Технологическая карта урока по ОРКСЭ обычаи и обряды русского народа

Технологическая карта урока.
Тема
Обычаи и обряды русского народа. Из истории обряда бракосочетания на Руси.

Цель:
определить основные обычаи и обряды русского народа

Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с обычаями и обрядами русского народа, с историей обряда бракосочетания на Руси.
Развивающие: развивать интерес к самостоятельной поисковой деятельности учащихся.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в группе; осмыслить роль и значение обычаев русского народа.
Формировать УУД:
- Личностные:
Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку.
Проявлять интерес к изучению темы.
Формировать умение высказывать своё мнение.
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами;
осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь;
выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.
Коммуникативные УУД:
строить речевые высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;
договариваться и приходить к общему решению при работе в группе;
слушать и понимать речь других;
использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Познавательные УУД:
осуществлять поиск необходимой учебной информации ;
умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;


Планируемый результат
Личностные:
уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД : уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь .
Коммуникативные УУД : строить понятные для одноклассников выказывания в рамках учебного диалога, используя термины; договариваться и приходить к общему решению при работе в группе; способствовать развитию у учащихся умения сотрудничать с учителем и друг с другом.
Познавательные УУД: способствовать развитию учащихся первоначальных навыков исследовательской работы; стимулировать познавательный интерес с помощью проблемных заданий.
Предметные: формировать у учащихся интерес к народному творчеству.

Основные понятия
Обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание

Ресурсы:

Основы светской этики,4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.Т. Студеникин –М.:Русское слово,2012


Организация пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах.



Технология проведе
ния

Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты





Предметные
УУД

I. Мотивация к учебной деятельности
Цели:
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Психологический настрой к учебной деятельности.



Подготовка эмоционального настроя к уроку, положительная внутренняя мотивация






- Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в класс с отличным настроением. Как вы думаете, почему?
-Потому что хорошая погода! Солнышко светит! Вы рады нашей встрече! Потому что на уроке мы узнаем что-то новое, интересное.
- Молодцы! Все причины моего хорошего настроения назвали! Хочу поделиться своим настроением с вами и чтобы вы также с нетерпением ждали встречи с чем-то новым и интересным на уроке.


Регулятивные УУД: волевая саморегуляция.
Коммуникативные УУД:
строить понятные для одноклассников высказывания в рамках учебного диалога;
слушать и понимать речь других;

II. Актуализация опорных знаний.
Цели:
- повторение изученного материала , необходимого для «открытия нового знания»;
- выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося
- слушание и просмотр презентации





Организация подводящего диалога об обычаях и обрядах русского народа.
- Давайте вспомним изученный материал прошлого урока.
- Скажите, ребята, что такое гордость,гордыня?
- Легко ли жить людям с такими человеческими качествами?
- Можно ли воспитать в себе положительные качества личности?
- Каким образом? (через традиции, обычаи)
- Нам часто кажется, что мир традиций безвозвратно ушел в прошлое и уж менее всего мы склонны выполнять дедовские обряды и традиции. Утеря традиционной культуры оборачивается бездуховностью. Общество вновь оборачивается к своим истокам. Начинается поиск утраченных ценностей, попытки вспомнить былое позабытое.
Уметь называть изученные понятия «гордость», «гордыня»,
«порядочность»,
«скромность»


Познавательные:
общеучебные: умение структурировать знания;
логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.
Коммуникативные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя ;уметь оформлять свои мысли в устной форме.



III. Постановка проблемы.
Цели: обсуждение затруднения


Участие в беседе после просмотра презентации
Организация диалога



-Назовите тему и цель нашего урока.
-Почему русский народ бережно хранит свои традиции?
-Как вы думаете, влияют ли традиции на воспитание подрастающего поколения?
Уметь рассказывать о традициях, которые сохранились в семье каждого ученика.

Познавательные:
постановка и формулирование проблемы.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя












IV. Совместное открытие нового знания
Цель:
- устранение возникшего затруднения;

- слушание и просмотр презентации
-чтение учебника
Дети высказывают свою готовность




1.Предлагает прочитать текст в учебнике.
2.Организует учебный диалог






-Что такое обычай, обряд?
-Какое близкое понятие вам встретилось?
-Что такое помолвка, венчание, бракосочетание?

Уметь находить определение слов





Познавательные:
общеучебные : поиск и выделение необходимой информации;
смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в письменной форме

V. Реализация построенного проекта
Цель:
- Проговаривание нового знания.

Выписывание терминов обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание в тетрадях.

1.Организация самостоятельной работы в тетради
2.Организация учебного диалога после смыслового чтения текста и просмотра презентации.

Теперь, надеюсь, вы ответите на вопросы:
-Какие обычаи и обряды русского народа вы знаете?
-Какие обряды играют важную роль в жизни русского народа?



Познавательные:
Общеучебные:
выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий;
поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение.
Коммуникативные:
умение выражать свои мысли.


VI.Первичное закрепление

Организация учебного диалога
-Скажите, ребята, а зачем нам знать обычаи и обряды того или иного народа? Нужны ли эти знания в жизни?
-Нужны, чтобы быть осведомленным: знать, что происходит в обществе людей, в котором мы живем, чувствовать себя равноправным членом общества.
Уметь рассказать про обычаи и обряды русского народа.
Коммуникативные:
управление поведением партнера;
умение выражать свои мысли

VI.Самостоятельная работа.
Цель:
-каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже умеет


Организация групповой творческой работы.

























Каждая группа получит своё задание.
1 группа будет рассказывать про обычаи и обряды русского народа.
2 группа будет рассказывать про помолвку, венчание и бракосочетание русского народа.




Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном .
Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Отвечают на вопросы учителя.
Рассказывают, что понравилось, что узнали нового




Организует фиксирование содержания.

Организует рефлексию.



Организует самооценку учебной деятельности.
Я была бы рада, если бы вы продолжили эти предложения:
-Больше всего мне понравилось
- Сегодня я понял, что
-Главным для меня на уроке было



Познавательные:
общенаучные: умение структурировать знания
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные:
– выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности .

VIII.Домашнее задание.

Подбери пословицы и поговорки об обычаях и обрядах русского народа


























–ђ Заголовок 115