Статья на тему: Формирование рефлексивных умений при обучении учащихся решению математических задач


ФОРМИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИЙ УЧАЩИХСЯ РЕШЕНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Решение математических задач вызывает трудности у многих учащихся зачастую потому, что они не владеют умениями анализировать свою деятельность в этом процессе. В работе с математической задачей очень важно, чтобы ученик приучался осмысливать каждое свое действие и анализировать выбор логических рассуждений, в соответствии с которыми он действует. В связи с этим, решение проблемы обучения рефлексии при решении математических задач видится в поэтапном формировании у учащихся соответствующих умений. На начальном этапе формирование рефлексии у учащихся при решении математических задач должно быть прежде всего нацелено на:
сознательное усвоение условия задачи;
логический разбор плана решения задачи;
последовательную реализацию намеченного плана решения задачи;
самостоятельную работу учеников на различных этапах решения задачи.
В дальнейшем организация рефлексивной деятельности учащихся при решении математических задач пополняется следующими компонентами по формированию:
•умений проводить анализ данных задачи и устанавливать их связь с неизвестными;
•умений составлять план решения задачи в соответствии с проведенным анализом;
•умений оценивать оптимальность предложенного плана решения;
•умений совершать осмысленный подход к проведению каждого шага решения задачи.
•умений проводить анализ и обобщение полученных результатов.
В конечном счете, организация работы над математическими задачами с учетом формирования рефлексии стимулирует творческую деятельность учащихся, развивает их логическое, алгоритмическое и эвристическое мышление.