древней Греции, был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил к себе гостей и приказал Эзопу приготовить самый лучший обед. Эзоп купил языков и приготовил из них три блюда.
Почему ты подаешь одни языки? - спросил за обедом Изопа удивленный Ксанф.
Ты велел купить самое лучшее, - ответил тот,- а что для философа дороже языка? При помощи языка изучаются науки и получаются знания; посредством него мы объясняемся друг с другом, решаем разные вопросы, просим, приветствуем, миримся, даем, получаем, выполняем просьбы, вдохновляем друг друга. При помощи языка строятся города, развивается культура народов. Думаю, что нет ничего лучше языка.
Такой ответ пришелся по сердцу Ксанфу и его гостям.
9. Как-то знаменитому баснописцу Древней Греции Эзопу, рабу философа Ксанфа, было приказано приготовить самый лучший обед. Эзоп купил лишь одни языки и приготовил три блюда. Удивленному хозяину раб во время обеда напомнил, что тот велел купить самое лучшее. А ничего лучше языка нет, так как он помогает людям общаться друг с другом, а также изучать науки, получать знания. Ксанфу и его друзьям ответ понравился.


10. Через неделю Ксанф приказал, чтобы Эзоп приготовил самый плохой обед. Эзоп снова купил языки; все удивились. Тогда Эзоп сказал Ксанфу:
- Ты приказал купить самое худшее. А есть ли что хуже языка? Посредством языка мы огорчаем друг друга, бранимся, лжем, обманываем, хитрим, ссоримся. Язык делает людей врагами, разрушает области, даже целые государства. Он вносит в нашу жизнь горе и зло... Может ли быть что-нибудь хуже языка?
Говорят, что не всем присутствующим этот ответ пришелся по вкусу.
10. В другой раз Эзопу было велено приготовить самый плохой обед. И он вновь приготовил язык. Ответ же его хозяину был таков: «Язык дает возможность людям ссориться, ругаться, что приводит к войнам и разрушениям. Язык делает народы и людей врагами. Нет ничего хуже языка». Этот ответ понравился уже не всем присутствующим





15