Конструкт открытой НОД по развитию речи «Помощники Буратино» в подготовительной к школе группе «Пчелки»


Конструкт открытой НОД по развитию речи «В гости к Буратино»
в подготовительной к школе группе «Пчелки»
Цель: Развитие речи детей.
Задачи:
закреплять умения детей в составлении предложений из заданных слов, делении слов на слоги, словообразовании суффиксальным способом, четком проговаривании звуков и нахождении их места в словах, подборе слов-антонимов, правильно ставить ударение;
развивать память, внимание, логическое мышление;
воспитывать интерес и любовь к русскому языку.
Материалы: карточки-задания, кукла Буратино, карточки с картинками, цветные фишки, карточки с цифрами, магнитная доска, карточки-буквы, сундучок, букварь и ключик.Ход занятия:
Этапы
Деятельность воспитателя Деятельность детей
Мотивационно-побудительный Ребята, послушайте и отгадайте загадку:
У отца есть мальчик странный,Необычный - деревянный,На земле и под водой,Ищет ключик золотой.Всюду нос сует он длинный,Кто же это? : (Буратино)
Сегодня у нас в гостях Буратино, но он очень грустный, так как Лиса Алиса и Кот Базилио отняли золотой ключик от сундучка, в котором лежит Букварь. Буратино очень хочет пойти в школу, для этого ему нужно вернуть ключик.
Алиса и Кот Базилио просто так не хотят отдавать ключик, поэтому они придумали для Буратино задания, а мы должны с вами, ребята, помочь ему их выполнить. Поможем Буратино?
Слушают и отгадывают загадку, отвечают:
БУРАТИНО.
Отвечают:
Да.
Организационно-поисковый На доске вы видите пять карточек, на обратной стороне которых задания.
Задание 1. «Распутай слова»
Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится? Но для этого вам нужно вспомнить сказку.
Предложения для игры:
1. Полена, мальчика, из, Карло, сделал, папа.
2. Скатерть, на, Буратино, чернила, пролил.
3. Ключик, Буратино, подарила, золотой, черепаха.
4. Буратино, лиса, обманули, и, кот.
5. Театр, открыли, друзья, новый.
Задание 2. «Слоговой аукцион»
Назовите первый слог в словах:
Театр, кукла, болото, лиса, город, Мальвина, букварь, лягушка, полено, камыш.
А теперь, давайте вспомним, как мы можем определить — сколько в слове слогов? Я буду произносить слова, а вы должны определить — сколько слогов в каждом слове. У вас карточки с цифрами. И если я называю слово с одним слогом, то вы должны поднять карточку с какой цифрой, как вы считаете? Правильно, с цифрой «1», если в слове два слога, то поднимаете карточку с цифрой «2», и т. д. Слушайте внимательно!
Ле-то, пес-ня, стра-на, мо-не-та, кув-шин-ка, ка-ран-даш, пень, во-ло-сы, хвост, кол-пак.
Задание 3. «Найди место звука в слове»
Скажите название предмета на картинке, и назови место указанного звука в этом слове:
Дом (о-?), сверчок (р-?), очаг (о-?), ученик (е-?), девочка (а-?), Артемон (н-?), театр (е-?), азбука (а-?), билет (б-?), лес (с-?), пиявка (я-?).
Физ.минутка: «Зарядка с Буратино»
Буратино потянулся,
Раз-нагнулся, два-нагнулся,
Руки в стороны развел
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключ ему достать,
Надо на носочки встать.
Крепче Буратино стой,
Вот он – ключик золотой!
Задание 4. «Скажи наоборот»
Ребята, помните, когда Буратино со своими друзьями оказался за волшебной дверцей, там стало все наоборот. Я буду начинать предложение, а вы заканчивать:
За дверью было не горе, а…
Куклы были в новом мире не грустные, а…
Здесь у них не было врагов, а были только…
У них появился театр не чужой, а…
Театр не старый, а…
Свет в театре был не тусклый, а…
Музыка в театре была не тихая, а …
Спектакли ставились не злые, а…
Здесь куклы были не гостями, а …
Задание 5. «Измени слово»
Придайте слову уменьшительно-ласкательное значение и увеличивающее-устрашающее значение. Пример: дом-домик-домище. 
Книга, борода, кот, сумка, ключ, котел, человек, нос, друг, дерево.
Задание 6. «Волшебный молоток»
Отгадайте загадку:
Шутник он, невидимка — молоток,Тук — и ударил в слог. И сразу же исчез огромный замок, И появился маленький замок.
Ударение, как волшебная палочка. Ударил ею по букве, и получилось совсем другое слово. Я буду называть вам слово, а вы будете в этом слове ставить ударение на другой слог. Что для этого нужно сделать? (позвать слово) А затем мы объясним значение этих слов.
Замо’кГво’здикиКозлы’
Ири’сСтрелки’
А теперь посмотрите, что изображено на картинке, и назовите слово, правильно поствив ударение:
Роза
Дети
Мухи
Лиса
Часы
Паук
Перо
Отвечают:
Папа Карло сделал из полена мальчика.
Буратино пролил чернила на скатерть.
Черепаха подарила Буратино золотой ключик.
Кот и лиса обманули Буратино.
Друзья открыли новый театр.
Называют первый слог в словах:
Те-, ку-, бо-, ли-, го-, ма-, бу-, ля-, по-, ка-.
Слушают инструкцию воспитателя.
Определяют, сколько слогов в словах и поднимают карточки с цыфрами.
Называют слово и место указанного звука в нем.
Выполняют движения соответственно тексту.


Заканчивают предложения:
…счастье.
… веселые.
…друзья.
…свой.
…новый.
…яркий.
…громкая.
…добрые.
…хозяевами.
Называют слова, изменив их:
Книга-книжка-книжища, борода-бородка-бородища, кот-котик-котище, сумка-сумочка-сумища, ключ-ключик-ключище, котел-котелок-котлище, человек-человечек-человечище, нос-носик-носище, друг-дружок-дружище, дерево-деревце-деревище.
Отгадывают загадку.
Выполняют задание, объясняют значение слов:
За’мокГвозди’киКо’злы
И’рисСтре’лки
Выполняют задание:
Ро’заДе’тиМу’хиЛиса’
Часы’
Пау’кПеро’
Рефлексивный Спасибо, ребята, вы помогли Буратино справиться со всеми заданиями и Лиса Алиса и Кот Базилио вернули ключик, а теперь давайте откроем сундучок.
(открываем сундучок и достаем букварь)
Ребята, давайте вспомним, чему мы учились сегодня на занятии. Вам понравилось наше занятие?
Анализ работ детей. Хвалит детей.
Отвечают.

1 2 3 4 5 6
Распутай слова Слоговой аукцион Найди место звука
в слове Скажи наоборот Измени слово Волшебный молоток

О-?
Р-?
О-?
Е-?
Е-?
А-?
А-?
Б-?

С-?
Я-?