Комментированное чтение 2 главы романа Евгений Онегин


Тема урока: Роман «Евгений Онегин» А.С.Пушкина
Цель:
Показать учащимся 2 типа героев: Онегин-Ленский, Ольга-Татьяна, их непохожесть, особенности, образ поместного дворянства
Развивать навыки комментированного чтения, анализа текста, речь, мышление, логику
Воспитывать любовь к литературе, любовь и уважение к близким людям
Ход урока:
Вступительное слово:
На прошлом уроке мы познакомились с романом «ЕО». На дом вам было задано прочтение 2 главы романа. Но прежде чем приступить к работе над ней, давайте вспомним, о чем говорится в 1 главе романа в стихах.(О Онегине ,кот.приезжает к умирающему дяде в деревню. Хандра Онегина)- Чтение 1-2 строфы.
- Что говорит автор о деревне? (В строфе отразились черты знакомого П пейзажа Михайловского, однако деревня Онегина является не копией какой-либо реальной, известной П местности, а художественным образом.)
4 строфа:
Ярем он барщины старинной / Оброком легким заменил... — В кругах Союза Благоденствия оброк считался не только более легкой формой крепостной зависимости, но и путем к освобождению крестьян.
5 строфа:
Он фармазон; он пьет одно / Стаканом красное вино... — Фармазон — искаженное название члена масонской ложи (франк-масон) скоро сделалось ругательством со значением «вольнодумец»
6-7строфа:
Появление Ленского – образ Ленского
С душою прямо геттингенской... — «Геттингенская душа» была для П вполне конкретным и далеким от политической нейтральности представлением. Геттингенский университет был одним из наиболее либеральных университетов не только Германии, но и Европы (расположенный на землях ганноверской династии, он был подчинен английским законам).
Поклонник Канта и поэт. — Кант Иммануил (1724—1804) — немецкий философ, автор «Критики чистого разума» и «Критики практического разума»
И кудри черные до плеч. — Короткой стрижке денди (см. с. 550) противопоставлялись длинные кудри вольнодумца.
-Вспомните, какая прическа была у Онегина?
Он верил, что друзья готовы / За честь его приять оковы... — Имеется в виду баллада Шиллера «Порука», в которой один из героев
представляет свою жизнь порукой за слово друга.
Разбить сосуд клеветника... — Сосуд (церковносл.) здесь: оружие (ср.: Псалтирь, псалом 7, стих 14: «Уготова сосуды смертныя»), то есть Ленский верил, что друзья готовы разбить оружие клеветы.9-10 строфы:
Строфы посвящены характеристике поэзии Ленского.
-Как автор характеризует героя?
10 Строфа дает набор общих мест романтической поэзии. Не только фразеологизмы «дева простодушная», «сон младенца», «пустыни неба», «богиня тайн и вздохов нежных» были многократно повторяющимися штампами романтической поэзии, но и рифмы этой строфы: «послушный — простодушной», «ясна — луна», «безмятежных — нежных».13-17:
14:
Все предрассудки истребя... — Истребление предрассудков — один из основных лозунгов Просвещения XVIII в., поскольку затемнение разума народа считалось условием возникновения деспотизма.
Мы все глядим в Наполеоны... - символ и высшее проявление всеевропейского эгоизма
16:
И предрассудки вековые... — Учение о предрассудках занимало большое место в социологической концепции философов-просветителей XVIII в. Считая человека добрым и разумным по природе, просветители объясняли зло порождением деспотизма и суеверия
20-22: - О чем говорится в этих строфах?
Строфы написаны в ключе романтической элегической поэзии и представляют собой пересказ бытовой ситуации (детство Ленского, его отъезд, дружба отцов-соседей и пр.) языком штампов русской романтико-идиллической поэзии 1810-х — 1820-х гг.
23 строфа -
-Здесь появляется образ Ольги. Как автор рисует ее? (ответы детей, цитирование).
-О какой особенности Ольги говорит автор? (23 строфа)
24:
Ее сестра звалась Татьяна... - Подсчеты В. А. Никонова (к сожалению, проведенные на частичном материале) показывают резкое разделение женских имен XVIII — начала XIX в. на «дворянские» и «крестьянские». Агафья, Акулина, Ирина, Ксения, Марина и др. были, в основном, крестьянскими именами, а Александра, Елизавета, Ольга, Юлия — дворянскими. Имя «Татьяна» встречается у крестьянок от 18 до 30 (по различным уездам) раз на тысячу, а у дворянок — лишь 10.
-Давайте проследим за тем, что говорит о Татьяне: (с 25 строфы с комментированием читает ученик)до 29 строфы.
27:
Но куклы даже в эти годы... Серьезное поведение в детстве, отказ от игр — характерные черты романтического героя.
...страшные рассказы / Зимою в темноте ночей... — Обычай рассказывать страшные истории укоренился в литературной среде, связанной с романтическими тенденциями.
29:
Она влюблялася в обманы / И Ричардсона и Руссо. — Ричардсон Самуил (1689—1761) — английский романист, автор романов «Памела, или Вознагражденная добродетель» (1740), «Кларисса Гарлоу» (1748) и «Грандиссон» (1754). Популярные в XVIII в., эти романы читались в русской провинции еще и в начале XIX столетия.
30:
Не потому, чтоб Грандисона / Она Ловласу предпочла... — Примечание П: «Грандисон и Ловлас, герои двух славных романов» (VI, 192). Первый — герой безукоризненной добродетели, второй — коварного, но обаятельного зла. Имена их сделались нарицательными.
-Что говорится о матери Татьяны? (30-33)
32:
Вела расходы, брила лбы... — Брить лбы — сдавать крестьян в рекруты. При приеме рекрута ему сбривали спереди волосы.
34:
-Что говорится об отце?
35:
-Что говорится о семье?
36: смерть Дмитрия Ларина.
37:
-Что мы узнаем о Ленском после смерти отца Татьяны и Ольги?(до 40)
ДЗ: прочитать 3 главу