Конаспект урока литературного чтения во 2 классе по теме Евгений Пермяк Самое страшное


Тема урока: Е. Пермяк «Самое страшное».
Цель урока: познакомить с произведением Пермяка Е. А.“Самое страшное”;
продолжить обучение выразительному плавному чтению;
совершенствовать навык чтения незнакомого текста целыми словами;
развивать умение выделять главную мысль рассказа;
развивать познавательную активность учащихся через развитие памяти, внимания через выборочное чтение;
развивать воображение, умение слушать собеседников;
формировать осознанные умения и навыки работы с текстом;
формировать коммуникативную компетентность;
формировать эстетические и нравственные качества.
воспитывать желание быть лучше, добрее, честнее;
воспитывать умение работать в группе, слушать друг друга.
Оборудование: копьютер, маски животных, слоговые таблицы, презентация.
Методы и приёмы :ролевое чтение, «Мозговой штурм», путешествие, упражнение «Редактор», чтение за речевой партитурой, метод «Предвидение», работа в группах, метод «Микрофон», «Светофор».Тип урока: интерактивный урок с использованием ИКТ.
Форма проведения: урок-путешествие.
Ход урока
І. Организационный момент.
1. Отрывок из мультфильма «Крошка енот». Звучит песня «Улыбка….» .
2. Приветствие гостей.-. Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня для работы.
Подарите каждому
По кусочку солнышка,
Пусть добром наполнятся
Души их до донышка.
И тогда увидите
Вы картины светлые,
Облака небесные,
Легкие, несмелые.
ІІ.. Введение в тему.
1.«Мозговой штурм»- О чём говорится в стихотворении?(Об улыбке и доброте).
Улыбка - это оружие, которое всегда поможет нам встрелить добрых и верных друзей.
Мы с вами сегодня отправимся в путешествие в мир дружбы и доброты.
- Что такое добро?
(Добро – это когда люди помогают друг другу.)
- Какого человека можно назвать добрым?
(Добрый человек – это тот…, кто • любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. • любит природу и бережет ее. • вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим • любит птиц, помогает им выжить в зимнюю стужу. - Добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее.
2. Девиз урока:
Улыбкой сумей поделиться и ответную искру зажечь.
ІІІ. Проверка домашнего задания.
1. Путешествие в сказочный лес.
Работа над артикуляцией и дыханием. (с имитацией движения)
Дети едут машине: - Тр-р-р-р-р!
На поезде: - Чу-чу –чу-чу! Ту-ту!
Взлетели на самолёте: - У-у-у!
Приземлились на огромной поляне в сказочном лесу. Какие животные нас встречают?
2. Работа над формированием навыков беглого и выразительного чтения.
Уч-ся читают слова в слоговой таблице голосом лисички, зайчика, мышки.
- А каких ещё животных мы не видим?( муравья).
- Что объединяет вместе этих животных?
3. Просмотр вступления к сказке В. Сутеева «Под грибком».
4. Чтение по ролям сказки.
5. Пересказ заключительной части. Игра «Волшебный клубочек».
- Что же произошло с грибком?
6. Анализ по вопросам.
- Какие известные сказки напоминает сказка “Под грибом”? (Теремок”, «Рукавичка»)
- Чему учат эти сказки? (Эти сказки учит нас помогать друг другу в трудную минуту, выручать из беды).
7. Упражнение «Редактор»
- Прочитайте предложение из сказки, которое стало крылатым.
В сноТе аД еН в бидеО. (В тесноте да не в обиде).
- Ребята, а какими качествами должен обладать друг?
(Друг должен быть верным приходить на помощь в трудную минуту, быть честным, добрым).
- Можно ли этих животных назвать друзьями?
ІV. Работа над выразительным чтением.
1. Выразительное чтение стихотворения
1) шепотом
2) вслух с хлопками
Давайте дружить////

Давайте,/ люди,/

Дружить друг с другом,/

Как птица / с небом,/

Как ветер / с морем,/

Поле/ - с дождями,/

Как дружит солнце
Со всеми нами!..
Игорь Мазнин/////
2. Физкультминутка под музыку.
Рано утром солнце встало, Всем лучи свои послало - (встают руки вверх с разведенными пальцами) Вдруг повеял ветерок - (махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища) Небо тучей заволок - (круговые движения руками влево, затем вправо) Закачались тут же ветки, (Дети машут руками.)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперёд.)
Вправо-влево, взад-вперёд -
Так деревья ветер гнёт. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же солнце будет? (Вращение туловищем.)
3. Продолжение чтения стихотворения по оставшимся частям с клацанием язычком.
- Ребята, пока мы с вами отдыхали, ветер унёс и части слов из нашего стихотворения. Давайте прочитаем его по оставшимся частям.
Да- айте др_ ить//

Дав_те,/ _юд_,/

ь _руг с др_ом,/

_ак п_ца с не_о_,/

Ка_ в_е_ с м_ем,/

___е - с до_ями,/

Как дружит ______

Со____ _____!..///
Игорь Мазнин/////
V. Мотивация учебной деятельности1. Путешествие на ковре самолёте в наш парк (Мысленно) нашего города.
- Представьте себе: в парке на лавочке сидит мальчик. Откройте глазки и посмотрите на этого мальчика.
2. Проблемная ситуация.
- Какой мальчик?
- Какое настроение? (печальный, у него что-то произошло).VІ. Сообщение темы и цели урока. Метод «Предвидение».
1. Упражнение «Отгадай имя»
ПРОГОТТКВОВАЛДУЛ
Это – герой рассказа Е. Пермяка. А зовут его… .
2. Вступительное слово о писателе.
Настоящая фамилия писателя Пермяка – Виссов. Он родился в г. Пермь. Когда Евгению Андреевичу было 3 года, его отец умер. Матери пришлось переехать к бабушке с дедушкой. Он окончил церковную школу и освоил 5 профессий. Затем переехал в Москву, где начал работать корреспондентом газеты. Так Евгений Андреевич стал писателем.
Евгений Пермяк написал очень много рассказов и сказок для детей. И все они помогают нам стать добрыми, проявлять отзывчивость, любовь, воспитывать в себе трудолюбие, терпение.
3.Интерактивный метод «Предвидение».
Рассказ называется «Самое страшное».
- Как вы думаете, почему так назван рассказ? (Наверное, в жизни мальчика произошло что- то страшное).
- А как вы думаете, что же такого страшного могло произойти в жизни мальчика?
VІІ. Первичное ознакомление с рассказом.
1. Чтение учителем.
- Понравилась ли вам такая история?
- Так что же такого страшного произошло с Вовой?
- Кто виноват в том, что мальчик остался один?
- А вы хотели бы иметь такого друга?
2. Словарная работа.
Бо-я-лись бабушкаСтре-лял (у)котВы-дёр-ги-вал ёжик
От-вер-ну-лись Вова
Не-доб-ры-ми мальчикиПе-ре-брал-сяО-би-жен-на-я3. Создание и чтение пар с интонацией осуждения героя..
4. Лексическая работа.
Рожи строил – кривлялся.
Слезинки утирает – плачет.
Недобрыми глазами – злыми
Выманить – позвать, используя хитрость.
5. Чтение уч-ся молча:
Метод «Светофор»
6. Чтение вслух: 1).чтение1 абзаца - «Буксир»2). Чтение 2- 3 абзаца - «Цепочка»
3). Чтение последнего абзаца – «Эстафета»
7. Упражнение для глаз.
Долго тянется урок-
Много вы читали.
Не поможет тут звонок,
Раз глаза устали.
VІІІ. Закрепление и осмысление изученного материала.
1.Интерактивный метод «Свободное чтение…»
1). Чтение по началу
«Решил Вова …»
«Настал такой день…»
«Все боялись…».
2). Чтение по концу
«…не было».
«… сильным мальчиком».
3). Чтение предложений с ! знаком.
2. Выборочное чтение с анализом и составлением ассоциативного куста «Черты характера Вовы»
- Каким мальчиком рос Вова? (большой, крепкий, сильный).
- Хотели бы вы иметь такого друга?
- Это хорошие или плохие черты характера?
- Чем гордился Вова?
- Почему боялись Вову девочки? Мальчики? Собака Пушок?
Кот Мурзей? Ёжик?
- Какие поступки по отношению к детям, взрослым, животным он совершил?
(Составление ассоциативного куста: драчун, хулиган, невежа – грубиян, живодёр – жестокий).
- А вот теперь бы вы хотели такого иметь друга? Почему?
- Смогла ли простить его бабушка?
- Что же произошло в жизни мальчика? (ответ) ( От него все отвернулись. Он остался один)4. Игра «Озвуч иллюстрации».
5. Создание ситуации : «Мы бы пожелали Вове …». инсценировка
(извититься перед детьми, извититься и поцеловать бабушку, пообещать исправиться, выполнять свои обещания, ласково начать относиться к животным, перестать вести себя жестоко с животными, полюбить окружающих).
- Что должен сделать Вова, чтобы с ним играли ребята, разговаривала бабушка, полюбили животные?
– Как вы думаете, смогут ли ребята простить мальчика?
6. Работа в парах. Составление пословиц о дружбе.
ІX. Итог урока.
1. «Микрофон».
- Сегодня на уроке Я …..
2. Заключительное слово учителя.
Наш урок - путешествие подходит к концу. Вы ещё дети, и впереди вас ждёт много славных дел.. Но прежде, вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми. Всю жизнь человек познает, что такое хорошо и что такое плохо. В мире есть добро и зло, и между ними идет постоянная борьба. Чтобы наш мир был красивее, добрее и светлее я хочу, чтобы вы запомнили одну мудрость: «Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой».
И если кому-то поможетТвоя доброта, улыбка твоя,Ты счастлив, что день Не напрасно был прожит, Что годы живешь ты не зря! 
X. Домашнее задание: С. 54, читать, пересказыватьДРУЖБА – ЭТО ДАР
Юлия БелоусоваДружба – это дар нам свыше,
\Дружба – это свет в окне;
Друг всегда тебя услышит,
Он не бросит и в беде.
 
Но не каждому дано
Знать, что дружба есть на свете,
Что с друзьями жить легко,
Веселее с ними вместе.
 
Кто без друга прошагал
По дороге жизни этой,
Тот не жил – существовал.
Дружба – это мир планеты.