Организация работы по стихотворению в прозе «Памяти Ю.П.Вревской» И.С.Тургенева.


Практикую такой вид работы в 10 классе. Учащиеся работают по стихотворению в прозе «Памяти Ю.П.Вревской» самостоятельно по предложенным вопросам .
Задание.Внимательно прочитайте текст и письменно выполните задания.
1.Определите тему текста.
2.Определите идею (основную мысль текста).
3.Определите главного героя этого текста и охарактеризуйте его.
4.Найдите три примера использования разных изобразительно-выразительных средств. Выбор обоснуйте.
5.Выразите свое отношение к прочитанному тексту.
Памяти Ю. П. Вревской      На грязи, на вонючей сырой соломе, под навесом ветхого сарая, на скорую руку превращенного в походный военный госпиталь, в разоренной болгарской деревушке — с лишком две недели умирала она от тифа.       Она была в беспамятстве — и ни один врач даже не взглянул на нее; больные солдаты, за которыми она ухаживала, пока еще могла держаться нa ногах, поочередно поднимались с своих зараженных логовищ, чтобы поднести к ее запекшимся губам несколько капель воды в черепке разбитого горшка.       Она была молода, красива; высший свет ее знал; об ней осведомлялись даже сановники. Дамы завидовали ей, мужчины за ней волочились… два-три человека тайно и глубоко любили ее. Жизнь ей улыбалась; но бывают улыбки хуже слез.       Нежное кроткое сердце… и такая сила, такая жажда жертвы! Помогать нуждающимся в помощи… она не ведала другого счастия… не ведала — и не изведала. Всякое другое счастье прошло мимо. Но она с этим давно помирилась — и вся, пылая огнем неугасимой веры, отдалась на служение ближним.      Какие заветные клады схоронила она там, в глубине души, в самом ее тайнике, никто не знал никогда — а теперь, конечно, не узнает.      Да и к чему? Жертва принесена… дело сделано.      Но горестно думать, что никто не сказал спасибо даже ее трупу — хоть она сама и стыдилась и чуждалась всякого спасибо.      Пусть же не оскорбится ее милая тень этим поздним цветком, который я осмеливаюсь возложить на ее могилу!
И.С. Тургенев

А потом представляю свой вариант ответа.
1.Сколько разных тем в таком миниатюрном произведении!
Тема войны - она участница военных событий, умирает в ужасных условиях. Эпидемии и болезни -неизбежные спутники войн. Ю.П. Вревская, научившаяся умываться снегом, жалевшая героев - солдат, стала жертвой эпидемии сыпного тифа. Она скончалась в болгарском городке 24 января 1878 года. Могилу ей выкопали солдаты, за которыми она ухаживала .Тема милосердия - сама, пока стояла на ногах, ухаживала за ранеными, теперь- они за ней.
Тема любви – несколько человек ее любили тайно и глубоко.
Тема судьбы – жизнь ей улыбалась.
Тема счастья – помогать нуждающимся в помощи.
Тема души : душа ее – тайна.
Тема благодарности – она стыдилась и чуждалось всякого "спасибо".
Тема памяти – поздний цветок, возложенный на ее могилу.

2.Утончённый эстет, И.С. Тургенев считал главным в искусстве создание красоты:"Прекрасное - единственная бессмертная вещь." Прекрасное разлито
повсюду (в природе и в человеческой душе), его влияние простирается даже над смертью.На смерть этой Прекрасной русской женщины, баронессы, вдовы прославленного генерала откликнулся и В .Гюго . Она для него- ”русская роза на болгарской земле". Но только Тургенев , понимавший всё свершившееся гораздо глубже, возложил на её далёкую могилу изумительный венок Памяти.
3.Весь текст прозаического стихотворения построен на приеме Обожествления - этим и объясняется введение Объекта Обожествления - "ОНА": "На грязи, на вонючей сырой соломе, под навесом ветхого сарая...умирала она от тифа"( вспомним библейский текст, где в загоне для скота ночью родился Иисус Христос). В 3 абзаце Тургенев представляет портрет ТОЙ, лежащей в грязи, обладающей удивительными чертами:: "молода, красива; высший свет ее знал..Дамы ей завидовали, мужчины за нею волочились".Четвертый абзац есть кульминационный момент обожествления Образа ТОЙ, умирающей на грязном сене.
4. Основу текста составляет повествование, описание ограничивается короткими, почти нераспространёнными предложениями в составе сложных (4,5 абзацы).Видим многоточие (недосказанность, умолчание), чтобы передавать чувства лирического героя. Приём умолчания позволяет читателю задуматься и почувствовать настроение текста. Надрывается сердце от боли случившегося и воспоминаний, дышать тяжело, не то чтобы рассуждать пространно. Короткие предложения словно вздохи задыхающегося от горя человека.И шокирующее меня открытие : как близки красота и смерть. Какая же сила тургеневското стиля, выразившего в семи абзацах свое сокровенное желание - воздвигнуть вербальный памятник той, которая "вся, пылая огнем неугасимой веры, отдалась на служение ближним."5. Лучший стилист русской прозы 19 века ,тончайший психолог, И.С. Тургенев писал «Стихотворения в прозе», "ткань из солнца, радуги и алмазов, женских слёз и благородства мужской мысли»( П.В. Анненков ), в последние годы жизни, между 1877 и 1882 годами, в пору предсмертной болезни. В них переданы чувства и ощущения человека, глубоко страдающего и предчувствовавшего свою близкую кончину . Жизнь разделилась на две части : радость, красоту, счастье – ощущение смерти, муки, воспоминания. Но перед нами - Писатель, который продолжает жить, мыслить, чувствовать...
Сегодня рядом с местом могилы Юлии Вревской, ревностно поддерживаемой болгарами, всегда украшенной цветами, стоит прекрасный Белый Ангел.
Моя безграничная благодарность русскому благороднейшему дворянину Ивану Сергеевичу Тургеневу за дивное стихотворение в прозе.