Презентация к выступлению на семинаре Эффективные приёмы формирования читательских умений на уроках русского языка


«Эффективные приёмы формирования читательских умений на уроках русского языка»
К. Д. Ушинский «… извлечь из мертвой буквы живой смысл… Читать - это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное - вот в чем главное» практическая грамотность, речевая и языковая компетентность учащихся через использование текста в качестве дидактического материалаЦель: Одно из направлений современной методики – текстоориентированный подход, то есть обучение на основе текста Требования к тексту:доступность, познавательность, интересность, новизна, современность, информативность, соответствие возрастным и учебным возможностям учащихся, согласованность с программой данного класса. Задачи:коммуникативная цель чтения;план, тезисы, пересказ;основная мысль текста;главная и второстепенная, известная и неизвестная информация;информация, иллюстрирующая языковые факты, явления или аргументирующая выдвинутый тезис;комментарии и оценка информации текста. способы осмысления текста:постановка вопросов к тексту;построение смысловых опор; создание вторичных текстов;конструирование собственных высказываний о прочитанном. Приём «Феномен» Об этом озере не пишут и громко не говорят. КружиШЬ по лесу молчаливому, ищеШЬ, как просочиться к озеру – не найдёШЬ, и спросить не у кого: напугали народ, никто в том лесу не бывает. И только вслед глуховатому коровьему колокольчику проберёШЬся к нему в час полуденный, в день дождливый. И лишь блеснёт оно, громадное, меж стволов, а уж знаеШЬ: это местечко на земле полюбил ты на весь свой век. (А. Солженицын) Лингвистические сказки Тим и Том – два человечка, которые никогда не ссорятся и ходят в больших друзьях. А не ссорятся они потому, что любят все разное: Том любит только то, что начинается с твердого согласного звука, а Тим- то, что с мягкого. Том любит торт, а Тим – печенье. Тим пишет стихи, а Том раскрашивает картинки. Подчеркните названия тех конфет, которые любит Том: «Белочка», «Маска», «Кара-Кумы», «Мишка», «Любимые», «Ночка», «Пилот», «Коровка».
Приём «Письмо с дырками»1) Имя существительное обозначает… Отвечает на вопросы… Начальная форма имени существительного - … падеж…числа.2) Имена существительные имеют следующие постоянные признаки: … или …. … или … Относятся к … или …, или … роду, к … , или … , или ….. склонению. Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:…. Существительные изменяются по … и … .3. В предложении имя существительное может быть как …, … , … , … , … . Имя существительное не является членом предложения , если… . Прием «ВЕРите ли вы…»Причастие - это самостоятельная часть речи.Причастия совмещают в себе признаки глагола и прилагательного.Причастия бывают 1 и 2 спряжения.Причастия бывают совершенного и несовершенного вида.Причастия могут быть действительными и страдающими.Действительные причастия могут иметь краткую форму.Причастие с зависимым словом называется причастным оборотом. Прием «Ассоциация» ТЕМА«Частица как часть речи»АССОЦИАЦИИслужебная часть речи, смысловые оттенки, чувства, эмоции, формы слов Графическая Переработка информацииОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫСХЕМЫЛОГИКО-СМЫСЛОВЫЕ МОДЕЛИ

Синтаксические ИВС (фигуры речи)ЭпифораБессоюзие ПараллелизмРитоpическое обращениеМногосоюзие Риторический вопросУмолчаниеАнафораГрадацияКЛАСТЕР Имена существительныеОдушевлённыеживые предметы,предметы похожие на человекаНеодушевлённые неживые группыпредметы живых предметов








Приемы по развитию навыков решения проблемМозговой штурмКарусельКорзинаПисьмо по кругу Роман с продолжением


ТВОРЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕмаркировка текста, выделяя главное;пересказ по маркированному Приём «Инсерт»V+-?Я это зналЭто для меня абсолютно новоеЭто противоречит тому, что я зналЯ хочу знать об этом больше
Роза - красивая, розовая, душистая…Часы - наручные, мужские, дорогие … Бармалей - страшный, волосатый, злой…Лимон - жёлтый, кислый, ароматный…Скоморох- озорной, весёлый, румяный…ПРИЁМ СЛОВАРИК


Диктант значенийЛицо, находящееся в переписке с кем-нибудь. (корреспондент)Совокупность всех притоков реки, озера. (бассейн) Система взглядов, воззрений на жизнь, природу и общество. (мировоззрение)
Приём «ЗАменА» Толочь воду в ступе – заниматься бесполезным делом.В черном теле держать – плохо обращаться с кем-нибудь, плохо содержать кого-нибудь.

«Лови ошибку» ВОЛЧИЙАППЕТИТПРИЁМ «ПЕРЕВЁРТЫШИ»

Приём «МОЗАИКА» Весь день бегают скворцы по дорожкам, охотятся в поле, собирают корм. После прилёта скворцы начинают устраивать свои гнёзда. Они чистят домики- скворечники, носят в клювах былинки и лёгкую подстилку. Сидя на ветке дерева, скворец распевает по утрам свои звонкие песни. (По И. Соколову-Микитову)


ПРИЁМ «МЕНЯЕМ СТИЛЬ» Поздняя осень Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжёлые, влажные облака. Голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Листва на старых деревьях давно облетела, и только молодые отдельные березки сохраняют ещё свои увядшие желтоватые листья. Ярко выступают в этом изобилии красок вечнозелёные ели и сосны. Устлана земля сухими разноцветными листьями. ………………………………..………………………………..……… снежной ……………, Неподвижною, немою, Чудной ……………………... . ………………….., ………….., …….. олшебным …………., ………………., ……………. Лёгкой …………. пуховой... Ф. И. ТютчевПРИЁМ «РАЗУЧЕННЫЙ ДИКТАНТ» Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит, И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован, Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Лёгкой цепью пуховой... Ф.И.ТютчевПРИЁМ «РАЗУЧЕННЫЙ ДИКТАНТ» ДИКТАНТ С ПРОДОЛЖЕНИЕМ Любите чтение, потому что литература даёт вам глубокий опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нём не только чувство красоты, но и понимание жизни, служит проводником в другие эпохи,- словом, делает вас мудрыми. Д.С.Лихачёвrrrrr Восстановленный диктант1 вариантглаголы2 вариантимена существительные Рецепт счастья Возьмите чашку терпения, влейте туда полное сердце любви, бросьте две пригоршни щедрости, плесните туда же юмора, посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и всё это хорошенько перемешайте. Потом намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своём пути. (Р. Шапиро) «Только осмысленное и прочувственное чтение – совершенство». А. С. Пушкин