Выступление на заседании МО учителей гуманитарного цикла Облако слов на уроках русского языка и литературы


Коммунальное государственное учреждение «Костанайская коррекционная школа- интернат №2 для детей – сирот и детей , оставшихся без попечения родителей» Управления образования акимата Костанайской области
Выступление на заседании методического объединения
учителей гуманитарного цикла
«Облако слов» на уроках русского языка и литературы»
Подготовила: Онуприенко Надежда Андреевна,
учитель русского языка и литературы
Костанай2015 – 2016 уч.годКак известно, «все течет, все меняется». Это выражение определяет постоянную изменчивость всех вещей, излагает сущность учения одного из ранних основоположников диалектики, греческого философа-материалиста Гераклита из Эфеса (ок. 530 - 470 до н. э.). Изменения свойственны всему.
Пожалуй, я не ошибусь, если предположу, что образование, как никакая другая область, претерпевает постоянные изменения. Общество, условия жизни в обществе стремительно меняются, и образование должно соответствовать его запросам. Меняются требования к образовательному процессу и его результатам (выпускнику), соответственно, меняются и содержание образования, образовательные технологии, подходы, методы, приемы, средства обучения и мн. др.
Все это требует от современного учителя мобильности, готовности трудиться в условиях постоянных изменений. Мобильность (от лат. mobilis - подвижный, подвижной) - подвижность, готовность к быстрому выполнению заданий. Профессиональная мобильность - возможность и способность успешно переключаться на другую деятельность или менять вид труда.  Учитель находится в постоянном поиске педагогических решений.
Я работаю учителем русского языка и литературы в классах с учащимися с задержкой психического развития. Для данной категории детей характерны: низкая учебная мотивация; повышенная истощаемость, в результате чего низкая работоспособность; незрелость эмоций, воли, поведения; ограниченный запас общих сведений и представлений; бедный словарный запас; несформированность навыков интеллектуальной деятельности; замедленное восприятие; несовершенные виды памяти. Рабочее состояние детей с задержкой психического развития, во время которого они способны усвоить учебный материал и правильно решить те или иные задачи, кратковременно. Как показывает практика, нередко дети способны работать на уроке всего 15–20 минут, а затем наступает утомление и истощение, интерес к занятиям пропадает, работа прекращается. Пытаясь решить поставленные передо мной (учителем детей с особыми образовательными потребностями) задачи, я стараюсь всегда применять на своих уроках что-то новое, необычное, интригующее, то, что увлечет детей, вызовет в них желание узнать, решить, достичь результата, и приведет к осознанию, что им это удалось. Иными словами, всячески стараюсь повысить учебную мотивацию и познавательную активность через активные формы обучения.
У каждого учителя есть своя копилка методических приемов, которая помогает ему достигать запланированных результатов. Совсем недавно, побывав на курсах повышения квалификации при АО НЦПК«Өрлеу», я познакомилась с одним из новых приемов, который помогает решить множество образовательных задач. Я говорю об Облаке тегов.
Что же это такое? Облако тегов (Облачные теги, Облако слов) — это форма визуализации данных, представляет собой набор ключевых слов и словосочетаний, написанных разными размерами шрифта и, иногда цвета. Важность каждого ключевого слова обозначается размером шрифта или цветом. Чем крупнее шрифт, тем чаще ключевое слово употребляется в тексте. Распространение термина «облако тегов» началось в первом десятилетии 21 века. Использовалось, в основном, при оформлении веб-сайтов, отображая их содержание и помогая в навигации.
И вот учитель научился составлять Облако слов, приспособил его для себя и сейчас уже применяет в своих учебных целях. Облако слов (так мне удобнее его называть) смотрится изящно, и работать с ним удобно, интересно и «полезно». Работа с Облаком слов захватывает моих учеников, вызывает интерес, концентрирует внимание, побуждает к поиску. А я, таким образом, решаю следующие задачи (обучающие, развивающие и коррекционные): развиваю у учащихся умение всматриваться, наблюдать, выявлять, соотносить, выделять основное или главное, анализировать; вызываю устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивирую учеников к учебной деятельности; активизирую познавательную деятельность; побуждаю их к активной работе на уроке. Такие уроки всегда яркие и запоминающиеся.
Я создаю Облако слов на Tagxedo.com. В Интернете можно найти видеоуроки, которые доступно, шаг за шагом, объяснят, как нужно создавать Облако.
Вот несколько примеров использования Облака слов на уроках русского языка литературы.
Урок русского языка в 6 классе по теме «Антонимы»: найти и выписать пары антонимов (Облако слов «Снеговик»).

Урок русского языка в 6 классе по теме «Синонимы»: найти и выписать синонимы к словам 1 вариант – буран, 2 вариант – горе (Облако слов «Яблоко синонимов»).

Урок русского языка в 7 классе по теме «Причастие»: найти и выписать причастия, выделить суффиксы (Облако слов «Елочка»).

Урок русского языка в 7 классе по теме «Действительные и страдательные причастия»: найти действительные и страдательные причастия и записать их в две колонки , выделить суффиксы (Облако слов «Туфелька»).

Урок русской литературы в 8 классе по теме «Ж.Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»: работа с цитатой Ж.Б. Мольера «Поскольку назначение комедии состоит в том, чтобы развлекать людей, исправляя их, я рассудил, что по роду своих занятий я не могу делать ничего более достойного, чем бичевать пороки моего века...». О каких пороках говорил Мольер? Найти и выписать их (Облако слов «Цветок»). Затем следует работа по толкованию слов.

Урок русской литературы в 8 классе по теме «Д.И.Фонвизин «Недоросль»: соберите героев комедии «Недоросль» (Облако слов «Звезда»).

Урок русской литературы в 5 классе по теме «Загадки»: даны загадки, найдите отгадки в Облаке слов и запишите их (Облако слов «Зонтик ответов»).

Загадки
1.Лапкой умывается, а с водой не знается. 2.Гладишь-ласкается, дразнишь -кусается. 3.По веткам скачет, а не птица. Рыжая, а не лисица. 4.Не зверь не птица, а нос, как спица. Летит-кричит, сядет – молчит, Кто его убьёт, свою кровь прольёт. 5.Из почек появляются, весной распускаются, Летом шелестят, осенью летят. 6.Цветы её когда цветут, Похолодание тут как тут. 7.На лугу растёт она, Подойдёт её пора- Срежут острою косой И уложат в стог большой. 8.Под сосною у тропинки Кто стоит среди травы? Ножки есть, но нет ботинка, Шляпка есть - нет головы. 9.Подскажи-ка мне, как у ёлки называются иголки. 10.В огороде он растёт, Но не требует забот. Как его мы замечаем, С грядки тут же удаляем. 11.Что за плакса навсегда Поселилась у пруда. Ветви в нём свои купает, Это дерево кто знает?12.Он в лесу стоял, никто его не брал. В красной шапке модной, никуда негодный.
13.Солнце с брызгами играет, семь цветных полос включает. 14.Семь друзей и все прекрасны. Шесть чёрных, один - красный.15.Он тайги хозяин строгий, Кабинет его в берлоге.
Облако слов можно использовать на различных этапах урока. Помните, нестандартно подготовленные задания позволяют поддерживать активность класса и интерес детей к предмету.