Праздник поэтического общения Пожелания друзьям… (подготовительная группа, 1-4 кл.)


«Пожелания друзьям»
праздник поэтического общения
для учащихся подгот. группы и 1 – 4 классов
Цель: развитие читательского интереса у учащихся.
Задачи:
- развитие творческих способностей учащихся;
- выработать у детей речевые навыки;
- пробудить интерес к поэзии;
- расширение кругозора.
Оборудование:
Ход мероприятия:
Читают учащиеся 5 класса:
Вот и начнутся каникулы вскоре,
Много чего прочитали мы в школе –
Даля, Жуковского, Фета, Толстого,
Бианки, Чарушина, Хармса, Крылова.
Повести, сказки, рассказы, стихи –
Все это сами мы в школе прочли.
В детстве читать не умели мы сами,
И приставали к папе и маме.
Слушали сказки наперечёт;
Про Тараканище и Крокодила,
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море,
Про Телефон и Федорино горе.
Папы и мамы нам рассказали,
Что этих героев давно они знали.
Бабушки в детстве им сказки читали –
От них они этих героев узнали.
К бабушкам долго мы приставали –
Откуда они эти сказки узнали?
Про Тараканище и Крокодила,
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море,
Про Телефон и Федорино горе.
Бабушки вот что нам рассказали –
Сказки они эти в книжках читали.
Книжечки эти писал дед Корней –
Сказочник, критик, поэт, чародей.
По ним мы учились все понемногу
Тому, чтоб друзьям приходить на подмогу.
Чтобы животных жалеть и любить,
Чтобы не хвастаться и не хитрить,
Чтоб не хлебнуть нам Федорино горе –
Надо порядок поддерживать в доме;
Чтоб не попасть на обед к Бармалею –
Слушаться надо того, кто умнее.
Хорошие книжки писал дед Корней –
Воспитывал взрослых он и детей.
Будут и внуки наши, и дети
Сказки читать веселые эти.
Чтец:
Тебя терзали много лет
Сухой педолог-буквоед
И буквоед-некрасовед,
Считавший, что науки
Не может быть без скуки.
Кощеи эти и меня
Терзали и тревожили,
И всеж до нынешнего дня
С тобой мы оба дожили.
Могли погибнуть ты и я,
Но, к счастью, есть на свете
У нас могучие друзья,
Которым имя - дети!
Такое послание написал Чуковскому Самуил Яковлевич Маршак.
Библиотекарь: Добрый день дорогие гости! Сегодня мы проведем праздник поэтического общения, который посвящен, как вы уже, наверное поняли, Корнею Ивановичу Чуковскому и Самуилу Яковлевичу Маршаку – двум замечательным детским поэтам.
У-у-у-у Чуковский, Маршак, - скажете вы! О них с детства каждый всё знает. Сначала их произведения читают нам, потом мы читаем своим детям, потом внукам, потом правнукам и так далее. Да, наизусть всё знаем! А вот мы сегодня и проверим, действительно ли всё?
А для этого я предлагаю вам сегодня всем вместе вспомнить Корнея Ивановича Чуковского, Самуила Яковлевича Маршака и их замечательные книги.
В рамках нашего праздника пройдет конкурс чтецов, оценивать который будут:
1.
2.
3.
Ведущий 1: Корней Иванович всегда был веселым и жизнерадостным человеком. Даже родился он 1 апреля. А Первое апреля, как известно, считается днем шуток, веселья и смеха. Это было 1 апреля 1882 года. Так, что если бы он был жив, ему исполнилось бы сейчас 130 лет.
Пять лет, шесть месяцев, три дня
Ты пожил в мире без меня,
А целых семь десятилетий
Мы вместе прожили на свете.
Так писал в своем поздравительном стихотворении, адресованном Корнею Ивановичу Чуковскому к его 75-летию, Самуил Яковлевич Маршак.
Дело в том, что Самуил Яковлевич Маршак родился 3 ноября 1887 года и в этом году ему исполнилось бы 125 лет.
Ведущий 2: Очень много общего в биографиях этих двух замечательных детских поэтов.
Корней Чуковский родился в Петербурге в бедной семье. Вскоре отец навсегда ушел из семьи. Мать, оставшись одна, решила перебраться на юг, в Одессу. Там на свой скудный заработок прачки она отдала сына учиться. Но из гимназии будущего поэта исключили по причине «низкого» происхождени. Но юноша не сдался, он занимался самостоятельно и, после нескольких неудачных попыток, Чуковскому удалось сдать экзамены экстерном за гимназический курс и получить аттестат зрелости.
Чуковский каждую свободную минуту отдавал учению, много и жадно читал. Интересоваться поэзией начал с ранних лет: писал стихотворения и даже поэмы. Многие стихи Тютчева, Пушкина, Некрасова он знал наизусть.
В 1903 году Корней Иванович отправился в Петербург с твердым намерением стать писателем.
Ведущий 1: Самуил Яковлевич Маршак родился и провел свое раннее детство в провинциальной глуши под Воронежем. Отец его работал техником на мыловаренном заводе. Это был талантливый самоучка-изобретатель, кочевавший с места на место в поисках настоящего дела. Отец первый привил своим детям стремление к знанию, интерес и уважение к труду, ко всякому мастерству. Семья была дружная, жили скромно, не гнались за богатством, зато любили и ценили книгу, науку, искусство. Будущий поэт начал сочинять стихи, когда ему было всего лишь 4 года.
Когда Маршаку было около 13 лет, семья перебралась в Петербург, где его отец устроился на завод, за Невской заставой. Из провинциального захолустья он, как в сказке, был перенесен в северную столицу, в Петербург, где учился в одной из лучших гимназий, жил в доме, где бывали художники, артисты, писатели. Посещал музеи, оперу, концерты знаменитых музыкантов. Был постоянным посетителем Петербургской Публичной библиотеки.
Ведущий 2: И Маршак, и Чуковский сотрудничали с различными редакциями. Чуковский увлекшись работой газетчика, вскоре оказался в Лондоне в качестве корреспондента «Одесских новостей». Маршак же решил поехать в Англию учиться, заняв денег у редакций, которым он присылал свои стихи, переводы и корреспонденции. Он закончил Лондонский университет.
Ведущий 1: И Чуковский, и Маршак обладали талантом и огромной работоспособностью и оба они не сразу пришли в детскую поэзию.
Вернувшись на родину, Чуковский стал одним из популярных литературных критиков. Но он мечтал заниматься литературоведческой работой и занялся изучением творчества Некрасова.
А пребывание Маршака в Англии дало молодому поэту то подлинное знание языка, литературы, особое ощущение страны и народа, без которых он не смог бы стать таким глубоким и проникновенным переводчиком английских поэтов.
Маршак-переводчик старше Маршака – автора стихов для детей, сатирика и драматурга. Переводить стихи было его любимым увлечением с детства. Первый свой перевод он сделал к одиннадцати годам: будучи учащимся гимназии, перевел оду Горация.
Со временем Маршак перевел сонеты Шекспира и лучшие произведения Бернса, а также итальянского поэта Джанни Родари. Маршак считался одним из лучших переводчиков в нашей стране.
/Выступление учащихся 5-7 классов: чтение стихов на английском языке (с переводом на русский язык/.
Ведущий 2: Надо сказать, что Чуковский тоже занимался переводами с английского языка. Он является блестящим переводчиком Марка Твена, Редьярда Киплинга. Благодаря его переводам дети смогли познакомиться со знаменитым «Бароном Мюнхаузеном» Распэ и «Робинзоном Крузо» Даниэля Дефо. В 1962 году в Англии Корнею Ивановичу Чуковскому было присвоено почетное звание доктора Оксфордского университета, которое до него получил из русских писателей лишь Иван Сергеевич Тургенев.
/Выступление Нурсултановой Даны, ученицы 4 «Б» класса со стихотворением «Жил да был человек», которое является переводом К.И.Чуковского из английской народной поэзии/
По-настоящему работа Маршака в советской литературе для детей началась в 1923 году. Работая в Ленинградском театре юного зрителя, он переводил английские детские народные песенки и начал писать и свои оригинальные стихи.
/Выступление конкурсантов со стихами С.Я.Маршака:
« Ежели вы вежливы» - ученик 1 «Б» класса Ким Владислав
«Мяч» - ученица 2 «Б» класса Калиниченко Элина
«Чем болен мальчик» - ученица 2 «Б» класса Бондаренко Амина
«Круглый год» - учащиеся 3 «Б» класса
«Вот какой рассеянный» - ученица 3 «Б» класса Шинкарева Виктория
Ведущий 1: Чуковский же детским поэтом и сказочником стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. И чтобы его хоть как-то развлечь, отец стал рассказывать ему сказку: «Жил да был крокодил, он по улицам ходил...». «Крокодил» первое произведение Чуковского для детей, написан в 1916 году. С этого года, на протяжении 10 лет, в творчестве Чуковского – время стихотворных сказок. Эти удивительные сказки принесли автору такую громкую славу, что она на время совершенно заслонила известность Чуковского – ученого-литературоведа. Сказки Чуковского стали любимым чтением советских детей.
Библиотекарь: Учащиеся 1 «Б» класса приготовили чтение сказки «Краденое солнце».
/Выступление 1 «Б» класса «Краденое солнце»/
Библиотекарь: Давайте вспомним сказки Чуковского. Я начну читать начало сказки, а вы хором продолжите ее. Итак, начали ( после того как ребята продолжили сказку, спрашиваю название сказки, дети хором произносят это название).
«Добрый доктор Айболит...» («Доктор Айболит»),
«Ехали медведи ...» («Тараканище»),
«Одеяло убежало...» («Мойдодыр»),
«У меня зазвонил телефон...» («Телефон»),
«Муха-муха, цокотуха...» («Муха-цокотуха»).
Ребята, а какие два праздника празднуются в сказке «Муха-цокотуха»? (Именины и свадьба). Так давайте сейчас вместе с героями сказки отметим свадьбу Мухи и Комара.
/Звучит музыка. На сцену выходят гурьбой участники праздника, среди них Муха с Комаром/
Чтец:
Веселится народ –
Муха замуж идет
За лихого, удалого,
Молодого Комара!
Прибегали Светляки –
Зажигали огоньки...
То-то стало весело,
То-то хорошо!
Эй, сороконожки,
Бегите по дорожке,
Зовите музыкантов
Будем танцевать!!!
/Муха с Комаром танцуют бальный танец/
Библиотекарь: А теперь посмотрим выступление учащихся 4 «Б» класса. Они представляют сказку «Мойдодыр».
/Выступление 3 «Б» класса «Мойдодыр»/
Ведущий 2: Во время первой мировой войны Маршак жил на юге России, в Воронеже и в Краснодаре. Здесь было много беженцев и беспризорных детей. В Краснодаре Маршак организовал целый «Детский городок». Тут была и библиотека для ребят, и детский сад, классы, мастерские, кружки, и, в центре всего этого, детский театр. На его сцене шли сказочные спектакли, и Маршак часто был их автором.
/Выступление подготовительной группы «Сказка о глупом мышонке»/
Ведущий 1: Чуковский на своей даче в поселке Переделкино, что под Москвой, рядом с домом выстроил небольшой пестро и весело покрашенный домик, в котором организовал детскую библиотеку для окрестных ребят. В этой библиотеке была читальня, комнатка для малышей, «клуб» в котором проводили свои занятия различные кружки, устраивались различные конкурсы и ставились спектакли, в которых принимал непосредственное участие и сам писатель.
Библиотекарь: Сегодня ребята из 4 «Б» класса приготовили нам инсценировку сказки К.И.Чуковского «Топтыгин и лиса».
/Показывают инсценировку/.
Библиотекарь: Мы не зря назвали наш праздник поэтического общения «Пожелание друзьям». И Корней Иванович Чуковский, и Самуил Яковлевич Маршак всегда были лучшими друзьями детей и хотели, чтобы дети вырастали умными, честными, добрыми, смелыми и просвещенными людьми, чтобы они любили книгу и книга помогала им жить. Их произведения воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать, радоваться. Без этой способности человек – не человек.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А все хорошее, друзья,
Дается нам недешево!
(«Пожелание друзьям» С.Я.Маршак)
Библиотекарь: Этими словами Самуила Яковлевича Маршака хочется завершить наш праздник, а пока наше жюри будет подводить итоги, я предлагаю вам провести небольшую викторину.
(Приглашаются по одному учащемуся от класса вместе с родителем).
Всего получится 4 команды (ребенок и родитель).
Перед вами игровое поле. Слева в столбике указаны фамилии автора, справа в верхней строке название заданий. К каждому автору в каждом задании дается по 4 вопроса (цифры 1,2,3,4). Вы по желанию выбираете автора, задание и номер вопроса. За каждый правильный ответ 1 балл и команда получает по фишке. Кто наберет большее количество баллов-фишек, тот и побеждает в нашей викторине.
Авторы «Загадки» «Найди рифму» «Вопрос - ответ»
Корней Иванович Чуковский 1 2 1 2 1 2
3 4 3 4 3 4
Самуил Яковлевич Маршак 1 2 1 2 1 2
3 4 3 4 3 4
К.И. Чуковский «Загадки»
1. Я лаю со всякой
Собакой,
Я вою
Со всякой Совою,
И каждую песню твою
Я вместе с тобою
Пою.
Когда же вдали пароход
Быком по реке заревет,
Я тоже реву:
«У-у!» (Эхо)
2. Я великан: вон ту громадную,
Многопудовую плиту
Я, словно плитку шоколадную,
Вмиг поднимаю в высоту.
И если я могучей лапою
Слона или верблюда сцапаю,
Я их обоих буду рад
Поднять, как маленьких котят. (Подъемный кран)
3. Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нем.
И он разбился и оттуда
Живое выбежало чудо –
Такое теплое, такое
Пушистое и золотое. (Яйцо и цыпленок)
4. Мудрец в нем видел мудреца,
Глупец – глупца,
Баран – барана.
Овцу в нем видела овца,
И обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого. (Зеркало)
С.Я.Маршак «Загадки» :
1. Под Новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днем терял он вес
И наконец совсем исчез. (Календарь)
2. Кто на бегу пары клубя,
Пуская дым
Трубой,
Несет вперед
И сам себя,
Да и меня с тобой? (Паровоз)
3. Держусь я только на ходу,
А если стану, упаду. (Велосипед)
4. Была зеленой, маленькой,
Потом я стала аленькой.
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая.
Держась рукой за тросточку,
Тебя давно я жду.
Ты съешь меня, а косточку
Зарой в своем саду. (Вишня)
К.И.Чуковский. «Найди рифму»:
1. Тараканы прибежали,
Все стаканы выпивали,
А букашки –
По три чашки
С молоком
И ... (Крендельком!)
2. Мама по саду пойдет
Мама с дерева сорвет
Туфельки, сапожки,
Новые ... (Калошки)
3. Не стерпел такой обиды
Бегемот,
Убежал за пирамиды
И ... (Ревет)
4. Наши – то портные
Храбрые какие:
«Не боимся мы зверей,
Ни волков, ни ...!» (Медведей)
С.Я.Маршак. «Найди рифму»:
1. Дама сдавала в багаж:
Диван, чемодан, саквояж,
Корзину, картину, картонку
И маленькую ... (Собачонку)
2. Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной ... ? (Фуражке)
3. Собирались лодыри
На урок,
А попали лодыри
На ... (Каток)
4. Вот семьей идут гулять
Ночью вдоль дорожек
Еж-отец, ежиха – мать
И ребенок - ... (Ежик)
К.И.Чуковский «Вопрос - ответ»:
1. Какое грозное слово произнес Мойдодыр после того, как ударил в медный таз?
(Карабарас)
2. Кто напал на Муху-цокотуху? (Паук)
3. Чем потчевал доктор Айболит больных зверят в Африке? (Гоголем-моголем)
4. На чем ехали медведи в сказке «Тараканище»? (На велосипеде)
С.Я.Маршак «Вопрос – ответ»:
1. На какой улице проживал человек рассеянный? (Бассейной)
2. Сколько веселых чижей жило в квартире № 44? (Сорок четыре)
3. Лед идет, лед идет!
Вереницей длинной
Третьи сутки напролет
Проплывают льдины.
Какое природное явление описывает Маршак? (Ледоход)
4. Владельцем чего был мистер Твистер, бывший министр, делец и банкир?
(Владелец заводов, газет, пароходов)
/Награждение команд-победительниц/
/Слово жюри. Награждение чтецов./
Список использованной литературы:
1. Кузнецова Э.Г. Игры, викторины, праздники в школе и дома. Занимательные сценарии. /М.: Аквариум, 2000.
2. Агапова И.А., Давыдова М.А. 30 литературных вечеров, конкурсов, викторин для начальной школы. – М.: Аквариум ЛТД, К.: ГИППВ, 2002.
3. Литература и фантазия: Кн. Для воспитателей дет. Сада и родителей/ Сос. Л.Е.Стрельцова. – М.: Просвещение, 1992.
4. Смирнова В.В. О детях и для детей. – М.: Детская литература, 1967.
5. Маршак С.Я. Рассказы в стихах. – М.: Детская литература», 1984.
6. Маршак С.Я. Радуга-дуга. – М.: Детгиз, 1961.
7. Маршак С.Я. Сказки, песни, загадки. – М.: Детская литература,
8. Чуковский К.И. Сказки. – Алма-Ата: Жалын,
9. Чуковский К.И. Чудо-дерево. – М.: